Иди и смотри

Культура, 16:28, 21 февраля 2014

Драмтеатр дал премьеру – спектакль «Ребятки», поставленный Владимиром Чернядевым по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Побывавший 20 февраля на премьере и последующем обсуждении корреспондент «Забмедиа.Ру» спешит поделиться своими впечатлениями.

Про пьесу

«Дорогая Елена Сергеевна» была написана Людмилой Разумовской в 1980 году: согласно культурным обычаям брежневского застойного времени, начинающий драматург заключила с министерством культуры договор о написании пьесы «о трудных подростках». Когда осенью 80-го года на семинаре молодых драматургов «Дорогая Елена Сергеевна» была впервые прочитана в присутствии других авторов и представителей минкульта, она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Редакторы из министерства тут же открестились от пьесы, сделав вид, что договора не было.

Пьесу молодого драматурга цензура не пропустила, а имя автора быстро обросло таинственными слухами. Но судьба распорядилась иначе - уже через год спектакль был сдан в Молодежном театре Таллина. Чуть позже молодой режиссер Семен Спивак при поддержке главного режиссера театра им. Ленинского комсомола Геннадия Опоркова поставил пьесу в Ленинграде.

Статья Виктора Розова в защиту «Елены Сергеевны» на страницах «Литературной газеты» послужила ей наилучшей рекламой. Пьесу узнали во всей стране. Везде, где только местные партийные власти разрешали постановку, ее ставили, и она шла с огромным зрительским успехом, вызывая большой общественный резонанс. Но это продолжалось не более года...

- Как могло получиться, что вопрос о необходимости снятия этой пьесы поставило не министерство культуры, а комитет государственной безопасности? - грозно вопрошал Михаил Горбачев на заседании секретариата ЦК КПСС 26 апреля 1983 года.

Спустя несколько лет после запрещения, в начале горбачевской перестройки, о пьесе снова вспомнили. В 1988-м Эльдар Рязанов снял фильм с Мариной Нееловой в роли Елены Сергеевны. Возобновились спектакли в театрах. Пьеса была поставлена почти во всех европейских странах и даже в Америке и Канаде.

Пересказывать содержание, конечно, не буду. Только несколько слов. Выпускники пришли поздравить свою учительницу с днем рождения. Но не потому, что она одинока, не потому, что впереди – расставанье со школой. Все просто: у Елены Сергеевны ключ от сейфа с экзаменационными работами, и им надо подменить результаты. Только события развернулись совсем неожиданно.

Про школу и Учителя

Пьеса была актуальной и 34 года назад, когда ее написала Разумовская. И 24 года назад, когда Рязанов снял по ней фильм. Сегодня - проблемы те же. А может, еще страшнее: сейчас все доступно и все возможно, молодое поколение теряет грань, теряет вкус, человечность. Преступность. Наркомания. Что об этом говорить? Вот они, проблемы, в ежедневных новостях. Но я хочу сказать об учителях. Они разные, конечно. Но большинству сегодняшних учителей надо награду давать уже за то, что работают в школах. За мизерную зарплату. Под «обстрелом» современных «ребяток», их родителей и проверяющих из различных ведомств.

Вот недавний пример. Чем закончилась «акция», организованная 9-б классом кадалинской школы №23? Учитель, грамотный и заслуженный педагог, уволилась из школы. Благо, хоть руки на себя не наложила, как героиня спектакля.

В моей школьной жизни была своя «дорогая Елена Сергеевна». Умная, принципиальная. Живая и трогательная, искренне преданная своим идеалам. Наша «классная» - Тамара Петровна Кузьмичева. Мы школу окончили почти 40 лет назад. А она до сих пор не только нас помнит и все о нас знает, она помнит имена и отчества наших родителей.

«Тамара» - называли мы ее между собой, без всякого уничижения, безусловно. Ей доставалось от нас, конечно. Но сколько такта она проявила, сколько терпения!

Помню, когда в десятом классе одноклассница, Галка Сараева, которая прекрасно училась, но всегда была, как сейчас бы сказали, хипстером, пришла в школу в «лапше». «Лапша» - супермодная в то время синтетическая кофта в широкий «рубчик», облегающая, как водолазка, только с треугольным глубоким вырезом. Ее «лапша» была прозрачно-белая, и все Галкины «прелести» тоже были прозрачны. Школа, естественно, сбежалась посмотреть. Напомню, был 1975 год. В учительской стоял рев, там требовали "крови", Галке грозил педсовет. Я не знаю, что ей пошептала в лаборантской наша «Тамара», но Галки «сдристнула» домой – переодеваться. Кто теперь Галка Сараева? Подполковник полиции. Тридцать лет стажа в органах.

Жизнь нашей Тамары Петровны - один в один, как у Елены Сергеевны. Одиночество. Больная мама. Семьи не было. Своих детей, понятно, тоже. Черная юбка, строгие кофточки. Руки, всегда белые от мела. Всё – школе, всё – нам. Поэтому все мы и СОСТОЯЛИСЬ.

В спектакле, поздравляя учительницу с днем рождения, «ребятки» приносят ей подарок – набор хрустальных бокалов, стыренных у родителей. Она не берет, возмущается.

Не помню, чтобы в школе мы дарили какие-то подарки нашей «Тамаре». Цветы, конечно, были, но подарки… Не принято было. Честно говоря, мы даже не знали, когда у нее день рождения. Сейчас знаем. Сейчас она, одна-одинешенька, живет на крохотную учительскую пенсию, занимается репетиторством - чтобы выжить. В прошлом году, перед 8 марта, я кликнула наших. Сбежались все, кто живет в Чите. Скинулись. Пошли мы с подругой, поздравили свою учительницу с праздником. Цветы. Поцелуи. «Здесь вам открытка от всех нас», - сказали про оставленный конверт. А она звонит потом, плачет: «Ребята, за что ж вы меня так? Я деньги не возьму». И я плакала в трубку: «Так мы ж от всей души. Мы ж все зарабатываем. Мы ж – ваши дети…». Долгий был разговор. И не один. Через несколько дней Тамара Петровна позвонила мне вновь: «Ира, я все поняла. Спасибо, что помните меня. Я купила телевизор. Подключила кабельное телевидение и, это счастье, теперь могу смотреть канал «Культура». До этого у нее был еще советский, ламповый.

Сейчас напишу несколько строчек Андрея Дементьева. Уже слышу, как кто-то говорит: «Какая банальщина! Развела здесь возрастные сопли». Но все же:

Не смейте забывать учителей!
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч не частых.
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье,
Из наших ученических побед!

Дай Бог, если бы сейчас в каждой школе был Учитель – такой, как наша Тамара Петровна. Скольких бед можно было бы избежать.

Про театр и Актеров

- Спектакль должен принести успех, но очень уж морально сложная пьеса. Мне очень интересно послушать какие-то мнения, суждения от детей, которые будут сидеть и смотреть. Может быть, спровоцировать какие-то дискуссии между воспитателями и детьми. Пьеса очень конфликтная. На грани. А сегодня говорят, что все в современной школе еще серьезней, - осенью прошлого года говорил мне, поясняя свой выбор, режиссер-постановщик Владимир Чернядев.

И вот спектакль завершен. На сцене – сидящие на стульях актеры и режиссер. В зале – оставшиеся на обсуждение зрители. Я понимаю, что Чернядеву хотелось разговора. Но... Учителя благодарили, ученики задавали неуместные вопросы. Заявленной дискуссии не получилось. Мне кажется, она и не должна была получиться. Увиденное надо «переварить», а потом уже обсуждать. С родителями, друзьями, учителями. Лишь бы был тот Учитель, который поймет, которому доверяют.

А сейчас хочу сказать спасибо вам, Владимир Константинович! Этот спектакль в нашем театре – безусловная победа. Хочу сказать спасибо молодым актерам Яне Корниловой, Алексею Терехину, Никите Калганову, Алексею Плетневу и актрисе Ольге Игониной, сыгравшей Елену Сергеевну. Вы сыграли на пределе душевных и физических сил, накрыв этой «взрывной волной» зрительный зал. И думаю, что после этого спектакля не может быть долгих аплодисментов. Не потому, что вы их не заслужили. Просто зритель, выпотрошенный эмоционально, должен вставать и тихо уходить. Для того чтобы думать.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности