Просто пишущий человек

Культура, 08:04, 20 марта 2011

21 марта – Всемирный день поэзии.

Одни этой женщиной восторгаются, другие – осуждают её. Одни видят в ней правозащитника, другие – «бабу Ягу, которая всегда против». Но и те, и другие признают: на её долю выпало невиданное число страданий, которые она смогла преодолеть, не растеряв себя. О том, что спасает от смерти и ради чего стоит жить, читателям «Забмедиа.Ру» рассказала самая известная поэтесса нашего края Елена Стефанович.

Елена Викторовна, прочитал в одной из Интернет-энциклопедий, что вы – «советский и российский писатель». Согласны с таким определением?

- Люди часто преподносят мне разные сведения из Интернета. Кто-то, посмеиваясь, сообщил, что на одном сайте указано: «суммарный тираж «Дурдома» Стефанович превышает Библию». Я полагаю, что есть определённое число людей, которым эта тема интересна, но не до такой степени! Я ни с Библией, ни с Кораном не конкурирую. Мне это не нужно. И я не российский и не советский писатель, а - просто пишущий человек. И когда на литературных встречах спрашивают «о творческом пути», внутри всё сжимается – какой путь? Нет его! Просто порой приходит человек и рассказывает историю, которая вводит тебя в ступор, и ты понимаешь, что должен о ней прокричать.

Вы разговариваете с читателем на трёх языках – прозы, поэзии и публицистики. Какому-то из них отдаёте предпочтение?

- Никогда не выбираешь, на каком языке сегодня будешь говорить с читателем. Событие само диктует «правила игры». Есть вещи, о которых невозможно сказать языком поэзии. Ко мне время от времени прибегают важные людишки и просят: «Напишите вот об этом и об том». И я пишу, но это не поэзия! Поэзия – это обречённость, это мгновение, когда хватаешь бумажку и пишешь. У меня были ночи, в которые я писала по 60 стихов или, как я их называю, «стихопадов». За ночь исписывала толстую тетрадь. Руку сводило. Взрыв чувств и эмоций! И если пишу о природе, это не значит, что я смотрю на какой-то пейзаж и вдохновляюсь. Напротив: чем поганее на душе, тем ярче стихи. Это, наверное, закон самосохранения. Когда оставалось только умереть – поэзия спасала. Множество стихов написаны под кроватью первого буйного отделения читинской психиатрической больницы. В круглосуточном рёве и ужаснейшем окружении.

Интересно, что когда я писала только стихи и газетные материалы, меня обвиняли в том, что я вижу мир в радужном свете. А когда стала писать прозу, наоборот, послышались упрёки в очернении замечательной жизни нашего прекрасного народа. Ни в первом, ни во втором случае правды нет! У меня никогда не было задачи, что-либо приукрасить или очернить. Просто в жизни бывали события, о которых я считала нужным сказать.

Ахматова часто говорила о Музе, которая диктует так, что надо только успеть записать «без помарок».

- Согласна на тысячу процентов! Были моменты, когда я пыталась себя задавить: «больше не буду»! День не писала, два… А потом – понеслась! Ведь для окружающих пишущий человек – помешанный. Да, есть хрестоматийные писатели, которые давно умерли, но представить, что твоя соседка, которая, также таскает мусор на помойку, тоже писатель?! Нет, быть не может! «Она, наверное, просто дура». Если ты, взрослая женщина, пишешь анонимку на соседа или кляузу в ЖЭК – это нормально. Но стихи – «ты в своём уме?». Но с уверенностью могу сказать: к каким станкам или прилавкам меня бы не поставь, - я всё равно писать буду!

На Руси извечно существовало понятие «совесть нации». Толстой, Солженицын, Сахаров… А сейчас есть ли «совесть» или перевелась?

- Когда жили Солженицын или Сахаров, было множество людей, которые на кухнях переписывали тридцатую копию «Архипелага». Были те, у кого болело сердце. Сегодня «совести» нет, потому что и нации не осталось. Нет того народа, ради которого хотелось бы совершить подвиг, взойти на костёр. Когда большая часть населения озабочена исключительно проблемами рублей-шмоток-должностей, необходимость в совести отпадает. Для кого? Для людей, которые не только изъясняются матом, но и думают на нём. Ради них лезть на амбразуру? Увольте!

И, знаешь, когда я услышу, что в нашей стране вновь проходят еврейские погромы, а мы к этому приближаемся, я поеду в семью первого знакомого еврея и буду там ждать. Потому что жить больше будет не зачем. Творить для быдлячьего рыла, что сидит, распустив пивной живот, и рассуждает о превосходстве наций, я не стану.

Что для вас «интеллигенция», и не кануло ли это определение в Лету?

- Я застала времена, когда любой человек в шляпе был «интеллигент проклятый». И не важно – агроном он, пасечник или шофёр. У нас вообще странное отношение к интеллигентности: нацепил человек на грудь два «поплавка» - «о, умный какой!». Интеллигентность часто связывают с образованностью, но это разные вещи. Ты можешь официально быть художником или артистом, оставаясь при этом быдлом неумытым. Интеллигентности или одаренности не учат в вузах - либо дано, либо нет. Это не предмет гордости, но я не знаю, что такое «ямб» или «хорей», но чувствую, как должны правильно стоять слова.

Союз писателей – это реликт советской эпохи?

- Нет, творческим людям профсоюз нужен. Его главная задача – работать с подростом, помогать становиться на крыло. Я до сих пор жалею, что многие талантливые ребята обделены вниманием, уничтожены как поэты. Работа с молодёжью в нашем Союзе полностью потеряна. В Забайкалье можно набрать десятка два молодых авторов. Крепкий, добротный костяк. Но они никому не нужны.

Возрастную дистанцию ощущаете?

- Нет, я совершенно не понимаю свой возраст! Видимо, десять лет, проведённые в известном заведении, не прожиты и мстят. Я живу врозь с паспортом. Посмотрю на дату рождения, и дурно становится. Потом уже придумала: «Мне паспорт подбросили, у него свой возраст, а у меня – свой». И я с молодёжью комфортно себя чувствую, прекрасно понимая, о чём они говорят. В молодых людях, конечно, много наносного, но те дурные примеры, что преподносит им сегодня телевидение, взрослые делают, а не пацаны.

Ваша главная задача на сегодняшний день?

- Не потерять веру в окружающий мир.

Елена Викторовна, что бы вы пожелали читателям «Забмедиа.Ру» в канун Всемирного дня поэзии?

- Если люди хотят чего-то достичь, пусть самолюбие засунут куда подальше. Нужно научиться слышать любые замечания. Даже если совсем с ними не согласен. Даже если совсем иначе думаешь. Чем больше разных точек зрения услышишь, тем лучше! Нужна начитанность. Должен быть культурный пласт. Необходимо понимать, что до тебя уже сделано. Лишь тогда сможешь предложить что-то своё. Так что, дорогие читатели, слушайте всех, а прислушивайтесь к себе.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности