И совсем не грозный

Общество, 09:29, 21 марта 2012

Забайкальский взгляд на столицу Чечни.

«Боже мой! Куда тебя понесло!» - непонимающе восклицали одни. «Тебе не страшно? Чечня все-таки…», - с искренним волнением спрашивали другие. Такая реакция вполне предсказуема – в представлении обывателей Чечня до сих пор ассоциируется с войной, боевиками и терактами. А как встретила эта далекая кавказская республика забайкальского журналиста, отправившегося через всю страну за профессиональной премией?

Город-сад

А встретил нас Грозный непогодой. Еще когда самолет снижался, он долго прорезал густые серые облака, нависшие над столицей Чеченской республики, прежде чем приземлился в аэропорту. Пронизывающий ветер и свинцовые тучи совсем не навевали мыслей о весне. «Странно… Буквально вчера у нас было +15, солнце», - нас встречает группа представительных мужчин – сотрудников Департамента внешних связей Главы и Правительства ЧР. Вместе со мной этим же рейсом прибыли и другие журналисты. Все мы – победители VII Международного журналистского конкурса «Золотое перо» имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, первого президента Чеченской республики.

Расположение Грозного чем-то напомнило Читу – город уютно раскинулся в равнине между гор. И вообще, чеченцы полушутя путали слова «читинский» и «чеченский».

Первое, что бросается в глаза при въезде – это чистота на улицах. Широкие ровные дороги, асфальтированные тротуары, газоны. И очень много деревьев. Можно только представить, какое буйство красок царит здесь летом! И вообще здесь очень много зеленых зон – Сквер журналистов, Аллея Славы, Мемориал памяти погибших милиционеров, Парк Материнской Славы. Пока нас везут к гостинице, - небольшой экскурс.

- Вот это здание построили в 2011 году, вот это – будет готово к лету, - Грозный местами предстает одной огромной стройкой, а местами – новеньким мегаполисом с современными громадинами. Буквально все торгово-офисные здания в центре города, а также и жилые кварталы не старше 5 лет. – Вот это Грозный-сити – наш деловой центр. Сюда входят два 18-этажных и один 42-этажный жилые дома, два 30-этажных здания. На открытии выступала Ванесса Мэй. Здесь и ваш отель, - машина мчится среди огромных высоток. Их дизайн настолько причудлив и непривычен взгляду, что кажется, что мы едем по съемочной площадке, где снимают фильм про будущее. – Напротив, видите, огорожена стройка – будет возводиться точно такой же центр – Грозный-сити-2. Здесь все построено на деньги инвесторов – арабских шейхов, турок.

На одной из высоток установлены часы. Диаметр циферблата - 14 метров. Как нам сказали хозяева, они считаются самыми большими круглыми часами в мире! Нас поселили в одном из новых пятизвездочных отелей – «Hotel Grozny City». Это 32-этажное здание, заканчивающееся огромным куполом, в котором располагается один из многочисленных ресторанов отеля с шикарным видом на город.

Дети и старики - святое

Первая экскурсия была поздно вечером – ночной Грозный представлял нечто особенное. Сначала мы направились в мечеть – она расположилась рядом с нашим отелем. Мечеть – самая большая в Европе – носит имя Ахмата-Хаджи Кадырова, впрочем, как и многое в республике. Отношение к первому президенту Чечни и его гибели здесь особое.

- Мечеть была построена в 2008 году. В качестве основы дизайна использована Голубая мечеть в Стамбуле, а в строительстве участвовали специалисты из Турции, - рассказывает Ильяс Дохтукаев, начальник отдела международного сотрудничества Департамента.

Начинается вечерний намаз. Голос имама по репродуктору разносится над городом. Да и сама мечеть построена и подсвечена так, что ее видно из любой точки Грозного. Не даром она называется «Сердце Чечни». На территории, прилегающей к мечети, - парковая зона на берегу реки Сунжа с садом, скамейками и несколькими фонтанами. «Грозный-сити» - торгово-развлекательный центр, возведенный всего за 8 месяцев, работает, несмотря на поздний вечерний час. Несколько кафе, 5 кинозалов, десятки магазинов, два бассейна и два катка – мужские и женские. Туда-сюда снует молодежь. Обращаю внимание, что за столиками в кафе никто не пьет алкоголь.

- Алкоголь у нас найти очень трудно, - говорит Тимур Батаев, главный специалист-эксперт отдела гуманитарного сотрудничества Департамента. – В магазинах он продается с 8.00 до 10.00 утра, всего два часа в сутки. Да и вообще у нас пить не принято.

Возможно, правильная социальная политика и решила демографический вопрос – Чечня один из регионов, где естественный прирост населения наиболее динамичный.

- У нас в средней семье минимум четыре ребенка. У самого Рамзана Кадырова шестеро своих и один приемный, русский мальчик, - рассказали наши экскурсоводы. – После войны у нас много сирот осталось, однако в Чечне нет ни одного детского дома – все дети растут в приемных семьях. Это еще Ахмат-Хаджи ввел такую практику. И домов престарелых вы у нас не найдете. Дети и старики – это святое…

Едем мимо спорткомплекса имени опять же Ахмата Кадырова, на открытии которого его сын и нынешний глава республики Рамзан Кадыров забил гол Марадоне. «Через год, через два – в Грозном кубок УЕФА!» - гласит на ограждении амбициозная надпись.

Утро следующего дня встретило нас… снегопадом. «Татьяна, это вы нам привезли забайкальскую зиму. У нас обычно в это время весна бушует», - я оказалась самой дальней гостьей республики. Чеченцы, как выяснилось, были не готовы к такой погоде – уже многие даже сменили зимнюю резину на летнюю, поэтому по городу двигались с максимальной осторожностью.

Побывать в Грозном, значит, побывать в Музее Ахмата-Хаджи Кадырова, где бережно хранится память о нем – от его детских фотографий до галстука, в котором он погиб 9 мая 2004 года при взрыве на грозненском Параде Победы.

- Я сама русская, но более 30 лет замужем за чеченцем, поэтому боль чеченского народ – это моя боль, - рассказала нам Наталья Викиева, научный сотрудник музея. – Сразу после войны мы вернулись сюда, на родину мужа. У него погибли абсолютно все члены семьи. Теперь я работаю здесь, рассказываю людям о подвиге Ахмата Кадырова.

Отправляемся поближе к народу – на рынок. Сразу же на входе женщина в грязной одежде протягивает руку и на плохом русском просит милостыню.

- Это цыганка, - объясняет Тимур Батаев. – Чеченка никогда не пойдет просить подаяние.

Цены на фруткы-овощи не особо отличаются от забайкальских, с одной лишь разницей, что китайских нет – поставки в основном из Абхазии, Турции. Хлеб, «шатой» по-чеченски, стоит в среднем 12 рублей за буханку. Очень высокие цены на цифровую технику. А дороговизна одежды объясняется тем, что весь товар везется из Турции, Сирии, Ирана и облагается высокой пошлиной, зато его качество на самом высоком уровне. Китайских вещей очень мало – чеченцы не любят дешевку.

В Чечне после войны еще тысячи семей стоят в очереди на жилье, и оно здесь строится невероятными темпами. В среднем 1-комнатная квартира здесь стоит от 600 тысяч – в зависимости от района. Каждый месяц в Грозном сдается какой-нибудь объект – жилой дом, школа, поликлиника.

В лучах славы

Вечером нас ждало награждение в большом концертном зале. Прежде чем войти в зал, нам трижды пришлось пройти через рамки-металлоискатели. Досматривали также и сумки. Надо сказать, что подобные рамки стоят практически во всех общественных местах. И если в Чите на входах в магазины висят надписи «Вход с семечками и собаками воспрещен», то в Грозном вы увидите «С оружием не входить». Вообще, Грозный считается одним из самых безопасных городов России, здесь даже самый низкий уровень преступности, и на второй день уже привыкаешь, что на каждом перекрестке стоят вооруженные до зубов сотрудники полиции.

В конкурсе участвовало более 600 работ от 500 журналистов не только из нашей страны, но и из государств СНГ. Сначала материалы отобрали в Грозном, затем уже столичные эксперты оценивали допущенные работы. Церемонию VII Международного журналистского конкурса «Золотое перо» имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова вели актер Игорь Верник и заслуженный журналист ЧР, телеведущая Лайла Мамакаева. На праздник прессы были приглашены и другие звезды - журналист Первого канала и общественный деятель Максим Шевченко (председатель жюри конкурса), трехкратная Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина, телеведущая Оксана Пушкина, заслуженный артист России Владимир Березин и другие. Особую статусность мероприятию придало присутствие полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина и, разумеется, главы ЧР Рамзана Кадырова – зал их встречал стоя.

Призерами в различных номинациях стали 29 журналистов – из Чечни и Ингушетии, из Липецкой области и Москвы, из Забайкалья, Пермского и Ставропольского краев, из республик Хакасия и Северная Осетия - Алания. Нас, победителей, проводили по красной дорожке, к которой подвозили на черном правительственном «Мерседесе», изрядно помучив на лютом ветру. Весь проход по улице транслировался в зале. Сама церемония ничем особым не отличалась – победителей приглашали на сцену, вручали приз, давали минуту высказаться. Официоз разбавляли звезды чеченской эстрады – Марьям Ташаева, Тамила Сагаипова, Амина Ахмадова. Лихо заводили публику танцоры из Государственного ансамбля «Вайнах», а также юные звездочки – детский ансамбль танца «Даймокх».

Главный приз получил журналист Альви Каримов (телеканал «Грозный»), сейчас он работает пресс-секретарем Рамзана Кадырова. Обладателем Гран-при стала автор и ведущая программы «Женский взгляд» (НТВ) Оксана Пушкина. После торжественной части и концерта Рамзан Кадыров неожиданно пригласил всех представителей российской прессы в свою резиденцию на ужин – хотя изначально говорилось, что прием пройдет в одном из ресторанов.

Ужин с Кадыровым

Большой обеденный зал, много золота в интерьере, дорогие портьеры, столы, поставленные в виде буквы П. Рамзан Кадыров и его московские гости заняли центральный стол, мы, журналисты, - два боковых. Снимать в самом дворце не разрешили – охранники подходили к журналистам и твердо требовали удалить снимки. А вот в зале – пожалуйста. Хотя было не совсем удобно фотографировать жующих людей. Ужин проходил тихо, не было ни музыки, ни песен, только гремели столовые приборы, да слышался негромкий гул голосов – переговариваться во время трапезы не возбранялось. Помимо привычной глазу снеди коллеги из кавказских республик, узнав, что я из Забайкалья, посоветовали попробовать национальное блюдо «барыш». «А что это?» - спрашиваю. «Ты сначала попробуй, а потом мы тебе скажем из чего». Оказалось, что это бараний желудок с вареной бараньей требухой, видимо, они решили, что я побрезгую есть субпродукты. А барыш оказался очень даже ничего. Чеченская кухня в чем-то схожа с бурятской – очень много всевозможных блюд из мяса, те же манты вместо бууз, голубцы. Очень много на столе было и сладостей, впрочем, до них мы не дошли – прессу пригласили в конференц-зал, где полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин без галстуков пообщался с журналистами. Темы поднимались разные – от создания Северо-Кавказского телевизионного канала до того, как выстроить наше общество так, чтобы при слове «чеченец» люди перестали вздрагивать.

Восставший из пепла

- Ты помнишь, Иса, как года три назад улицы Грозного утопали в темноте? А на перекрестках горели факелы, - народный артист России, Чеченской и Ингушской республик Владимир Березин сквозь стеклянный купол ресторана отеля вглядывается в залитый светом город – здесь даже все здания с подсветкой. После церемонии и ужина нас пригласили на чашку чая. Было уже далеко за полночь.

- Пять лет назад тут вообще ничего не было, одни руины, - отвечает Иса Хаджимурадов, начальник Департамента внешних связей. – У рождения нашей республики есть точная дата – 2 декабря 2006 года, когда Рамзан Кадыров возглавил правительство Чечни. Одним из первых был отремонтирован проспект Путина (бывший проспект Победы). Работали три бригады по 8 часов, круглые сутки. Сделали 2 км дороги, однако для зданий ресурсов не хватало – восстановили только фасады, вставили окна, внутри отделки не было. Представляете – посреди разрухи одна такая красивая улица появилась. И пусть тогда журналисты называли ее потемкинской деревней, люди из аулов приезжали на нее посмотреть. Она стала символом возрождения. А потом начали работать программы – «Гудермес без следов войны», его восстановили полностью за три месяца, потом Аргун. Позже провели свет и газ в такие горные аулы, где этого раньше не было… Грозный восстанавливали простые люди – на улице работали все, в том числе и Рамзан Ахматович, и депутаты. Радостно даже было, когда кто-то забор свой красил – уже какое-то возрождение.

… После моих рассказов о поездке постоянно слышу: «На наши деньги они жируют! Сколько им Москва отстегивает? Забайкалью такие суммы и не снились!». Но неужели кому-то бы легче спалось, зная, что жителям этой кавказской республики (среди которых и очень много русских) негде жить, потому что их дома взорваны войной? Подобными разговорами и сеется озлобленность и зависть. Радоваться надо, что забайкальские дети не знают, что такое война.

 

Цифры

1-комн. квартира – от 600 тысяч рублей

Хлеб – 10-12 рублей

Джинсы – от 3 тысяч рублей

Бензин АИ-92 – 24-25 рублей

Проезд в автобусе – 10-12 рублей

Платье – от 4 тысяч рублей

Платок головной – от 1 тыс. до 12 тысяч рублей

Яблоки – 50-80 рублей/кг

Апельсины – от 60 рублей/кг

Молоко – 25 рублей/литр

Мед – от 250 рублей/литр

 

Фоторепортаж о поездке

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности