Не плачь, девчонка!
Как уйдут военные из Забайкалья?
После расформирования Сибирского федерального военного округа для многих забайкальских городков нарисовалась перспектива либо передачи, либо расформирования. Десятки, а то и сотни военнослужащих покидают край. Что останется после них? Что станет с военными городками, жизнь которых держалась и вертелась вокруг армейских порядков? А с немногочисленным гражданским населением этих бывших стратегических пунктов?
Поселения-призраки
28 марта на беседу о том, что будет делать край в этой ситуации, депутаты краевого Законодательного собрания пригласили Александра Холмогорова, вице-премьера регионального правительства.
Разговор начался с истории посёлка Степь, название которого несколько лет назад часто употреблялось в связке с прилагательным «замерзающий». После расформирования СибВО вопрос о будущем Степи и ещё 67 военных поселений встал ребром: что делать с инфраструктурой: рассыпающимися на глазах домами, теплообеспечением, водоснабжением, с дышащей на ладан канализацией, не соответствующими требованиям детсадами? Что делать со всем этим в принципе?
Кстати, о 68 военных городках. Именно это число населённых пунктов, готовых к передаче, озвучило министерство обороны. В министерском реестре списанию с баланса значатся 337 жилых домов, 106 котельных, 210 объектов социальной инфраструктуры. Но когда представители администрации Забайкальского края начали «пересчитывать» поселения из списка, то из 68 заявленных они сумели насчитать лишь 12.
- Многих городков, которые министерство обороны пытается передать, уже не существует. Мы сообщаем: «Этого нет, этого нет». Нам отвечают: «Как нет? У нас на балансе стоит, значит, есть», - возмущённо говорил Александр Холмогоров.
В пример он привёл военные городки в Шерловой горе, в Верх-Усуглях, в Могоче.
С глаз долой – с баланса вон
Армия покидает забайкальские городки, и всё то, что будет твориться в этих самых городках, как будут выживать оставшиеся там люди – не дело военного начальства. По всей видимости, именно этой логикой руководствуются в министерстве, желая поскорее сбросить с балансовых плеч ставшие обузой дома, улочки, по которым недавно ходили люди в форме, медпункты, обслуживавшие одних лишь военных, врачей и учителей, десятки лет лечивших и учивших «щит России» и видевших в них гарант завтрашнему дню, военных пенсионеров, остающихся здесь, памятные уголки для тех сотен тысяч людей, в чьей биографии Забайкалье навсегда записано несколькими годами, отданными Родине. Можно так делать по-человечески? Честно ли?
Хотя честность – дело людей, а не министерств и ведомств. Сейчас в качестве третьего лица в передаче имущества участвует министерство регионального развития РФ, все решения и действия должны согласовываться с ним. В частности, документация (по многим пунктам реестра никаких документов попросту не существует) и состояние (какие-то объекты, как оказалось, давно были выведены из эксплуатации, технические параметры многих из-за старости оставляют желать лучшего). Край хочет детально посмотреть и проанализировать, что именно падает на баланс его бюджета с широкого военного плеча. Проанализировать и, перед тем, их как принимать, в идеале попросить «дарителей» привести объекты в состояние пригодности к использованию.
Сегодня создана единая рабочая группа, которая занимается инвентаризацией перечня объектов и выявляет дефекты передаваемого имущества.
Минобороны же ратует за передачу имущества в особом порядке. Особый порядок предусматривает исключение из цепи «минобороны-минтерразвития-Забайкальский край» среднего звена, то есть посредника, контролирующего процесс передачи. В этом случае она будет заключаться лишь в подписании документов, без составления технических характеристик. И никаких вам переговоров, изучения состояния объектов, никаких вопросов о судьбах тех, кого в светлое будущее военной реформы не взяли, и кто вынужден остаться в осиротевших бывших военных поселениях.
- Мы являемся противниками передачи в особом порядке в обход территориального управления недвижимости. Мы будем упираться до последнего, - подчеркнул Александр Холмогоров.
О тех, кто останется
Если некоторые городки есть возможность сохранить без переселения оттуда жителей, то по таким населённым пунктам, как Степь и Ясная, споры ещё предстоят.
За счёт краевого бюджета для сохраняемых поселений уже куплены две котельные, примерная мощность которых составляет семь гигакаллорий, ещё две планируется приобрести в этом году. Также для передачи заявлены девять детских садов, пять из которых уже согласовывают муниципалитеты. По остальным, сказал Сергей Новиченко, руководитель департамента земельных отношений и государственного имущества Забайкальского края, вопрос открыт, так как детсады расположены либо в помещениях бывших казарм, либо в жилых домах. После передачи их работа по назначению из-за несоответствия технических параметров нормам закона будет невозможна. Ни по одному из детских садов документация ещё не представлена.
Судьба жителей Степи и Ясной пока не решена. Администрация Забайкальского края предлагает министерству обороны выдать всем тем, кто служил в армии и теперь живёт в посёлке Степь, сертификаты на приобретение квартир в других городах. Минобороны такой же вариант предлагает для Ясной. Во всех случаях руководителям муниципалитетов дано указание взять объекты военведа под охрану, поскольку «всё равно придётся принимать».
Вместе с этим вот уже несколько лет наш регион обращается в минобороны с просьбой передать краю такие объекты, как имущество военных в селе Зыково, в Борзе, аэропорт Черёмушки. Ответа нет до сих пор.
Около 60% территории Читы находится в ведомстве госструктур, и большая часть этой территории принадлежит именно министерству обороны. За то, что в черте города масса брошенных объектов, превратившихся в свалки, военных привлекали к ответственности через прокуратуру. Вот только заброшенные дома в Чите и брошенные посёлки – не одно и то же. Здесь придётся работать не прокуратуре, а настойчивости местных представителей власти и благоразумию, дальновидности и деловой чистоплотности – федеральных.
Чтобы бывшая мощь приграничной территории не превратилась в городки-призраки и не аукнулась десятками брошенных, не устроенных людей, надо уходить честно. Так же, как эти самые люди, которые сегодня остаются, поступали по отношению к вам, пока ваше будущее и Забайкалье были одним целым.

Сколько времени в течение суток вы проводите в интернете? — итоги опроса ZAB.RU

Набережная Читы как решение городских проблем

Чёрные лесорубы спилили лес на 3 млн рублей в регионе

Читинцы жалуются на обслуживание управляющей компании

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях
