Психолог: «Учить любви и нежности надо с детства»

Общество, 15:20, 7 февраля 2014

«Московский школьник застрелил учителя и полицейского», «В Чите школьник выбросился из окна прямо во время урока». Такие заголовки за последнюю неделю пестрят в средствах массовой информации. Для кого-то это очередное чтиво, для кого-то повод посудачить за кухонным столом, а для кого-то это боль…

О психологическом здоровье детей, подростковом суициде и причинах нервных срывов у детей корреспонденту «Забмедиа.Ру» рассказала педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» Юлия Лиханова.

- Юлия Анатольевна, расскажите об основных причинах детских и подростковых нервных срывов, которые зачастую приводят к трагедии?

- Психологи считают, что период детства у человека длится от рождения до 21 года. Этот период условно делится на три части: от 0 до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года. У каждого этого периода есть свои особенности. Так, в возрасте от 0 до 7 лет для детей важна семья, любовь родителей. В этот период для ребенка необходим тактильный контакт, его нужно постоянно обнимать, целовать, гладить по голове, по спине. Ведь когда нам плохо, иногда достаточно, чтобы близкий человек просто приобнял за плечи. Многие мамы уверяют, что это излишние нежности. Однако этим родители учат детей любить. А дети, не научившиеся любви и нежности в детстве, вырастают эмоционально холодными людьми. С ними в итоге очень непросто находиться рядом. Зачастую родители недостаток нежности заменяют подарками. Поэтому в данном случае ни о каком качестве любви речи быть не может. Качество любви – это быть в контакте с ребенком: вместе сходить погулять, затеять уборку, поехать на пикник, покататься на коньках, почитать, порисовать…

Суициды совершают чаще всего дети в возрасте от 7 до 14 лет. Это тот период времени, когда ребенок социализируется, и он должен правильно социализироваться. В это время мама, семья уходят на второй план, главным для ребенка становится его коллектив, сверстники. Ребенок начинает осознавать – кто он такой в группе этих сверстников. Дети начинают просить купить им какие-то вещи, например, «рюкзак как у Димки», или «платье как у Вики»… И крайне трудно переубедить ребенка, что это ему не нужно. Лучше сдавайтесь и покупайте. Очень важно, чтобы в этот период ребенок контактировал с разными детьми, а не с теми, с кем вы посчитаете нужным. Задача родителей – направлять, помогать сделать выбор, а не категорически запрещать.

Еще одна серьезная ошибка родителей: когда ребенок идет в школу, они считают, что он уже большой. 90% детей при общении с психологом говорят, что пока он не пошел в школу, мама часто обнимала, гладила его, как только началась учеба – тактильный контакт прекращается. Мама считают, что их сын (или дочь) уже большой и не нуждается в проявлениях нежности. И начинается период требований: ты должен хорошо учиться, ты должен опрятно выглядеть, ты должен заправлять постель… А внутреннее состояние ребенка зачастую мало волнует взрослых.

Родители, к сожалению, не умеют разговаривать с детьми от чувств. Объясню, что это. Представьте, что мама пришла с работы и увидела в раковине немытую посуду. Что она делать? Правильно – начинает ругать дочь или сына, мол, ты такой-сякой, почему ты это не сделал… Естественно, у ребенка возникает негативная реакция, он злится, начинает огрызаться. А если мама поступает наоборот и не обвиняет ребенка, а говорит: «Дочь, ты меня так расстроила, что посуду не убрала. Мне так обидно. Я-то рассчитывала, что сейчас что-нибудь вкусненькое приготовлю». И какова реакция ребенка? Правильно – ему становится стыдно за обиду, нанесенную маме, и поэтому он тут же кинется все убирать. Вывод: рев и словесные перепалки ни к чему не приводят. В разговоре с детьми (и не только) замените оскорбительные обвинения «ТЫ такой-то…» на «МНЕ обидно…».

- Ни для кого не секрет, что в период единого государственного экзамена волна детских суицидов стрессов возрастает. Как перебороть у детей этот страх перед экзаменом?

- Вы знаете, учителя сами в большинстве случаев создают стрессовую ситуацию. Учителя в открытую запугивают детей, ведь от того, как ученики справятся с ЕГЭ, зависит и оценка работы педагога. Приходили к нам старшеклассники с нервными срывами, которых дома нагнетают родители, в школе – учителя. И все начинают перекладывать ответственность на детей: учителя говорят, мол, если ты завалишь, будет плохо мне, родители – если ты не сдашь, твоя жизнь пойдет под откос… А что в ЕГЭ такого ужасного? Мы в свое время тоже сдавали по 6-7 итоговых экзаменов, и неважно, что это было в другой форме. И после ЕГЭ жизнь не заканчивается, даже если ребенок его не сдал.

- Ежегодно в Забайкалье растет число разводов. Только в 2013 году зарегистрировано 5940 актов о расторжении брака (в 2012 г. – 5571). Как эта печальная статистика влияет на подрастающее поколение?

- Для ребенка мама и папа – одно целое, в его сознании это неделимые объекты его любви. А когда семья распадается, нередко начинается манипуляция детьми – мама, к примеру, запрещает видеться с папой, или начинает при ребенке его оскорблять – то ребенок испытывает двойной стресс. Плюс ко всему, говоря о бывшем супруге нелицеприятные вещи, женщина сама становится неприятной своему ребенку и отталкивает его от себя. В итоге ребенок теряет сразу обоих родителей. Если такие женщины вовремя обращаются к психологам, выполняют все наши рекомендации, то они не только сближаются со своим ребенком, но и зачастую возвращают мужей в семью. Такие случаи нередки.

Здесь важно понять одно: при разводе родителей ребенок считает, что его предали, и делает вывод – значит, предавать и обижать, в принципе, можно. Приведу пример: разведенная женщина привела к нам свою 16-летнюю дочь, с которой никак не может совладать – плохое поведение, учеба заброшена... Выясняем, что девочка росла в негативе, ненависти, злобе после развода родителей, бывало, мама приговаривала: «Да ты такая же, как твой отец, собирайся и уходи к нему жить». Разумеется, ее первый вопрос маме: а почему тебе можно, а мне нельзя так себя вести? Почему тебе можно быть эгоистичной и думать только о своих бедах, даже не интересуясь – а что в душе у меня творится, а мне нельзя?

- Юлия Анатольевна, назовите так называемые сигналы бедствия, которые подают дети, оказавшиеся на грани срыва или самоубийства.

- Изначально дети подают сигналы бедствия – у них нарушается поведение, снижается успеваемость, они уже тогда говорят, что им необходима помощь, понимание. И перед тем как уйти из жизни, они предупреждают об этом взрослых практически в открытую. Но зачастую их мольбы о помощи остаются неуслышанными. И только когда уже происходит беда, окружающие начинают вспоминать – мол, да, он же говорил что-то. Был у нас такой случай: мальчик в принципе из благополучной семьи, но, видимо, несчастный в этой семье, подошел как-то к своей классной руководительнице и сказал: «А заберите меня к себе жить». Учительница, конечно, опешила и поспешила отшутиться, мол, не говори глупостей, у тебя есть дом, родители. В итоге – мальчишки больше нет... Дети, совершая суицид, не до конца осознают, что уходят из жизни навсегда. Чаще – это просто способ привлечь к себе внимание.

Можно выделить четыре вида информирования о суициде: 1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида. 2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу», «Было бы лучше умереть», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»). 3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств). 4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.). Нужно обращать внимание на любые проявления нервозности у ребенка. Например, ребенок стал зацикливаться на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, стал слушать грустную музыку. Ребенок может стать раздражительным, угрюмым, проявлять признаки страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), внезапно меняет эмоции (то эйфория, то приступы отчаяния). Перед самоубийством ребенок может внезапно успокоиться, начать приводить в порядок текущие дела, заключить мир с давними врагами.

- Кто в первую очередь должен обратить внимание на эти «звоночки»? Зачастую родители перекладывают ответственность на учителей, говоря, что дети большую часть времени все-таки проводят в школе…

- Первыми о проблемах ребенка должны догадаться родители. Все мы живем в таком ритме, что зачастую семья собирается вместе лишь поздно вечером. Но маме или папе и не нужно круглосуточно находиться рядом с ребенком, чтобы быть в курсе его дел. Достаточно 15 минут перед сном посидеть рядом, погладить по спине, потрепать волосы, в этот момент нужно интересоваться делами в школе, его отношениями с друзьями, в коллективе. Если такие минуты будут регулярными, то вы всегда будете знать, что творится на душе у вашего ребенка. А он будет знать, что он нужен, что его проблемы – не пустой звук для родителей, что маме и папе важны его дела (пусть даже для вас на самом деле неприятности вашего ребенка кажутся незначительными, для него они очень серьезны).

Не снимается ответственность и с педагогов. Однако на сегодняшний день образовательный процесс построен так, что школа лишь обучает, но не воспитывает. В итоге – мы получили ситуацию как в московской школе, ведь там мальчик был хорошистом… В советской школе как раз безо всяких школьных психологов очень грамотно подходили к процессу воспитания. Помните, были тимуровцы? Это как раз ребята в возрасте от 10 до 15 лет. В этот период жизни им очень важно быть полезными, кому-то нужными, они заявляют о своей значимости. Сегодня мы не во всех школах имеем штатных психологов. А порой их практические знания настолько низкие, что видя проблему, они никак не могут помочь ребенку. В некоторых школах вместо квалифицированных психологов их должности занимают другие педагоги. Ни для кого не секрет, что психологи не считаются педагогическим составом образовательного учреждения, поэтому зарплаты у них на порядок ниже, чем у учителей, они не имеют льгот, доплат. Соответственно, психологи, желающие работать в школе, в очередь не выстраиваются. Еще один момент: не всегда администрация школы, директор, завуч (а это зачастую педагоги с советской закалкой) серьезно относятся к роли психолога в школе. Для них – это некая палочка-выручалочка на побегушках. Крайне редко, когда директор видит в психологе партнера и выстраивает параллельную работу.

Поэтому мой совет: если только вы заметили изменения в своем ребенке, срочно обращайтесь к психологу. Если в семье разлад между супругами – тоже может помочь специалист. Обращаюсь к школьникам: если вы заметили, что ваш товарищ стал угрюм и замкнут, говорил, что не хочет жить, расскажите об этом педагогу-психологу или классному руководителю – вы можете спасти друга. В нашем центре мы оказываем помощь как отдельно детям, так и всей семье. Наши консультации и занятия абсолютно бесплатны. Вам нужно только позвонить и записаться по тел. 200-175. 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности