Ясная перспектива для беженцев

Общество, 09:29, 9 октября 2014

Забайкальский поселок Ясная стал воплощением надежды на будущее для 27 вынужденных переселенцев из Украины.

- Нас все устраивает, все замечательно! – признаться, таких слов о своей малой Родине я давно не слышала от земляков. Даже от жителей краевой столицы. При этом люди, которые приехали в отдаленный забайкальский поселок из теплой Украины, бросив хорошие дома, любимую работу и все нажитое имущество, повторяют их постоянно. 

Такие квартиры выделяются беженцам

Четырехэтажная «хрущевка». Сильно требующий ремонта подъезд. Александр Букалов показывает нагрянувшим журналистам трехкомнатную квартиру. В интерьере еще сильно угадываются следы пребывания бывшего хозяина-военнослужащего, но кое-где уже видны результаты приложения сил новоселов – заменена сантехника, зашпатлеваны стены. Именно предоставляемая беженцам жилпощадь стала одной из главных причин, по которой они сделали выбор не в пользу забайкальской столицы, а приехали в бывший гарнизон. Все вынужденные переселенцы уже получили благоустроенные квартиры из числа бывшего имущества Минобороны. Пока пользуются ими на правах съема, но после  получения гражданства РФ смогут оформить в собственность.

- Когда ликвидировали часть, военные просто бросали квартиры и уезжали. Многие даже не ставили в известность администрацию поселка. Мы же, из-за наличия у них прописки, такие помещения даже вскрыть не можем без ведома числящегося в них «хозяина». Тем временем квартиры пытаются грабить, часто туда вламывается молодежь, чтобы посидеть, попить пива. Они отапливаются, как все прочие, но за тепло никто не платит. Впрочем, сейчас уже где-то 80% этого жилья заселили бывшими жителями Степи и, вот, гражданами Украины. Для пяти семей, которые прибыли первыми, квартиры полностью отремонтировали за бюджетный счет, а дальше уже начали просто предоставлять пребывающим необходимые строительные материалы и помощь специалистов – электриков, газоэлектросварщиков, слесарей, - пояснил депутат Совета Оловяннинского района, директор МУП «ЖКХ Ясная» Александр Пешков.

Букалов теперь трудится в его подчинении, как и 6 других беженцев. Осваивает профессию слесаря по ремонту котельных установок. Хотя по образованию программист. У себя на Родине, в Донецкой области, оставил успешный бизнес, который вел вместе с женой - веб-дизайнером. Супруги владели компьютерным магазином, фотостудией, ремонтной мастерской, кинотеатром, бильярдным и теннисным клубами, оказывали услуги по подключению населения к сети Интернет. Но когда начались военные действия, Букаловы приняли решение увезти подальше трех сыновей - 12, 10 и 2,5 лет. Забайкалье выбрали не случайно – у обоих здесь служили родители.

Александр Букалов

Александр признается: тянул, надеялся на то, что конфликт закончится. Даже пытался войти в ополчение, но многодетного отца не приняли. Возвращаться на Родину Букаловы теперь не собираются, о «похороненном» бизнесе, в открытие которого когда-то вложили столько сил, тоже не вспоминают.

- Главное, над нами уже не летают снаряды и рядом не гремят взрывы. Невыносимо было каждый день отправлять старших сыновей в школу и думать: вернутся они живыми или нет. В Ясной всех трех детей сразу приняли в образовательные учреждения. Жена тоже устроилась в школу сначала гардеробщицей, а теперь подменяет учителей по черчению и по изобразительному искусству, - говорит Александр.

Семья уже подала заявление на получение российского гражданства и планирует связать свою дальнейшую жизнь с поселком, где их так радушно приняли.

- В Ясной все только начинается – развивается инфраструктура  , идут стройки. Здесь много всего будет! Мы оказались в нужное время в нужном месте.

Поначалу эти слова Александра прозвучали загадочно, но из дальнейшего разговора стало понятно, что он имел в виду. Букалов, как опытный предприниматель заметил на местном рынке свободную «нишу» – услуги, связанные с проведением сети Интернет, продажей и обслуживанием компьютерной техники. После того, как семья  «встанет на ноги» он снова попытается открыть собственное дело, а пока будет снабжать теплом квартиры яснинцев в благодарность за то, что те обогрели беженцев своим вниманием.

Лариса Иншина и Александр Пешков

Жители поселка, по словам представителей районной власти, действительно, делают для граждан Украины все, что могут. Правда, изначально они относились к беженцам настороженно.

- Среди местного населения очень большая безработица. Единственные госучреждения в поселке - две школы, два детских сада и МУП «ЖКХ Ясная». Планируют открыть еще туберкулезную больницу, но Роспотребнадзор пока не дает на это разрешения из-за несоответствия здания изменившимся требованиям. Поэтому на прибывших сперва посматривали косо: приехали отбирать наши рабочие места. Потом убедились, что никто никого ради украинцев не увольняет, и перестали, - пояснила заместитель руководителя администрации Оловяннинского района Лариса Иншина.

К временному трудоустройству в первое время подключили предпринимателей. Местные бизнесмены «скинулись» и оплатили беженцам уборку общественных мест. А вот на теплые вещи и бытовую технику для вынужденных переселенцев собирали уже «всем миром». Украинцы, прибывшие в Ясную в начале сентября, оказались очень легко одеты.

- Мужички ходили в резиновых тапочках. Самыми теплыми вещами у них были спортивные костюмы. Всех сразу обули в кроссовки, спецовки им выдали, бушлаты. Скинулись на школьную форму и одежду для детей. Как получат первую зарплату, вывезем семьи в Борзю. Там подешевле, пусть купят себе пуховики и все необходимое, - отметил Александр Пешков.

Он признается, что сам сперва приглядывался к беженцам - разное про них говорили: что работать отказываются, забастовки устраивают. Но те оказались людьми трудолюбивыми.

- Я их сразу предупредил: интеллектуальной работы на Ясной мало. Еще - период неудачный. Осенью и зимой трудоустроиться сложнее, но в марте снова начнутся ремонтные работы на федеральной автотрассе - это почти 200 рабочих мест. Кроме того, должна открыться противотуберкулезная больница, где будет примерно столько же вакансий. В Ясной вообще дефицит врачей, если бы они сюда приехали, то сразу бы устроились в ЦРБ. Но украинцы с медицинскими и педагогическими дипломами до нас «не доходят», их «расхватывают» в центральных регионах, - пояснил Пешков. 

Антал Марафуров и Татьяна Михайловская

Антал Марафуров тоже не имеет педагогического диплома. Зато владеет боевыми искусствами и готов поделиться своими знаниями с юными яснинцами. Пешков рассматривает его кандидатуру в качестве тренера в спортивную школу, над отделкой нового здания которой пока и трудится Антал.

Вместе с гражданской женой Татьяной Михайловской и пятилетней дочкой Арианой он раньше жил под Донецком.

- Там сейчас бомбят. Тогда тоже было очень страшно. Постоянный гул, шум, выстрелы, световые огни. Наступления-отступления. Кто стреляет? В кого? Мы трусились каждый день, не знали, что делать. Хотели районный патруль организовать, но многие разъезжались, поэтому муж записался в уже созданное ополчение. Теперь для нас дорога на Украину закрыта - ему по законам страны грозит лишение свободы на длительный срок, - вспоминает Татьяна.

Глава семейства говорит, что покинуть Родину его заставила исключительно тревога за жизнь жены и ребенка. С большим трудом достали билеты на поезд. До Севастополя ехали в купе проводников, спали на полу. Потом переправились в Симферополь, но, только оказавшись в Забайкалье, немного оправились от пережитого.

- Ехали  в неизвестность, а попали в хорошие условия. Нас прекрасно встретили и Сан Саныч (так все беженцы называют Александра Пешкова – прим.автора) стал нам как отец родной. Он помог с квартирой, одеждой, трудоустройством, документами…У нас ведь кроме паспортов и нескольких сумок при себе ничего не было, - отметил Антал. 

Ариана

Уютная двухкомнатная квартира Ариане нравится. Друзей в детском саду девочка уже тоже завела, но гулять с ними пока не ходит – еще плохо знает поселок. Однако на мой вопрос о переезде малышка так болезненно, по-взрослому нахмурила брови, что я не рискнула продолжать беседу – эти голубые глазки видели много того, что может вызвать горькие слезы.

Между тем ее родители из Ясной уже никуда не собираются. Они подали на получение российского гражданства и хотят официально зарегистрировать свои отношения.

- Конечно, настраиваем переселенцев оставаться, но если они решат покинуть Ясную или даже Забайкалье – никого силой удерживать не станем. А пока мы рады, что они здесь живут и трудятся на благо поселка, - говорят представители районной администрации.

Но что делать, если родные места снятся человеку по ночам, а тревога за Родину рвет сердце? Именно так себя чувствует Нина Федоровна Дзюба, которая проживает в яснинском пансионате для престарелых и инвалидов.

- Я здесь, как в санатории, на полном гособеспечениии и под медицинским присмотром. Если бы приехала по путевке, то прекрасно бы отдохнула. Однако душа «не на месте». Все время слежу за новостями об Украине по телевизору. Давление сбить не могу, но и от экрана оторваться – тоже, - горько вздыхает инвалид второй группы Нина Дзюба.

Она с ужасом вспоминает, как на родной Луганск летели снаряды, начиненными стальными лезвиями, которые при взрыве рассекали все и всех в радиусе поражения. После очередной такой бомбежки женщина с двумя сумками покинула город. 

Нина Федоровна Дзюба

- Людей на вокзале было - не подступиться. Но билеты достать удалось. Приехала сначала в Крым. Надеялась там дождаться завершения конфликта, который, как я думала, продлится несколько месяцев, но потом поняла, что это безнадежно и надо что-то предпринимать. Если честно, не собиралась преодолевать 6 тыс километров, но сказали: "Чита". Снова пункт временного проживания в поселке Первомайский, затем – сюда. Даже не предполагала, что можно так хорошо устроиться. Городок небольшой, чистый, комната удобная, персонал внимательный, питание прекрасное. Вот только начинать здесь новую жизнь в моем возрасте я не готова, - признается Нина Федоровна.

Да и незачем ей коротать дни в обществе одиноких сверстников – скоро из Канады возвращается единственная дочь. Женщина хотела уехать к ней прямо из Луганска, но та сказала – заграничная карьера не заладилась, поэтому обеспечить мать она не сможет. 

- Где родился, там и сгодился – это касается и меня, и дочки. Как соберется, встретимся где-нибудь в районе Украины и отправимся, скорее всего, в Крым. Попробуем там закрепиться, - делится планами Нина Дзюба.

Цела ли ее квартира в Луганске, женщина не знает. Удастся ли снова устроиться в университет, где преподавала долгие годы – тоже. Да и жить при воцарившейся в Украине власти, Нина Федоровна не сможет.

- Я всегда любила Россию и считала, что это самая благодатная страна, где можно действительно чувствовать себя человеком. Потому что у вас законы справедливые и президент - такого политика еще поискать. Честно говоря, мы сначала ждали, что Россия поддержит Донецкую и Луганскую области, но Путин правильно поступил. Если бы он вмешался, то была бы еще одна мировая война. Нас бы это не спасло, и россияне бы пострадали. Всем бы было только хуже. И без того спасибо России за гуманитарную помощь и за поддержку военных-добровольцев. Там это очень хорошо ощущают и ценят, - качает головой Нина Дзюба.

Ее взгляд устремлен в окно, но не на поселковый пейзаж, а, кажется, куда-то дальше. Туда, где они вместе с дочерью обживают домик в теплом Крыму, и Нина Федоровна больше не вздрагивает от воспоминаний о свисте падающих боевых снарядов. Пусть Ясная не станет для нее родной, как для других беженцев, но окажется «отправной точкой» в счастливое будущее.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности