Дело рук самих утопающих
Как могочинские полицейские пытались спастись от правосудия.
В Забайкалье пятеро сотрудников Могочинского ОВД (один из которых пенсионер МВД) под тяжестью улик признались в том, что применяли противозаконные методы дознания к задержанным подросткам, самому младшему из которых было 14 лет. Эту историю портал «Забмедиа.Ру» освещал еще в апреле. Тогда руководство районного отдела полиции, защищая коллег, называло потерпевших членами организованной преступной группы. Но время и грамотное следствие отделило зерна от плевел.
Забегая назад
Забайкальское следственное управление СК России завершило расследование дела о полицейском произволе в Могоче. В настоящее время все обвиняемые и их защитники знакомятся с материалами уголовного дела, после чего дело направят в суд, где оно будет рассмотрено в особом порядке. Обвинение сотрудникам предъявлено по нескольким эпизодам превышения должностных полномочий. Всего же по делу потерпевшими признаны восемь жителей Могочи. Сотрудники Забайкальского правозащитного центра, оказывающие юридическую поддержку некоторым потерпевшим, отмечают высочайший профессионализм следователей, сумевших в столь короткий срок довести это непростое дело до суда.
Немного углубимся в прошлое. Придать огласку этому делу удалось после того, как правозащитники провели общественное расследование по жалобе двоих жителей Могочи. Парни рассказали, что в стенах Могочинского отдела полиции к ним применялись пытки. Причем эти эпизоды произошли, когда они оба были несовершеннолетними. Так, Павел Лоншаков в июле 2011 года трое суток содержался в райотделе «Могочинский», где его под пытками принуждали дать признательные показания в совершении ряда краж. Однако, ничего не добившись, полицейские парня отпустили.
Ни прокуратура, ни следственные органы тогда не отреагировали на заявления родителей подростка. Именно эта безнаказанность и породила повторные эпизоды издевательств в отделе. По версии следствия, того же Лоншакова уже нынешней весной вновь задержали и под пытками заставили взять на себя восемь краж. Не менее занятную историю рассказал правозащитникам еще один могочинец – Андрей Пегов. Ему, в 2009 году 16-летнему подростку, в отделе острым предметом повредили барабанную перепонку, заставляя выдать некую информацию по нераскрытым преступлениям, к которым Пегов не имел отношения.
Под тяжестью улик все пятеро полицейских – четверо действующих сотрудников отдела полиции «Могочинский» (замначальника отдела Александр Никитин, оперативники Алексей Никитин и Александр Бородин и помощник оперативного дежурного Мурад Закуев) и один бывший (ныне пенсионер МВД, бывший замначальника ОВД и начальник криминальной милиции райотдела майор Солбон Цыренов) – признали вину в нескольких эпизодах превышения должностных полномочий. Последний, в частности, сознался, что в 2009 году в результате «допроса» повредил Андрею Пегову барабанную перепонку.
Платок на каждый роток
Правозащитники отмечают, что добиться положительных результатов следствию отчасти удалось и потому, что все подозреваемые на время расследования дела были заключены под стражу и не могли как-то повлиять на итог. А ведь попытки были. Да еще какие – настоящие детективные баталии. Например, в ночь с 22 на 23 апреля Павел Лоншаков неожиданно пропал из дома. Позже он сам расскажет правозащитникам, как его вызвали в райотдел, где предложили резонный компромисс – он отказывается от обвинений в адрес полицейских, а они закрывают уголовные дела, в которых имеются его явки с повинной. 23 апреля парня вывезли в Читу, в краевое СУ СК. И вывезла его адвокат Антонина Базуева. Этот факт бурно обсуждали по телефону оперативник Алексей Никитин и замначальника отдела Александр Никитин днем 22 апреля (накануне исчезновения Лоншакова). В материалах дела имеется стенограмма записи их переговоров. Убрав ненормативную лексику, мы приведем некоторые переговоры, чтобы стало ясно, как сильно могочинские «герои» хотели, чтобы истории с Лоншаковым и Пеговым сошли на нет.
Так, Александр Никитин говорит Алексею: «Базуева звонила… они сейчас в Читу выезжают… Надо сейчас сначала по Лоншакову, чтобы он допросился, все сделал… По Пегову все дела, которых не было даже, прекратила якобы… Я ей говорю, ты скажи Пегову, он-то думает, что по нему что-то возбуждено было, а на самом деле перепутали… И Лоншаков сказал, чтобы меня тоже по этим делам «заглухарили». Я говорю – сегодня мы его допросим свидетелем, по всем делам «глухарим», а завтра они идут в комитет всей бандой и опровержение делают».
Далее Александр Никитин объясняет собеседнику, каким образом будет работать вся схема ухода от ответственности: «Она (Базуева – авт.) уже настрополила их на 306-ую (заведомо ложный донос – авт.), они согласились. Надо будет с Дедюхиной поговорить (В.А. Дедюхина – это председатель районного суда – авт.), чтобы по минималке штраф, а мы будем уже этот штраф оплачивать. Тогда нам надо будет адвокатам большие бабосы сливать, Базуевой надо будет эти бабосы. Договоримся потом… ей рублей 300 отдать придется. Потому что она сейчас суетится… Надо будет ей на дорогу с общака дать. На бензин, чтобы они выдвигались. Она говорит, сейчас там такая бомба взорвется, надо будет на больничный садиться. Если чо – температура, грипп, постельный режим». Складывается такое впечатление, что Никитин на 100% был уверен, что дело в СУ СК удастся развалить – ведь потерпевших не будет.
Не нытьем, так подкупом
Судя по телефонным разговорам, трубки у Базуевой и Александра Никитина в тот вечер, 22 апреля, «горели» – они созванивались каждые 15-20 минут и утрясали все детали поездки в Читу до глубокой ночи. А 23 апреля Базуева и Лоншаков явились в краевое Следственное управление, чтобы тот дал показания, об оговоре полицейских. Однако там Базуевой дали от ворот поворот – она проходила по данному делу свидетелем, значит, не могла представлять интересы потерпевших (именно в ее бытность начальником Могочинского РОВД, в 2009 году, от рук ее подчиненных, по версии следствия, пострадал Пегов). Потом Павел со своей крестной приехали к правозащитникам и поведали эту детективную историю с тайным вывозом его в Читу. А 24 и 25 апреля по повестке к следователю должны были явиться и сами подозреваемые сотрудники. Именно к этим дням готовился плацдарм – потерпевшие должны были пойти на попятную, соответственно, и разговор со следователем мог быть иным, или же вовсе не быть.
Однако в течение пары-тройки дней все подозреваемые были задержаны, и суд поддержал ходатайство: сотрудников поместили под стражу. Ведь, судя по телефонным разговорам, сотрудники полиции чувствовали себя хозяевами положения, заранее зная, что сумеют настоять, чтобы потерпевшие отказались от обвинений в их адрес.
В деле также имеются показания свидетелей, которые утверждают, что стражи правопорядка якобы пытались подкупить потерпевших. Так, еще в 2009 году, когда произошла история с Пеговым, согласно показаниям бабушки парня, к ним домой приехала начальник Могочинского ОВД Базуева и Цыренов, которого ранее Андрей опознал, как милиционера, избившего его. Они просили не обращаться в прокуратуру. «Цыренов в это время молчал. Базуева на стол передо мною положила 10 тысяч рублей, сказала, мол, вот деньги, чтобы загладить вред». Позже, по словам бабушки, к ней снова приходили люди в форме, просили, чтоб она никуда не жаловалась. Потом приходила незнакомая ей женщина и предлагала деньги, она отказалась. А вскоре к пожилой женщине пришел некий адвокат. «Отдал мне 120 тысяч рублей. Я написала расписку», - пояснила бабушка. После этого дело замяли, ни ее, ни Андрея больше никуда не вызывали, ни о чем не расспрашивали.
Комментарий

Роман Сукачев, юрист Забайкальского правозащитного центра:
- Следователи 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СК по Забайкальскому краю сработали оперативно и грамотно, исключив любые попытки помешать объективному следствию. Однако мы настаиваем, что следственные органы и прокуратура края обязаны дать принципиальную оценку бездействию, а в ряде случаях – сокрытию фактов полицейского произвола, допущенных работниками своих подразделений в Могочинском районе.
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Двое забайкальцев, заболевших гриппом, находятся в реанимации
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
Депутаты: «Спасибо ЗабТВ», глава Минздрава края: «ЗабТВ - желтая пресса»
Сильный ветер ожидается сегодня в регионе