Вишневый сад
«Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь»
В этом году помойка чистилась, и мусор вывозился дважды. Первый раз – накануне 9 мая, второй – за день-два перед открытием международного Студенческого фестиваля стран ШОС...
В мае вывозились новогодние елки, попутно поставлены новые зеленые ворота, чтоб с улицы не было видно помоечного безобразия, а в июне рабочие управляющей компании «Чистый город», под патронатом которого этот дом и двор с осени прошлого года, копошились в течение двух дней. Санитарной стерильности, конечно, достичь не удалось, но жильцы облегченно вздохнули: «Наконец-то». И вспоминали, как зимой помойка являла собой огромную смерзшуюся глыбу, и ее приходилось обходить с опаской, подскальзываясь и чертыхаясь. А еще вспоминали жильцы, что помойка - место достопримечательное, и когда приходилось ехать на такси, некоторым водителям не надо было называть адрес, а достаточно было сказать коротко «У помойки». Беспокоятся: ситуация может повториться и нынче. И это в самом центре города: рукой подать до кафедрального собора Казанской Божией Матери и ворот города – вокзала. Это о другой достопримечательности – жилых домах по ул. Амурская, 104 и 104 а, более известной как усадьба Назарова.
Эта усадьба, построенная в 1903 году представляет собой два двухэтажных доходных дома с башенками-парапетами на крыше и двухэтажный деревянный дом, который примыкает стеной к доходному дому Коновалова (Амурская, 106). Усадьба принадлежала известному в Чите купцу и уважаемому в городе гражданину – Василию Ивановичу Назарову: он торговал бакалеей, был председателем Сиротского суда. Кроме того, был страстным садоводом-любителем и во дворе своего дома посадил такую удивительную рощу-сад, полюбоваться которой приезжал сам губернатор. После смерти Назарова в 1914 году усадьба пришла в запустение, сад, оказавшись без нужного догляда, стал чахнуть, а потом и пущен под топор. На месте раскидистых деревьев новые хозяева построили кладовки. Все по Чехову, по его пьесе «Вишневый сад» и - с горечью о невозвратном: «…мой милый, мой нежный, мой прекрасный сад…».
А после революции пришли новые хозяева, и принялись крушить старое и строить свою «новую жизнь». В 1922 году в усадьбе разместилось Управление государственной политической охраны Дальневосточной республики. А после дом был отдан под жилье.
Что осталось внукам и правнукам? В доме 17 семей, некоторые живут в квартирах, доставшихся от родителей и прадедов. Состояние дома плачевное… Единственное благо - центральное отопление, все другие удобства – на улице. Последние приводят в неописуемый восторг прохожих, которые забегают по нужде во двор, а местная детвора подумывает, не сделать ли из их нужника «доходное место». По словам жителей, ремонт в доме производился на их памяти в 1989 году. «Тогда провели центральное отопление, поменяли рамы, белили и красили в квартирах и коридорах. Некачественно: краска вздувалась пузырями, пришлось переделывать… На втором этаже протекает крыша, оставшаяся лепнина на потолке, глядишь, отвалится…» В акте технического состояния здания то же самое: «Объект культурного наследия. Необходимо проведение ремонтных работ по кровле и фасаду. Цоколь на главном фасаде с отваливающейся штукатуркой и разрушающейся кладкой… Стены с отваливающейся штукатуркой, отмечены вертикальные трещины…» И еще множество других «аварийных» штрихов. Жильцы с завистью поглядывают на соседа – доходный дом усадьбы Коновалова. Тоже памятник и тоже – под охраной государства, и выглядит – соответственно. А как же! Там располагается краевое министерство образования, вот и радели чиновники. А «назаровцам» приходится терпеть помойку и запустелый двор, и переживать, ну как рухнет дом - усадьбе-то нынче 111 лет. Похоже, только властям - прежним и нынешним - не до усадьбы. Огородили забором неприглядную нищету, и он очень напоминает другой забор, его в народе называют брежневским - по ул. Ленина, от площади Революции, вниз… Ну да, возвели его, когда генсек был наездом в Чите, запрятали за ним развалюхи. Вот и стоит до сих пор, подкрашивают только. Как памятник бездушия к людям, отвратительному отношению к городу, его будущему. А не приобретет ли усадьба Назарова такой же статус?

«Парадный» вход

«Ах, сад, мой сад...»

«Доходное» место
Ирина Жигулина
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Плановое отключение электричества ожидается сегодня в Чите
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года