"Как я рожал"
Забайкальские мужчины не падают в обморок на родах.
Рожать вместе с мужем – по-моему, совершенно естественно и справедливо, ведь в зачатии тоже участвовали двое. Постепенно российские женщины изживают в себе это исконное «уйти одной в поле и там разрешиться», и все больше рожениц обращаются за помощью к своим родным людям, чтобы разделить с ними волшебный миг появления на свет нового человека.
Я могу сравнивать: своего первенца я рожала одна, а второго сына – с мужем. Это небо и земля. Трудно поверить, что можно так сказать о родах, но вторые прошли легко и даже весело – потому что в предродовой в перерывах между схватками мы шутили и смеялись, муж подтрунивал надо мной и думать о плохом было совершенно неуместно. То, что рядом находится близкий человек, это незаменимо в такой непростой для женщины период. Правда, сами роды муж пропустил – поехал поужинать, а сын - тут как тут.
Только за 2013 год в Чите в краевом перинатальном центре было проведено 54 партнерских родов, а в роддоме №1 на Шилова – 56. Партнерские роды проводят также и в Агинском округе, и в Краснокаменске, и если каких-то десять-пятнадцать лет назад супружеские пары даже мечтать не могли об этом, то сегодня налицо тенденция к росту числа таких родов.
По словам главного врача Забайкальского краевого перинатального центра Зульфии Томашовой, все роды, в том числе и партнерские, в центре проводятся на бесплатной основе. Оплата может производиться только за так называемую сервисную палату, но это к родам уже не относится.
- К сожалению, население края еще не совсем хорошо знает, что такое партнерские роды и какие учреждения могут оказать эту услугу, так как, конечно же, нужны условия для проведения таких родов. Обязателен индивидуальный родовый зал либо индивидуальная предродовая, где женщина со своим партнером могли бы находиться вместе. Наш центр всеми необходимыми условиями располагает: у нас восемь индивидуальных родовых залов, и для каждой женщины мы можем обеспечить проведение родов с партнером. Причем таковым не обязательно должен являться муж, это может быть мама, сестра, бабушка или подруга, - пояснила главврач.
Минимальные обследования, требуемые от партнеров, это флюорография (не позднее, чем за 6 месяцев до родов) и анализ на кишечную группу (не позднее, чем за три месяца). Естественно, что в родовой зал также не пустят партнера с явными проявлениями простудных заболеваний.
Когда мужчины плачут
Многие женщины были бы не прочь рожать с мужем, но боятся того, что муж потеряет к ней желание. Интернет изобилует такими историями: нервные нынче пошли мужчины?
Заведующая родовым отделением ЗКПЦ Ольга Дашкевич пояснила, что женщины могут не переживать за то, что роды с мужем отобьют у последнего интимный интерес к своей жене.
- Поддержка и помощь мужа состоит не в том, что он стоит и смотрит, в каком виде лежит его супруга. Он должен в первую очередь думать о своей основной задаче – для чего он здесь находится: не смотреть какие-то ужастики, а помочь жене и первым взять своего ребенка на руки, ощутить духовную близость со своим ребенком и женой. И это наоборот приводит к еще большему сплочению. Я видела мужей, которые пересекли пуповину, после этого идет такой колоссальный всплеск эмоций, слезы градом катятся, они говорить в этот момент ничего не могут, целуют и ребенка, и жену! А то, что там происходит с женой, ничего такого мы им не показываем, все закрыто, есть только лицо родного человека.
- Какие роды чаще становятся партнерскими: первые или последующие?
- Здесь нет какой-то определенной статистики, есть и первые, и вторые, и третьи… Вообще, работа должна проводиться уже с момента зачатия, в женских консультациях должны разъяснять, что с момента начала беременности вынашивает ребенка не жена, а супруги вместе.
- Как нужно мужу (партнеру) готовиться к совместным родам?
- У нас есть курсы подготовки к родам на базе нашей консультации и на базе 2-й женской консультации в 6-й поликлинике, а также на базе Центра планирования семьи. И, начиная с 30-й недели беременности, пары ходят на эти курсы, где им дают азы поведения мужчины в родах и что должен делать муж. Сейчас идет тенденция к демедикаментализации родов, то есть сокращению до минимума медицинских препаратов, которые женщина получает в родах, это касается и обезболивания. Основной уклон идет в методы обезболивания психологического характера, здесь-то мы и видим мужа как основной источник обезболивания. Существует множество противоболевых точек, множество упражнений, направленных на рефлекторное снижение боли, - вот этим муж и должен заниматься. Потом, когда наступает уже второй период родов, то есть непосредственно потуги – многие мужья помогают тужиться, дышать.
«Две размазни нам в родах не нужны»
Стал уже анекдотом образ падающего на родах в обморок мужа. Наши забайкальские папы соответствуют общепринятым предрассудкам или все ж таки более суровы? По словам Ольги Дашкевич, в ее практике сознание никто из мужчин не терял. Но если и попадется кто послабее духом, для них всегда наготове аптечка неотложной помощи. Нашатырь под нос – и папа снова в строю.
- Вообще же, мы вскоре планируем поставить диванчики, на случай если у папы подкосятся коленки. А если роды затянулись, и мы видим, что папа устал, хочет кушать, мы его отправляем вниз, там у нас есть буфет. Потому что две размазни нам в родах не нужны.
- Есть ли такие мужчины, которые не идут на сами роды, а присутствуют только при схватках?
- Такой мужчина у нас был один. Он категорически отказался идти на второй период родов. Мы спрашиваем: почему? Он: «Мы так решили». Может быть, он боялся, что мы ему там покажем «во всей красе» все интимные зоны. И как мы его ни уговаривали, он твердил: это мое решение.
- А сами женщины не стесняются, не выгоняют мужей, когда дело доходит до главного?
- Нет, не стесняются, им уже не до этого. И потом, если есть в семье доверительные отношения, это не вызовет стеснения.
- Чаще партнерами в родах являются все-таки мужья?
- Да, чаще мужья. К примеру, за 2013 год из 54 партнерских родов у нас присутствовали три мамы, одна крестная и одна подруга, все остальные – мужья. И все мужья были морально и психологически готовы к родам, вели себя очень достойно и правильно.
На роды – с музыкой!
Что же делать тем парам, чьи роды пошли вдруг не по запланированному сценарию? Например, понадобилось кесарево сечение. Как говорит Ольга Дашкевич, даже в таких ситуациях роль отца очень важна.
- Если возникают непосредственно в родах показания для кесарева сечения, - муж здесь тоже помогает. Потому что женщина иногда сомневается, делать кесарево или нет. Мы сразу все моменты обговариваем, приводим все медицинские доводы и вдвоем им легче принять решение. Но когда мы переводим женщину в операционную, мужа туда не пускаем, все-таки это табу. Уже потом ребеночка приносят в родильный зал и папа с ним знакомится.
Как отмечает Ольга Дашкевич, те отцы, которые прошли через курсы, ведут себя намного лучше, и сразу с порога, как трудяги, принимаются за свою работу. Основной массе «рожающих» пап важнее ощущения своей жены, нежели то, чем занимаются доктора. Но есть и исключения.
- Бывает, что в средствах массовой информации призывают приходить мужей на роды с той лишь целью, чтобы следить за медработниками, чтобы они, не дай Бог, чего лишнего не ввели. У нас был один такой случай в практике: муж записывал каждый препарат. Мы его спросили: зачем? Он ответил, что у его родственников был несчастный случай в родах, и вот он решил подстраховаться. Мое мнение, что, может, и надо это делать, но не так демонстративно и более благожелательно.
По словам заведующей отделением, за каждой парой интересно наблюдать. У каждой пары есть свои ритуалы, привычки, особенности, все разные.
- Однажды у нас даже приходила семья с музыкой, они ее постоянно включали в период беременности малышу, хорошая спокойная музыка, шум деревьев и воды. А еще один муж так неистово делал массаж, что у женщины остались потертости на пояснице.
Но как бы ни отличались эти пары, объединяет их одно: они любят и доверяют друг другу. И если число партнерских родов в крае растет, это значит – любви тоже становится больше.
Олег, 28 лет, папа маленького Антоши:
- Как-то у нас естественно с женой принялось это решение – рожать вместе. Если бы я был моложе, может быть, не созрел бы до такого решения. У меня не было страха, наоборот было очень волнительно и интересно. Я ждал этого момента. Когда стали подтекать воды у жены, мы поехали в роддом, там ее оформили, я ждал. Потом ее увели мыться, а я пока надел халат, тапочки, шапку и меня провели в предродовую комнату. Там были большие мячи, как на курсах, меня как-то это сразу расслабило, мы с женой сели и стали на них качаться. Болтали обо всем подряд. Потом схватки стали усиливаться, я стал делать жене массаж, как учили на курсах, она просила сильнее нажимать, а я боялся синяки оставить. На самом деле, то, что я был рядом, это очень хорошо и удобно. Например, кто бы позвал врача, когда жену положили под КТГ? Кто бы делал массаж? Кто бы подал воды?
Когда настал период самих родов, мы пошли в родильный зал, и там как-то быстро все произошло, я не успел опомниться, как сын появился на свет. Я стоял в изголовьи, врачи делали свое дело, а я дышал вместе с женой, как нас учили. Пуповину я не перерезал, не решился. Думаю, медики это лучше сделали, чем я. Но момент рождения сына стал, наверное, самым ярким в моей жизни. Почти сразу взял его на руки, такого маленького, помятого, сразу стал ему что-то говорить. Наверное, даже плакал, уже не помню. В общем, всем будущим папам советую не пропустить этот момент!
Борьба с монополистами, вскрытые сговоры, тарифные нарушения
Парк МЖК в Чите встретил зиму во всей новогодней красоте
ЗабГУ заставляет студентов перейти в корпоративный мессенджер MAX
Прогноз погоды на неделю публикует ZAB.RU
В Забайкалье завтра ожидается снег