Пекинские мученики,

Общество, 10:30, 2 июля 2010

или Как православные китайцам молятся.

-24 июня - День памяти святых китайских мучеников, погибших 110 лет назад, в 1900 году. Эта дата будет отмечена в Забайкалье? - спрашиваю у сотрудника Читинско-Краснокаменской епархии Русской Православной Церкви.

- Нет, впервые слышу о православных китайцах! Что это за история?

Беспокойные "боксёры"

Если бы пришлось охарактеризовать Пекин одним словом, а точнее, иероглифом, безусловно, я выбрал бы "ань" - "спокойствие". А как иначе, когда название главного проспекта столицы - Чананьцзе (улица длительного спокойствия), на севере от него - Дианьмэнь (улица земного спокойствия), на юге - Гуананьмэнь (улица обширного спокойствия), а ещё есть улица успокоения, правая улица спокойствия, левая улица спокойствия и даже улица спокойной совести! И все они впадают в просторную Тяньаньмэнь - площадь небесного спокойствия. Но вот в июне 1900 года на всех этих многочисленных "ань" было неспокойно…

Полыхали изогнутые крыши фанз. Зарево пожара переливалось с солнечным закатом, а поджарые "боксёры"-ихэтуани пугали пекинцев своими белыми повязками с алым кулаком в центре. Эта эмблема вкупе с мастерским владением восточными единоборствами и дала азиатским бунтарям прозвище, под которым они, рьяные ненавистники европейцев, вошли в историю.

- Ша! Ша! Ша! - этот змеино-шипящий звук доносился из каждой подворотни. - Ша! Ша! Ша! - перевод прост - "убивай". Кого? Разумеется, христиан - "последователей дьявола", как считали обезумевшие азиаты.

Самой страшной для православных китайцев Пекина стала ночь с 11 на 12 июня (или с 24 на 25 по новому стилю). По свидетельству протоиерея Сергия Чана, бывшего очевидцем тех жутких событий, "ещё накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывающие к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать". С наступление сумерек "каратисты" перешли от слов к делу: ихэтуани хватали христиан и истязали их, заставляя отречься от Иисуса. В ужасе многие китайцы оставляли православие и воскуривали благовония перед буддийскими и даосскими храмами. Тех, кто отказывался, ждала тяжёлая участь - им распарывали животы, отрубали головы, сжигали…

По воспоминаниям очевидцев, многие китайцы самоотверженно встречали смерть. Православный проповедник Павел Ван умер с молитвой на устах, а учительница воскресной школы Ия Вэнь была казнена дважды. Вначале "боксёры" изрезали её и забросали тело землёй. Когда она всё-таки очнулась, стоны несчастной услышал сторож и перенёс женщину в свою будку. Но вскоре китаянка была вновь схвачена и замучена до смерти. Митрофана Цзи-Чун, первого китайца ставшего православным батюшкой, смерть настигла во дворе собственного дома.

Иннокентий Фань, Мария Жуй, Пётр Ли, Лев Хай… Вот лишь некоторые из имён китайских мучеников. Всего в дни пекинских погромов погибло 222 православных китайца, канонизированных Русской Церковью 11 октября 1901 года.

Память

Как уже было сказано, китайские мученики были прославлены ещё в начале ХХ века. Днём их памяти было избрано 11 июня (24 по новому стилю). После того как в Поднебесной был установлен порядок, глава Пекинской Духовной Миссии епископ Иннокентий (Фигуровский) начал строительство православного храма Всех Святых мучеников. В склеп, сооружённый под новой церковью, были перенесены останки погибших.

До революции 1917 года во всех православных храмах Китая ежегодно читались списки с именами этих святых. Были они известны и священникам Забайкальской и Нерчинской епархии, в ведении которой с 1900 года находились православные церкви Манчжурии.

Но уже в середине ХХ века в Китае возродились новые ихэтуани - хунвейбины, "красные часовые". Они разрушили храм Всех Святых мучеников. Был снесён и православный погост возле церкви.

Но оказалось, что о самоотверженных пекинцах забыли не только в Поднебесной, но и в самой Русской Церкви, на долю которой после Октябрьской революции выпало немало собственных испытаний. Так день памяти китайских новомучеников долгие годы не отмечался ни в Троицком календаре Русской Православной Церкви за рубежом, ни в календарях Московского Патриархата.

Лишь в начале XXI века Церковь призвала к восстановлению почитания "святых мучеников боксёрского восстания". На месте их подвига в Пекине был установлен крест, а день их памяти вернулся в некоторые православные календари. Но в основном, патриаршем, он так и отсутствует.

В 2003 году по инициативе благотворительного фонда "Совесть" и с благословения архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия была написана икона святых китайских мучеников, которая до 2005 года находилась в храме Вознесения Господня в Екатеринбурге. Сейчас образ помещён в Свято-Троицкий собор города Красноуфимск. Их память чтят в храмах Хабаровска, Благовещенска и Владивостока.

Однако до Читинской епархии, которой, как кажется, пекинские события должны быть наиболее близки, эти нововведения пока не дошли - ни в одном храме Забайкалья святые китайцы не упоминаются. Между тем уже в следующем году исполнится 110 лет с момента их канонизации.

Вместо P.S.

24 июня на Интернет-блоге одного из читинских священников появилась следующая запись: "Из институтского курса истории стран Азии и Африки я что-то слышал о восстании ихэтуаней или восстании "боксёров" против проклятых империалистов. Тогда всё выглядело романтично: бедные китайцы не выдержали гнёта колонизаторов. Но реальность, как это часто бывает, оказалась другой. "Скромные повстанцы" устроили резню своих православных соплеменников. Так вот сегодня их память и совершается. Святые мученики китайские, молите Бога о нас".

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности