Что мы «хаваем»? или Когда труп равен гонорару

Общество, 09:47, 2 декабря 2011

«О чём писать? Чрезвычайные происшествия, крупные пожары, серьёзные ДТП. На авариях остановлюсь отдельно: учти, Москва «хавает» не всё – нужно не менее трёх погибших детей или пяти пострадавших автомобилей», - выдержав паузу, столичный собеседник добавляет: «Извини за кровожадность, но такая у нас профессия». С этого разговора и началось моё знакомство с одним из ведущих российских информагентств. Знакомство, которое вскоре раскрыло нехитрую «арифметику» современных СМИ: число покойников на видео или фото прямо пропорционально гонорару корреспондента.

Трупы делают эфир

- Алло! Мы узнали, что у вас, в Забайкалье, зэка сломал нос начальнику отряда ИК-3, - тараторит возбуждённый голос на другом конце провода. – Не мог бы ты съездить на зону, сфотографировать этого начальника? И хорошо бы видео с зэком снять. Пусть, мол, расскажет, почему сорвался.

- Привет! В Чите инкассаторов ограбили. Достань, плиз, видео с грабителями: может, камеры наружного наблюдения их сняли, или кто-нибудь на мобильный поймал, - даёт команду столичный спец.

- Нет, мы эту новость не возьмём. Она уже на сайте вашей прокуратуры была. Ты не мог бы присылать информацию раньше, чем её дают правоохранители. Надо работать оперативнее следствия! – напутствует «акула пера». – Мы должны получать новости и, главное, фото-видео первыми. А за это готовы неплохо платить.

- Слушай, в Могочинском районе семья повесилась. Может, съездишь туда, найдёшь фотки, снимешь видео. Хорошо бы записать какую-нибудь бабку, чтобы она рассказала о родовом проклятии, лежащем на этой семье. Заработаешь прилично: только за видео пять тысяч заплатим, - соблазняют представители информагенства.

- Позвони в скорую. Откажутся говорить, скажи, что родственник, - советуют москвичи.

- 15-летний подросток спрыгнул с крыши читинской 9-этажки. Слышал про это? Сможешь найти видео, как он падает? Мы бы его сразу на сайт поставили. Сам же знаешь: трупы делают эфир!

Без цинизма никуда

Говоря откровенно, журналистский цинизм – сильнейшая бацилла. В редкий, спокойный денёк ловишь себя на грустном вздохе: «Ни одного ЧП! Чем же людей на сайт привлечь?». Или, напротив, узнав об аварии-убийстве-теракте, звонишь очевидцам, берёшь у них комментарии и следишь, как рейтинг твоего материала стремительно ползёт ввысь. Поражаешься, когда сообщение, лишь косвенно связанное с произошедшей трагедией, привлекает сотни читателей, находит десятки откликов.

- Я стоял и смотрел, как фанаты избивали группу молодых парней… Смотрел и не сдвинулся с места. Я этим не горжусь. Но и не сожалею. Потому что без такого цинизма долго в профессии не проживёшь, - пишет новокузнецкий блоггер Оnreal. – Журналистский цинизм – он, своего рода, защитная функция. Такой же, как у врачей. Невозможно видеть столько трагедий, сколько журналисты, и сочувствовать каждому пострадавшему. Можно лишь попытаться показать эту боль зрителям и читателям, чтобы состраданием прониклись они.

Цинизм – действительно, удобная форма существования в современном, и в особенности российском, обществе. В условиях стёртой морали, разрушенных идеологий, ироничного отношения к власти, церкви и закону, то есть в атмосфере сбитых координат, естественная опора для человека – это ирония, сарказм, цинизм. И ведь как очарователен самодовольный блоггер, утверждающий: «Пытаться остановить разбушевавшуюся стихию – глупо. Зато можно попробовать её снять. Чтобы любой человек потом своими глазами, а не из сухих и зачастую лживых сводок, узнал о происходящем».

«Разве мы виноваты в том, что люди «клюют» на «желтуху», а не читают новости культуры?» – задаются вопросом журналисты. «Да, вы», - отвечает профессор кафедры журналистики ЗабГГПУ Ирина Ерофеева.

- Негатив – всегда привлекателен, - утверждает Ирина Викторовна. – Не нужно прилагать усилия для обработки подобной фактуры. Она интересна сама по себе. Информация же о научных или культурных событиях заставляет журналиста подумать над формой текста, помучиться в поисках «конфетной обёртки». Так что выбор авторов в пользу негативных новостей случайным не назовёшь – он продаётся лучше и пишется легче.

«Что касается «социалки», то здесь надо смотреть. Рейтинги показывают, что самые выигрышные темы – это ветераны, живущие на помойке, чиновники, нарушившие закон, или пьяные милиционеры…», - продолжают учить тёртые москвичи, подтверждая, что легковесность журналистов – это лишь «одна сторона медали». Другая же демонстрирует: секс, скандалы и тщеславие – главные темы дня, и соотношение рейтингов телеканалов НТВ и «Культура» - явное тому подтверждение.

P.S.

- Есть фотографии с ДТП.

- Сколько погибших?

- Двое.

- Извини, маловато. Это вряд ли заинтересует читателя.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности