Он охранял Ельцина в Париже

Общество, 11:44, 9 февраля 2012

Читинец о посольской службе во Франции.

10 февраля отмечается День дипломатического работника. В преддверие праздника мы беседуем со Станиславом ПУТКОВЫМ, руководившим охраной одного из участков посольства РФ во Франции в 1991-1992 годах.

- Станислав Александрович, расскажите о себе…

Родился я в Горьковской области. Бабушка – москвичка, эвакуированная из столицы во время войны. Позже семья вернулась в Москву. Отец - слесарь, работал на заводе, а мама – в котельной. Жили в коммуналке: родители и мы - три их сына. Среднего брата уже, к сожалению, нет в живых, а старший по-прежнему живёт в Москве. В столице я окончил среднюю школу и Полиграфическое училище, специальность – печатник. А потом, в 1971 году, армия - Забайкалье, пограничные войска. Влюбился в этот край и остался на всю жизнь. Окончил курсы прапорщиков Политического училища. В Чите 15 лет руководил типографией редакции «Пограничник Забайкалья».

- Как же во Францию попали?

Это был 1991 год. Поступило предложение поехать в служебную командировку за границу, и я был направлен в Париж, в посольство Советского Союза. Мне было тогда 37 лет. Попал в нелёгкое время – в СССР произошёл всем известный августовский путч, ГКЧП попыталась отстранить Горбачева с поста президента. Государственный переворот. Сложный был период – период неведения, что будет дальше.

- В чём заключалась ваша работа?

Я был сотрудником посольства – дипломатического представительства, обеспечивал безопасность его сотрудников. Далеко не каждый сотрудник посольства – дипломат. В любом посольстве обязательно есть большое количество вспомогательного персонала - рабочие высокой квалификации, охрана, служащие хозяйственной части, водители, повара. Дипломатов - сотрудников МИД обычно бывает не больше трети от общего числа служащих. Любое посольство – это территория нашей страны, вышел за ворота - то же самое, что перешёл границу. Раз в России в это время было нелегко, понятно, что и мы были в напряжении. Начались финансовые нестыковки – финансирование же из Союза происходило: на содержание, транспорт, учебу детей. Смена власти, конечно, повлияла на дипломатический корпус.

- Кто тогда был послом СССР?

В то время послом был Юрий Владимирович Дубинин - человек-легенда. Великий дипломат. Ему пришлось выстраивать новые взаимоотношения перестроечного СССР с Францией. Когда его отозвали домой, он стал послом особых поручений МИД России. После Дубинина послом стал Юрий Алексеевич Рыжов, бывший ректор МАИ, академик.

Многие думают, что дипломаты вращаются в высших сферах, курсируют с приёма на приём, вкушая радости жизни, дружат с сильными мира сего. На самом деле работа дипломата тяжёлая, кропотливая, а порой и нудная. Куча писанины, рутинных дел, в которые входят встречи-проводы многочисленных делегаций и важных гостей. Прямые обязанности дипломата - разъяснять принципы политики своей страны и информировать Москву о том, что происходит в стране пребывания. Информация, которая идёт в МИД, считается официальной, то есть, у дипломатов нет права на ошибку, они должны гарантировать её достоверность. Согласитесь, миссия ответственная.

- Дипломат – лицо страны. Не случалось такого, чтобы было стыдно за это лицо?

Стыдно, допустим, что кто-то переходил на чужую сторону. Такой случай был – один из дипломатов, видимо, он заранее готовился, уехал в аэропорт, оставил машину и улетел в Англию. Понятно, не просто так – с какой-то секретной информацией. В основном это связано с экономикой нашей страны. Но мне приходилось работать с достойными, профессиональными, дружелюбными людьми. В посольстве работали люди красивые и внешне, и внутренне. Туда же не сами приходят, так сказать, по желанию. Проверка, беседы. Профессиональный багаж дипломата - несколько языков, феноменальная начитанность и информированность, безупречная репутация, надёжные связи, чутьё…

- Ваша работа осложнилась во время путча?

Конечно. Вокруг посольства постоянно было много людей: журналисты, эмигранты. Сразу усилилась внешняя охрана – это местные полицейские, которые стоят по периметру. Были некоторые провокации, листовки бросали. Нам ведь передавали посылки, письма. Как-то, помню, передали письмо, охрана его вскрыла для проверки, а там порошок какой-то. Человек покрылся язвами, в Москву увезли...

Сложности были, когда в 1992 году состоялся первый официальный визит Ельцина во Францию. У него были переговоры с президентом Миттераном. Побывал Ельцин в парижской мэрии и на встрече с русскими эмигрантами. Это было начало его карьеры. Желающих увидеть Ельцина было очень много. Эмигранты его встречали с радостью, с надеждой на перемены в России. Народа много, все улицы перекрыты. Один эмигрант очень к Ельцину рвался, хотел «руку пожать»… Не пропустили, конечно. А потом обнаружили у него нож. Сдали гражданина местным полицейским. Этим тоже наша служба занималась, но только на территории посольства. То, что происходит за его пределами – прерогатива местной полиции.

Гостей в то время в посольстве было много. Приходилось встречать режиссера Эльдара Рязанова, шахматиста Анатолия Карпова. В посольстве шли рабочие встречи, в резиденции – приемы.

- Читала, что здание резиденции очень красивое…

Не то слово! Старинный особняк, где расположена резиденция, был построен в начале XVIII века. Русское правительство купило его в 1864 году. В этом особняке останавливался Николай II, в 20-х годах в нём было полномочное представительство СССР во главе с Красиным. До сих пор это - резиденция посла нашей страны и высоких гостей. Здесь размещен необыкновенной красоты гобелен VIII века, посвящённый подвигам Александра Македонского, мебель в стиле Людовика ХVI, картины Айвазовского и других русских художников ХIХ века. Всё это – наша, российская собственность, а вывозить за территорию Франции нельзя… Я присутствовал на приемах. Помню, как гости изумлялись этой красоте, порядку, какой мы там поддерживали. Это же реликвия нашей страны.

- Американское посольство в Москве охраняют морские пехотинцы. А у вас какая форма была?

Форма была у всех единая общевойсковая. Мерки снимали в Москве, там же шили форму для высшего состава. Мне допускалось быть в гражданской одежде. Вызывали, предупреждали - сегодня чёрный костюм, завтра - серый.

- Во Франции вы жили с семьей?

Да. Моя семья, как и у других сотрудников, жила в квартире на территории посольства. Сын учился в школе. Учителя – из России, учебники – как у всех детей на родине. Даже свой пионерский лагерь был. Дети учили языки, у них была интересная познавательная программа, экскурсии...

- И как Париж?

Город очень красивый и …грязный. Газончики зелёные, но там неимоверно любят собак, которые ходят прямо на эту травку… Как-то я попал в рабочий квартал, а там есть китайский, арабский кварталы, где опасно бывать не только нашим. Арабы, негры, китайцы, много наркоманов, безработных. Много клошар - французских бомжей. Неряшливые, немытые люди в лохмотьях. Любите¬ли бродячей жизни. Администрация города приняла интересное решение. Клошары как бы негласно приписаны к какому-нибудь магазину. Владелец магазина просто выдаёт такому бомжу багет хлеба, бутылку красного вина, и всё – к магазину ночью никто не подойдёт, самая лучшая охрана.

А в центре идёшь по улице - всё сверкает, всё красиво, а в душе… Это же не твоё. Страна чужая…

- Были ли ещё какие-то запомнившиеся случаи с местными жителями?

Помню, когда послом ещё был Дубинин, стала нас посещать одна пожилая француженка, как позже выяснилось, страдающая психическим заболеванием. Приходила к воротам, мы её встречали в небольшом помещении для посетителей. Она ходила в течение полугода, приносила письма, подарки, фотографии. Отказать, запретить мы не могли – может, провокация какая-то? Вызывали консульского работника, он проверял её письма. Потом мы все эти подарки - сувениры, часы, какие-то её реликвии – комиссионно собрали и передали в местную полицию.

- В посольстве вы отработали всего два года…

- Да, но, несмотря на то, что моя командировка закончилась, меня оставляли работать ещё. Нареканий по службе я не имел, получил хорошую характеристику. Но в Чите жила дочь, ей предстояло поступать в вуз. Да и знаете, как ни хороша заграница, домой очень хотелось. Возращение тоже было нелёгким. Помните, что творилось тогда в России. Когда вернулись – люди получали зарплату в тысячах, потом в сотнях тысяч, потом пошли миллионы… Трудно было адаптироваться. Меня пригласили на работу в ОКПП-Чита – отдельный контрольно-пропускной пункт. Позже вернулся в полиграфию, работал в редакции областной газеты, сейчас – в типографии.

- Больше предложений работать за границей не поступало?

Так возрастной ценз, нельзя. Честно сказать, я вообще больше за границей не был.

- Станислав Александрович, я вас знаю немало лет – вы всегда подтянутый, отутюженный, аккуратный. Работа в посольстве и на внешнем виде на всю жизнь отразилась?

Конечно, такая служба сказывается на манере поведения, выправке, внешнем виде. Я работал с дипломатами, а они ставят перед собой высокую планку. Это была хорошая школа. Я доволен, что имел возможность получить такой замечательный жизненный опыт.

 

Резиденция. «Гости изумлялись этой красоте…»
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности