Убит за правду
Почти четыре года мать добивалась истины от следователей.
Из письма в редакцию: «К Вам обращается за помощью простая женщина, вырастившая и воспитавшая пятерых детей, проработавшая всю жизнь дояркой в колхозе, ветеран труда. Мать, потерявшая младшего сына - «отхончика», мечтавшая нянчить его детей и потерявшая опору на старости лет. 7 декабря 2011 года в 17 часов 30 минут на 5-м километре трассы Агинское - Цасучей, на обочине, был обнаружен труп моего сына Батоева Тимура Дугаровича с признаками насильственной смерти. 9 декабря 2011 года Агинским МСО СУ СК России по Забайкальскому краю было возбуждено уголовное дело. Прошу разобраться, почему следователи проводят не всестороннее, не полное и не объективное расследование, не хотят раскрыть преступление и изобличить лицо, виновное в смерти моего сына».
Цындыме Батоевой из Хойто-Аги сейчас 75 лет, ее «отхончику» Тимуру было бы 35… Она считает, уверены в этом другие родственники и знакомые: Тимур погиб за правду, но дело попало в разряд заволокиченных. Так бывает и, к сожалению, часто: возбудят дело, и подозреваемый есть (а в этом случае – бывший сотрудник Агинского ОВД), и свидетелей немало, а не вырисовывается логического конца. Один за одним выносятся постановления о приостановлении расследования, дело ходит по рукам следователей. А время проходит, не месяцы – годы. А рвение у следователей убавляется. Только мать да близкие помнят и тоскуют в ожидании справедливости. И тогда вновь и вновь рождаются жалобы и обращения.
«Надо выцепить Тимура»
Незадолго до того трагического дня в суде слушалось дело об убийстве Андреева. Подсудимый – Арсалан Бальжинимаев. Родственники подсудимого пытались хоть как-то облегчить его участь. Старался и брат – Тумэн Бальжинимаев. Он подходил к Тимуру (в одном классе учились) и просил охарактеризовать его брата положительно. Зря старался: Тимур в суде говорил правду, нелестно отзывался об Арсалане, как тот, впрочем, этого и заслуживал. Тумэн затаил обиду и месть… 4 декабря 2011 года, вечером, Тумэн Бальжинимаев вместе со знакомыми Дамдиновым и Бадмаевым выпивали. Разговоры о том, о сем. И Тумэн среди прочего сказал, что надо «выцепить Батоева Тимура», «он хочет с ним поговорить». Надо так надо… Сели в машину и поехали на стоянку к Ниме Батоеву, где последнее время находился Тимур. Остановившись у дома, Бальжинимаев из автомобиля выходить не стал, а попросил Дамдинова вызвать Батоева. Тимур вышел…
Позднее, в ходе расследования, эти свидетели показали, что Бальжинимаев отвез их к дому Бадмаева, а сам вдвоем с Батоевым уехал. В течение 20 минут они ждали их, звонили на сотовый Бальжинимаеву, но он отвечал, что скоро приедет, а потом вообще отключил телефон. Больше они Тимура не видели.
Другие свидетели, в частности, Бадмаева и Цыренжапова, показали, что 4 декабря 2011 года, вечером, они играли в лото, когда в дом зашли Батоев и Бальжинимаев, лицо первого было в крови. Батоева после этого они больше не видели.
Нима Батоев потом рассказывал следователю, что в тот вечер к нему приезжал Бальжинимаев с Дамдиновым и Бадмаевым, они выпивали. Злой Бальжинимаев все расспрашивал, где находится Тимур. А когда уходили, уже в дверях попросил передать, что найдет его и изобьет.
И мама Тимура говорила о том, что к сыну приезжал Бальжинимаев и просил, «чтобы он хорошо охарактеризовал» его брата в суде, а потом высказывал недовольство: мол, Тимур сделал наоборот.
У Бальжинимаева своя версия: в тот день он с женой и Батоевым выехали из села в Агинское, где заехали к Цыбенову, чтоб подвезти того к родителям. После чего якобы Батоев попросил «отвезти его в заречную часть п. Агинское к сестре. Батоева он оставил в районе магазина «Сандал», больше его не видел».
Что касается Цыбенова, то он напрочь все отрицал: не встречался с Бальжинимаевым и его женой 4 декабря, не подвозили они его к родителям, а с Батоевым вообще не виделся год-полтора….
И сестра Батоева, как видно по материалам дела, не видела Тимура с октября 2011 года.
Труп Тимура нашли на обочине дороги. По заключению экспертиз (а их две: от 14 декабря 2011 года и 15 марта 2012-го) у него была тупая травма головы, травматический отек мозга, множественные кровоподтеки на лице, перелом ребер, разрыв почки. «Данные повреждения образовались от многократных травматических воздействий тупых твердых предметов (кулаков, обутых ног)». Что касается алкоголя, то обнаруженная концентрация в крови и моче определяется как «алкогольное опьянение легкой степени». И вывод: «Между полученной тупой сочетанной травмой головы, туловища, верхних и нижних конечностью и смертью Батоева Т.Б. имеется прямая причинно-следственная связь».
А что же Бальжинимаев? Он жестоко избил Батоева и бросил на обочине умирать в мороз. По этому пути и пошло следствие: 12 декабря он был задержан в качестве подозреваемого, через три дня – по решению суда заключен под стражу и ему было предъявлено обвинение в совершении убийства. Но уже 30 декабря и.о. руководителя Агинского МСО СУ СК РФ по Забайкальскому краю капитан юстиции Олеся Кац выносит чудное или чудное (ударение – на вкус) постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Бальжинимаева «… в связи с непричастностью к совершенному деянию». Это при том, что имелись показания свидетелей, и особенно таких: сестры Батоева и Цыбенова. С учетом того, что не было проведено ни одной очной ставки… И еще один факт, упустить который ну никак невозможно, потому как он признан Кац как одно из оснований для прекращения уголовного преследования: «В настоящее время на основании полученного заключения эксперта установлено, что смерть Батоева Т.Б наступила от общего переохлаждения организма». А ведь тогда, в декабре, эксперт Антудинов писал в заключении: «Имеется прямая причинная связь между тупой травмой головы, общим переохлаждением организма и наступлением смерти». А во втором заключении, другие эксперты - читинцы Христолюбов и Смородников, кстати, посчитали причину смерти - «переохлаждение организма» - сомнительной. Не дочитала Кац, поспешила или?.. А к чему такая спешка? Ах да, Новый год, праздник… А может, потому, что Бальжинимаев раньше в органах служил?..
Следователи топчутся…
Конечно, Цындыма Батоева с таким поворотом в деле согласиться не могла и обратилась с жалобой в прокуратуру. 23 января 2012 года прокурором Агинского района постановление Кац было отменено и дело направлено следователям. Кажется, это единственное здравое постановление по делу и мудрить не надо: есть подозреваемый, есть свидетели, да и время с момента совершения еще не упущено – берись и работай. Не-е-ет. Восемь раз дело возобновлялось и приостанавливалось теперь уже «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». А проще – Бальжинимаева поспешно реабилитировали, а кто ж убийца? Ищи ветра в поле, то есть – в степи… Восемь раз выносились постановления – они как братья-близнецы, ничего нового, только фамилии следователей разные: Петров, Кац, Иванов, Балданов, Батожаргалов, Балдандоржин. Правда, были еще моменты: завели оперативно-розыскное дело по поимке убийцы, да допросили с десяток новых свидетелей… А вот главный момент упорно игнорировали - очную ставку между Бальжинимаевым и Цыбеновым. Почему-то ее никто с самого начала и не проводил. В общем, топтались в Агинском вокруг да около. Может, следователи нерадивые? Но ведь у них начальник – руководитель следственного отдела Болот Дашинимаев, вроде, опытный, да к тому же член коллегии следственного управления, а туда кого попало, как известно, не возьмут…
В апреле Батоева обратилась с обращением к Уполномоченному по правам человека в Забайкальском крае – никакого движения. Складывается мнение, что кому-то просто невыгодно всерьез заниматься этим преступлением, выгодно другое: пусть таскается дело из кабинета в кабинет, от следователя к следователю, а отписаться в очередной раз по инстанциям и ответить Батоевой – нетрудно: бумага, как известно, все стерпит.
…а вывозят «важняки»
Дело сдвинулось: очередное постановление агинчан отменила первый заместитель руководителя СУ СК РФ по Забайкальскому краю Рузиля Шелест, и материалы были переданы следователю из управления по особо важным делам Дмитрию Архипову. Бальжинимаев к тому времени сменил место жительства, но был объявлен в федеральный розыск. А где спрячешься? В степи раздольной? Так и там люди, да и шепоток за спиной: убийца… Бальжинимаев явился сам, был арестован и Архипов предъявил ему обвинение в совершении убийства.
Сейчас расследование идет к завершению: ознакомились с материалами обе стороны и адвокаты, и скоро суд. Что уготовано Бальжинимаеву? Конечно, кара. Статья 105. ч. 2 УК РФ в данном случае предусматривает «наказание лишением свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненным лишением свободы». По словам Архипова, у Бальжинимаева трое малолетних детей и другие смягчающие обстоятельства. Что скажет суд?
Ирина Жигулина