Доктор слова

Общество, 08:52, 27 сентября 2013

Логопед читинского детсада почти 30 лет проработала на одном месте.

Таких людей нынче мало. Людей, преданных своей профессии настолько, что долгие годы сохраняющих в своих трудовых книжках единственную запись, владеющих мастерством так, что готовы делиться им с молодыми коллегами, скромных, несмотря на все свои заслуги. Волею судеб мне посчастливилось познакомиться с таким человеком, и я спешу познакомить с нею читателей «Забмедиа.Ру» - почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования Читинской области, воспитатель-логопед детского сада №99 Нина Григорьевна Дудкина.

Нина Григорьевна пригласила меня в свой кабинет, там, где она непосредственно занимается детьми. Кабинетом это помещение назвать очень сложно, скорее – сказочный теремок: игрушки, книжки, цветы, развивающие игры. «Присаживайтесь сюда», – говорит хозяйка этого волшебного места и придвигает ко мне маленький стульчик. Мы садимся за маленький круглый стол. Здесь все аккуратное, миниатюрное. Здесь царство детей.

На стенах – замечаю – забавные фотографии детей, корчащих смешные рожицы. Оказывается, никакие это не рожицы, а упражнения для речи – «хоботок», «улыбка», «лопатка». На стенах забавные вязаные куклы-буквы, с которыми чаще всего у детей (да и у взрослых) бывают проблемы – Р, Ж, Щ, С. На каждом квадратном метре кабинета лежат книжки-подсказки, игры-обучалки. И практически все это сделано своими руками. Не даром, наверное, кабинет Нины Григорьевны в прошлом году занял первое место в краевом конкурсе-смотре, став лучшим среди десятков кабинетов забайкальских школ.

Мы устраиваемся поудобнее и начинаем беседу.

Кочевая жизнь

Нина Григорьевна родилась на Украине, в Миргороде Полтавской области. Ее мама была простым продавцом, отец, участник Великой Отечественной войны, в мирное время, за которое сражался, пожил не долго – умер в 1948 году от полученных в боях ранений.

- Я его совсем не помню, мне год всего исполнился, - с грустью в глазах окунается в свои воспоминания моя собеседница. – Мама потом второй раз вышла замуж, родился брат. Как видите, потомственных педагогов у нас в семье не было. Но я, так сказать, с младых ногтей мечтала быть учителем – еще до школы наизусть знала «Бородино» и постоянно его декламировала.

В 1971 году Нина Григорьевна поступила в Полтавский пединститут. Вскоре ее жизнь круто изменилась, она познакомилась со своим будущим мужем, а через год у них родился сын. А после, как это водится в семье военных, началась кочевая жизнь. Учебу пришлось оканчивать заочно – мужа-военного перевели в Киев, где молодая семья прожила четыре года. Нина Григорьевна занималась сыном, училась, муж получал звания. Потом была Монголия.

- Я, уже дипломированный педагог, хотела устроиться там на работу. Но мест не было – практически все жены военных имели педагогическое образование, поэтому с вакансиями было туго. Но я не унывала, пошла работать инструктором по учету документов, по партийной, так сказать, линии, – рассказывает Нина Григорьевна.

В 1984 году мужа направили учиться в академию Жуковского, и семья перебралась в Москву. В столице начинающему перспективному работнику Нине Дудкиной предложили продолжить партийную карьеру, однако она вежливо, но твердо отказалась – пошла в детсад воспитателем.

- Не жалею нисколько – каждый человек должен быть на своем месте. Партийная работа была временной, и я всегда мечтала вернуться к работе с детьми. Только это меня и окрыляет.

Через два года столичной жизни семью Дудкиных направили в Забайкалье, муж Нины Григорьевны – коренной читинец, попросился служить в родные места.

- И вот как в 1986 году я пришла работать в этот детский сад, так здесь и тружусь 27 лет, хотя уже 11 лет как на пенсии. Отучилась на логопеда и уже 16 лет в этой должности, - говорит Нина Григорьевна.

«С детьми надо общаться»

- У вас столько заслуг, наград, такой колоссальный опыт педагогической практики… Разве не было у вас желания занять руководящую должность, построить карьеру? – спрашиваю у своей собеседницы.

- Мне не раз предлагали повышение. Но знаете, не мое это. Мне нужно непосредственное общение с детьми, а не с бумажками, - отвечает она. – Особенно, когда видишь результаты своей работы.

Результаты в деле логопеда носят, пожалуй, архиважный смысл – ведь от того, как ребенок говорит, зависит его дальнейшая жизнь в обществе – станет ли он бойким оратором или закомплексованным мямлей. Нина Григорьевна, проработав 16 лет логопедом, отмечает, что в последние годы детей с проблемами речи стало больше.

- Если раньше в группе было 2-3 ребенка с дефектом речи, и со всего детсада я еле набирала группу, то сейчас в одной группе из 18 воспитанников 17 требуют вмешательства, - говорит опытный логопед. – Зачастую это связано с тем, что родители, вечно занятые работой, мало общаются со своими детьми. Забрали ребенка из садика и – к телевизору, за мультики. А живой речи-то нет. Поэтому мы в нашем детсаду обучаем не только детей, но родителей. Телевизор в жизни ребенка должен занимать не более 10 минут в сутки, остальное – общение. К нам ходила девочка, у которой была речь, как «каша» во рту. И ровно за год она здесь научилась чисто и внятно разговаривать. Но она занималась ежедневно – в садике и дома. Надо отдать должное терпению мамы и стараниям самого ребенка. Причинами плохой речи у нынешних детей также являются подвывихи шейных позвонков, а многие мои воспитанники родились с этой травмой, дающей в будущем дефект речи.

Также по словам Нины Григорьевны, большую роль на речь и развитие ребенка в целом оказывает психологическая обстановка в доме. Был у нее один показательный случай, когда после развода родителей полуторагодовалый мальчик замолчал. До этого разговаривал, а когда мама уехала в другой город, оставив малыша на попечение отца и бабушки, он просто перестал издавать какие-либо звуки. Потребовался не один год, чтобы вернуть ребенка к более-менее нормальной жизни.

За годы работы в детском саду №99 Нина Григорьевна выпустила не один десяток детишек. Теперь уже они, повзрослев, водят к ней своих малышей. Какой длины будет ее педагогическая дорога, она не знает. Говорит, что не чувствует себя пенсионеркой и не представляет, как можно сидеть дома. Да и коллектив не особо желает расставаться с таким профессионалом: пока мы с Ниной Григорьевной беседовали, в ее кабинет несколько раз заглянули коллеги, и все в голос говорили, что таких профи и душевных людей в наше время не сыскать.

А когда наше интервью было окончено, вбежали галдящие, визжащие, топающие, прыгающие воспитанники Нины Григорьевны. И она преобразилась – расцвела, заулыбалась, помолодела. И было видно, что этот человек не просто отрабатывает свои часы, а живет работой.

P.S. «Забмедиа.Ру» поздравляет всех работников дошкольного образования с профессиональным праздником (отмечается 27 сентября).

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности