Зона бедствия

Происшествия, 13:16, 19 апреля 2011

Из-за чего вспыхнула краснокаменская колония?

Ночь с субботы на воскресенье выдалась жаркой для осужденных и персонала исправительной колонии №10, расположенной в Краснокаменске. Примерно в 3-30 17 апреля группа «отрицательно настроенных осужденных» подожгла здания и помещения ИК-10 – в итоге выгорели все жилые корпуса, ряд хозяйственных и административных зданий и помещений колонии.

Отказ от еды

Официальным днем основания краснокаменской колонии считается 19 декабря 1967 года.

Как сообщает УФСИН России по Забайкальскому краю, строительство колонии шло одновременно со строительством Краснокаменска: возводились помещения для батальона охраны внутренних войск МВД, зданий барачного типа для размещения осуждённых, столовой, школы и штаба. Начался выпуск первой швейной продукции. К 1983 году количество осуждённых достигло 1800 человек, в полную силу работала школа рабочей молодежи, ПТУ.

В апреле 2004 года был образован участок колонии-поселения. Создан отряд адаптации вновь прибывающих в учреждение.

Мировую известность «десятка» получила в октябре 2005 года – когда туда в глубочайшей тайне был этапирован экс-олигарх Михаил Ходорковский. В Краснокаменске Ходорковский просидел до декабря 2006 года, все это время местные и федеральные СМИ описывали едва ли не каждый его шаг в колонии.

В Краснокаменске нередкими гостями стали и журналисты из различных стран, местные жители со временем уже перестали удивляться человеку с камерой, прогуливающемуся около «Даурии» или «Универмага».

Когда Ходорковского этапировали из ИК-10 в читинское СИЗО (а оттуда – в Москву), «десятка» практически перестала фигурировать в репортажах московских и иностранных СМИ. Но, как выяснилось, колония не пожелала, чтобы о ней забыли. В последнее время она вновь стала «героем» горячих материалов.

В частности, 27 марта во время завтрака часть осужденных ИК-10 отказались принимать горячую пищу.

Как тогда сообщила пресс-служба УФСИН по Забайкальскому краю, протест был вызван распространением среди осужденных «заведомо ложной информации о старшем дневальном одного из отрядов учреждения». Он, по мнению определенной части осужденных, относится к осужденным «с низким неофициальным статусом». Хотя, отметили в краевом УФСИН, дневальный отбывает наказание с декабря 2002 года, и ранее такой информации в отношении него не имелось.

В тот же день организаторы провокации были установлены и изолированы в штрафной изолятор. А личный состав учреждения перевели на усиленный вариант несения службы.

Горячая ночь

Прошло меньше месяца, и стало известно об очередном бунте в «десятке». На сей раз осужденные пошли дальше и спалили колонию.

О том, как это было, на следующий день подробно сообщила Краснокаменская межрайонная прокуратура:

«17 апреля в промежутке времени между 2 и 3 часов ночи группа отрицательно настроенных осужденных, применяя заранее приготовленные факелы, горючие жидкости, запалы, вооружившись ломами, металлическими трубами и другими предметами, совершила поджог зданий и помещений исправительной колонии № 10.

В результате этих действий выгорели все жилые корпуса, ряд хозяйственных и административных зданий колонии. Пожарным расчетам удалось отстоять от огня лишь малую часть построек – часть кухни и столовой, банно-прачечного комбината, медицинскую и дежурную части, часть помещений швейной мастерской, ПТУ, школы.

Указанной группой также были уничтожены и повреждены внутренние ограждения колонии, взломан и подожжен штрафной изолятор, разграблен магазин колонии, уничтожены библиотека и клуб учреждения. Предпринимались попытки поджога пекарни, однако осужденные, работающие в ней, отстояли помещение. Преступники пытались сломать котлы, в которых готовиться пища, изрубили столовый инвентарь».

К счастью, в результате пожара никто из числа спецконтингента (1037 лиц), сотрудников органов уголовно-исполнительной системы не пострадал.

Через несколько часов о случившемся знал весь Краснокаменск. По городу стали распространяться слухи о том, что несколько осужденных сбежали. Однако, как в тот день заверили нашего корреспондента в краевом УФСИН, из колонии никто не убежал, впоследствии эту информацию подтвердили и в прокуратуре.

По предварительным данным, поджигая колонию, осужденные преследовали другую цель – дезорганизация деятельности учреждения.

- Поджог большинства строений колонии мог стать последним шагом отчаяния на произвол сотрудников учреждения, - позже предположил директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.

Правозащитник предполагает, что разом вспыхнувший пожар во всех спальных помещениях, отделенных друг от друга локальными участками – это шаг отчаяния большинства осужденных, не имеющих других способов обратить внимание на свое бедственное положение общественности и надзорных органов.

- Последний месяц в наш центр поступали сведения о том, что осужденные ИК-10 режут себе вены и объявляют голодовку. Объяснялось это следствием произвола персона учреждения. Якобы в колонии есть отряд, где руками лояльных зеков «ломают» тех непокорных, кто отказывался сотрудничать с администрацией. Попасть в этот отряд опасались многие, так как выйти оттуда они могли уже в статусе изгоя, - сказал Черкасов.

Перевод в другие колонии

Официальных комментариев на заявление Черкасова пока не поступало, но, как пишут в комментариях на сайте ИА «Забмедиа.Ру» посетители портала, «…еcли пацаны пошли на это, то ситуация в ИК очень серьёзная. Ведь по понятиям бунт – это крайняя мера, и если такое произошло, значит, лимит терпения был исчерпан…» Некоторые комментаторы, уверяющие, что знают, почему это произошло, винили во всем новые порядки, который в Забайкалье привнес новый начальник УФСИН по краю Никитеев. Правда другие посетители считают действия руководства краевого УФСИН и колонии оправданными.

А федеральные СМИ заявили, что «бунт начался после того, как руководство исправительного учреждения ввело строгий режим на территории колонии. Заключенных обязали доносить друг на друга под угрозой сурового наказания».

«Руководство колонии пыталось нейтрализовать влияние лидеров «отрицательной направленности» на осужденных и ввело новый особый режим. Теперь заключенным предлагалось доносить друг на друга, за что некоторые даже поощрялись. В колонии участились обыски и беспорядки», - написали ряд Интернет-изданий.

Как бы то ни было, в истинных причинах бунта придется разобраться следствию, которое уже установило и изолировало всех организаторов поджога и осужденных, оказавших им активное содействие. По факту поджога было возбуждено уголовное дело по статье «организация массовых беспорядков и участие в них».

После ликвидации пожара часть осужденных была размещена в уцелевших помещениях и палатках, выделенных вместе с постельными принадлежностями губернатором края. 17 апреля начался и затем продолжился перевод 700 осужденных в другие исправительные учреждения Забайкалья.

18 апреля в Краснокаменск прибыл директор ФСИН России Александр Реймер. На совещании он поставил задачу перед представителями управления кадров ФСИН России провести служебную проверку, по итогам которой будет дана оценка действиям сотрудников уголовно-исполнительной системы Забайкальского края.

Кроме этого, в Краснокаменск отправился и начальник отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в крае Олег Кириллов. В рабочую командировку представитель омбудсмена выехал для выяснения всех обстоятельств пожара в колонии №10.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности