Агинский хронограф

Общество, 09:37, 23 июня 2012

Сергей Доржиев о жизни и правде фотографий.

У фотокорреспондента «Агинской правды» Сергея Доржиева много званий. Он и член Союза фотохудожников России, и автор альбома «Под вечным небом», и заслуженный работник культуры округа. «Агинский хронограф» - так называют Сергея Будажаповича земляки, подчёркивая, что уже многие годы смотрят на жизнь своей малой родины его глазами.

Сергей Будажапович, вы помните свой первый снимок?

- Конечно! Это было в классе пятом. Старший брат Саша, увлекавшийся фотографией, дал мне поснимать на свою камеру Вилия-авто. Это была популярная среди советских школьников марка. Я сделал несколько снимков и отдал ему плёнку. Брат её проявил и удивился: очень понравились мои работы. Потом у меня появился собственный фотоаппарат Смена-8М. А после восьмого класса, когда я переехал в Агинское, родители подарили мне дальномерный фотоаппарат ФЭД-5. Стоил он 72 рубля – деньги по тем временам немаленькие.

А как вы попали в газету?

- Вернувшись из армии, стал руководить фотокружком в агинском Дворце пионеров, и в 1986 году меня попросили поработать в «Агинской правде». До сих пор помню первый опубликованный кадр. Это был рабочий у подъёмного крана. В 1994-95 годах сотрудничал со всебурятской газетой «Тоолон», а в 1999-м вошёл в штат «Агинской правды».

Как учились снимать?

- Теоретической основой стал подаренный братом учебник Микулина «25 уроков фотографии», изданный в 50-е годы. Учился я и у местных фотографов Фёдора Машечко, Виктора Дианова и Бориса Дарханова. Тогда, в начале восьмидесятых, Машечко и Дианов приезжали в Агинское на окружные летние игры. Я тоже там снимал, а после сравнивал свои работы с их кадрами, напечатанными в «Забайкальском рабочем». С конца 80-х стал следить за творчеством Евгения Епанчинцева, просматривая его снимки в «Комсомольце Забайкалья». Но чаще приходилось учиться на собственных ошибках.

Сегодня у многих есть профессиональные или полупрофессиональные камеры. А увеличилось ли число настоящих мастеров?

- Техника стала доступной. В советские годы плёночный Nicon можно было купить, наверное, только в Москве или заграницей. А стоил он пять тысяч рублей. Целый «Москвич»! Сейчас, если есть деньги, можно купить всё. Поэтому появились свадебные, студийные и школьные фотографы. Они выполняют свои функции. Число фоторепортёров практически не изменилось, и в основном это мастера старой школы.

Вы по плёнке скучаете?

- Некоторые считают, что плёнка лучше улавливает цвета, но я так не думаю. Сейчас, когда качество цифровой фотографии возросло, стало ясно: цифровые камеры намного удобнее, и снимки на них получаются уж точно не хуже, чем на плёночных. Но исчезла магия: тёмная комната, инфракрасные лампы…

Приходилось ли вам сталкиваться с плагиатом?

- Недавно в одной уважаемой российской газете появилась моя фотография Баира Жамсуева, Иосифа Кобзона и Бабу-ламы в Агинском дацане. Напечатали её за подписью именитого фотографа. Хорошо, я, видимо, снял!

На «Алтаргане-2010» вы получили Гран-при конкурса фоторабот. Что для вас этот праздник?

- Самые яркие воспоминания связаны с фестивалем 2000 года. Тогда я впервые приехал в Монголию. Было очень колоритно: национальные одежды, лошади, сочные цвета. С тех пор «Алтаргана» для меня – это красочное действо, которое западает в душу не только участникам, но и гостям. Поэтому я приглашаю всех забайкальцев приехать в конце июля в Агинское и стать частью этой феерии.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности