«Мы не рождены умирать»

Общество, 12:10, 1 ноября 2011
31 октября в Агинском простились с Бабу Ламой

Возле гроба выстроились десятки лам: когда Владимир Чимитдоржиев встал на путь Будды, их были единицы. Не было тогда, в начале 1980-х, и большинства зданий современного Агинского дацана, где 31 октября прощались с Бабу Ламой. Да и верующих в те годы было меньше, чем собравшихся у тела Учителя. За 30 лет Владимир Лхамаевич сотворил чудо: он не только принял участие в возрождении буддизма, но и сделал эту религию понятной для верующих и открытой для учёных, став, таким образом, не только просветителем, но и политиком, философом и врачом.

«Не отвечать жестокостью»

О своём рождении 6 февраля 1956 года в селе Челутай Владимир Чимитдоржиев рассказывал в красках: «У бурят мужчина ассоциируется с синим небом, а женщина – с жёлтой землёй. Смешайте эти краски и получите зелёный – цвет жизни».

Окончив в 1975-м Агинское педучилище, будущий ректор уехал работать вожатым «Орлёнка» - пионерского лагеря номер один, где его научили не просто любить детей, но понимать их и направлять в верное русло, что, так умело, делал Владимир Лхамаевич со своими учениками по Буддийской духовной академии и Агинскому медучилищу.

- Конечная цель образования – передать знания следующим поколениям, обучить молодых профессии, чтобы помочь человеку самореализоваться. Ведь только из таких самодостаточных людей слагаются пассионарные силы этноса, его настоящее и будущее, - в этих словах, произнесённых Бабу Ламой на международной конференции «Мир буддийской культуры» в сентябре 2006 года, чувствуется не только педагог, но и самобытный политик. Поэтому с Владимиром Чимитдоржиевым советовались не только местные, агинские лидеры, но и политики государственного уровня, включая депутата Иосифа Кобзона.

Мыслить государственно Владимир Лхамаевич научился в школе комсомола - с 1978 по 1980-й он был инструктором Агинского окружкома ВЛКСМ и завотделом райкома комсомола. Однако в полной мере его способности раскрылись после того, как в 1980 году он стал хувараком Агинского дацана.

- В современных условиях, когда все против тебя, надо учиться не отвечать агрессией и жестокостью. В этом соль нашей религии, - говорил Бабу Лама, делясь опытом, полученным в Улан-Баторе, в Буддийском университете им. Занабазара.

Будучи автором книг «Сотереологические мотивы в буддизме», «Буддизм: персоналии» и школьного учебника «Основы буддийской культуры», Бабу Лама пользовался авторитетом среди монахов, верующих и учёных-буддологов всей страны.

«Одним из его добродетельных поступков стало то, что он прилагал большие усилия в миротворческой деятельности буддистов Азии и мира, живя в соответствии с Учением Будды о мире и гармонии между людьми», - написал в своей телеграмме генсек Азиатской Буддийской конференции за мир Булган Лама.

«Это не смерть. Это не поражение»

- Бабу Лама был одним из наиболее ярких представителей Буддийской Сангхи России. Он успел сделать много доброго и полезного для людей, - сказал 31 октября, выступая на траурном митинге, главный федеральный инспектор по Забайкальскому краю Баир Жамсуев. - Сегодня мы осознаем, что Владимир Лхамаевич был ещё и большим политиком, умело отстаивающим интересы нашего края. Ушёл из жизни философ, политик, учитель и дипломат.

В 1993 году Бабу Лама стал директором Школы тибетской медицины при Агинском дацане, а в 1994-м – ректором местного филиала Института тибетской медицины и астрологии индийского города Дхармасала. Спустя четыре года, в 1998-м, им был основан Агинский Бурятский буддийский институт, переименованный в 2003 году в Агинскую буддийскую академию. А в 2006-м Бабу Лама стал директором Агинского медицинского училища, где под его руководством была создана уникальная лаборатория по изготовлению тибетских лекарств по рецептурнику Агинского дацана.

- Суть нашей инновации в том, что мы хотим разработать и воплотить в жизнь методику преподавания восточной медицины наряду с освоением азов современной европейской медицины. В итоге будет достигнута главная цель – выпуск специалистов, освоивших знания двух полярных методов лечения, - делился планами Бабу Лама. Его мечтам удалось осуществиться: на пяти курсах буддийской академии сегодня обучается около 50 человек, а на трёх курсах медучилища уже в 2008 году было более сотни студентов.

- Буддисты не рождаются, чтобы умирать. Мы живём в этом мире, взяв свое тело в долг у родителей, - сказал в своей речи Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. - Как только тело перестает выполнять свою миссию, мы из него уходим. Это не смерть. Это не поражение. И это не потеря. Наша душа неиссякаема! Бабу-лама в этом теле прожил 56 лет и сотворил невозможное: создал Буддийскую академию, организовал медицинское училище и написал школьный учебник о буддизме. Теперь он ушёл из этого тела, но это ничего не значит. И я горжусь, что вместе с таким человеком пошёл за Буддой.

Прощаясь с доктором буддийской философии Владимиром Чимитдоржиевым, глава буддистов России Дамба Аюшиев спросил собравшихся: «Что такое смерть?», и ответил: «Смерть - это время, которое люди сами измыслили и теперь не могут победить. Мы связываем себя со временем, отсчитывая минуту за минутой, и так попадаем под его власть. Время нас убивает! Оно убило и тело Бабу Ламы. Но я знаю, что он уйдёт в рай, потому что сделал то, что никто не повторит. И, как говорят русские, дай Бог каждому так прожить свою жизнь».

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности