Поколение недоучек

Общество, 08:17, 11 октября 2014

Профессор ЗабГУ о проблемах педагогического образования

Накануне профессионального праздника на встречу с профессором Забайкальского госуниверситета Михаилом Константиновым пришли учителя истории. В малом зале краевой филармонии собрались состоявшиеся педагоги, много лет назад бывшие его студентами. Но разговор не ушел в воспоминания о вузовской молодости, он оказался обстоятельным и очень серьезным.

«Система ЕГЭ – дурацкая»

Великий русский историк Василий Ключевский утверждал, что «история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение». Между тем, итоги ЕГЭ по истории этого года в России крайне низкие - средний балл упал и очень серьезно. Если в 2013 году он составлял 55,9, в этом году равен 45,7! Это уровень среднего троечника – позор для всей системы российского исторического образования. А ведь идут разговоры о возможном введении истории в качестве обязательного предмета ЕГЭ в 2015 году для всех школьников страны. 

Михаил Константинов выступает категорически против системы ЕГЭ, считая ее разрушительной, и полагает, что «президент, премьер и министр образования могут эту ситуацию переломить».

- Мы принимаем в вуз по итогам Единого государственного экзамена. Система ЕГЭ – дурацкая, я с ней воюю давно. Знаю, как это все было придумано. Я некоторое время исполнял обязанности ректора и побывал на съезде ректоров в Москве, в МГУ  тысяча ректоров сидела в зале, все вузы страны были представлены. Это был, по-моему, 2000 год. Обсуждался вопрос о введении ЕГЭ. Все ректоры были против! Все до одного! В президиуме – ректор МГУ Евгений Садовничий и министр образования. У министра - бледный вид. А совещание ректоров – дело серьезное. Объявляют перерыв. После перерыва встает один из ректоров и говорит: «Ну что мы с вами делаем! Нашего министра за это снимут! Давайте что-нибудь придумаем!» Придумали – ввели ЕГЭ в порядке эксперимента в Башкирии, Удмуртии, еще где-то… А потом решили, что эксперимент прошел удачно. Так появился ЕГЭ по всей стране, - напомнил Константинов.

Ученый возмущен тем, что при приеме в вуз даже собеседование нельзя провести – учитываются только результаты ЕГЭ.

- А если хоть бы один вопрос задать на собеседовании, уже будет понятно, есть у абитуриента хоть какие-то зачатки исторического мышления, может, книжки читал или в краеведческий музей дверь открывал. Более того, мы теперь даже после бакалавриата в магистратуру принимаем по тестам: на сто вопросов отвечает бакалавр, чтобы стать магистрантом. Мои ребята не прошли – не добрали несколько баллов, а у них по 10-20 научных публикаций! И я знаю, что из них археологи получатся, но в магистратуру они поступают только на платной основе. ЕГЭ разрушителен и для школы, и для вузов. Надо приходить к нормальной системе, учитывая творческие возможности абитуриента, печатные работы и рекомендации со стороны учителя, - уверен Михаил Константинов.

«Если Бандера – герой, значит, будет война»

Когда я училась в школе, учебник был каноном, а учитель истории - проводником идеологии. Думаю, учителям тогда было легко работать: все четко, вот – «белые», а это – «красные». Тогда учебники «все знали» и на все давали «правильные» ответы. Ученики на уроке отвечали «как надо», правда, после уроков оставались со своими мыслями один на один. Что и говорить, учебник истории - это политически компромиссная версия.

Недавно президент выдвинул идею о новом пособии по истории, которое придерживалось бы единой концепции. По мнению министра образования и науки Дмитрия Ливанова, оно «должно не навязывать точку зрения, не подсказывать единственно верное толкование фактов, оно должно, напротив, подталкивать к рефлексии».

- Я думаю, что учебники должны быть едиными по идеологии, гуманистическому подходу, патриотической направленности. С этой точки зрения они должны проверяться государством и обществом. Но создание единого учебника будет встречать затруднения. Как написать о взятии Казани, чтобы Казань не возмущалась? У них там своя татарская история. Надо находить варианты, чтобы история не ссорила. И лгать нельзя. А то мы теперь по Украине знаем, что бывает, когда история неправильная: если Бандера – герой, значит в стране будет война. Вот она сейчас и идет, - уверен Михаил Константинов.

Еще ему очень не нравится, что в учебниках и школьных учебных программах не находится время для региональных тем.

- За это учителю не платят, часов не выделяют, это нигде не учитывается. Надо водить учеников в музеи. Надо водить на Титовскую сопку, как это делают передовые учителя. Там кладезь памятников, начиная от часовни Александра Невского – на этом месте стоял крест, установленный Луниным - до памятника расстрелянным революционерам и памятников археологии. Они у нас в пределах Читы, не каждый город такое имеет, - говорит профессор.

Михаил Васильевич уверен, что учитель живет, пока учится.

- Я открыл одного человека, которого в Забайкалье практически не знают. Это Иван Поляков - ученый хранитель Зоологического музея Императорской Академии наук, магистр зоологии, писатель, который родился в 1845 году в казачьей станице Цурухайтуй. Забайкальский Ломоносов. Он даже проделал больший путь, чем Ломоносов. Тот с Холмогор шел, а Поляков – с Аргуни до Иркутска, а потом до Питера. У нас благодаря поддержке Равиля Фаритовича установлена ему мемориальная доска, но, к сожалению, знают о нем мало. В XIX веке даже считали его прообразом Базарова в «Отцах и детях». У нас ни один учитель литературы об этом не расскажет! Как ни один учитель литературы не расскажет о том, что прадед Пушкина Ибрагим Ганнибал был в Забайкалье. Разве знают об этом наши школьники? – возмущается историк.

Да и что скрывать, из-за системы педобразования учителя иногда перестают быть учителями, становясь винтиками в машине. Им, наверное, и хочется быть лишь учителями, чтобы к ним, как когда-то к Сократу, приходили ученики просто для того, чтобы учиться.

- Некоторые учителя подстроились под эту систему. Они говорят и отчасти справедливо: «Нам ничего не платят, чего мы будем выкладываться? Достаточно того, что три шкуры дерут со всякими бумагами, бюрократией и электронными учебниками. ЕГЭ - форма привычная, а то еще хуже что-нибудь придумают». Вот и приходят потом в вуз случайные люди, - вздыхает Михаил Васильевич.

«Министру нет дела до педобразования»

В России полным ходом идет реформа педагогического образования. Министерство образования и науки РФ оптимизирует, реформирует, модернизирует, придумывает профессиональные стандарты для учителей, реорганизует педагогические вузы. Вроде и цель благая – надо, чтобы в школу приходило больше молодых подготовленных педагогов. Но только, как показывает жизнь, после многочисленных нововведений качество образования в нашей стране только снижается.

- Нынешние студенты - люди, наполовину случайно пришедшие в вуз. Они подавали заявления на разные факультеты, может быть, прошли не туда, куда хотели, и сейчас с трудом соображают, как им изучать историю. Другая часть студентов – со слабой подготовкой. Но есть еще один особый момент. Беда в том, что наше российское министерство образования и науки ведет безобразную политику в отношении педагогических наук. Мало того, что нас присоединили к техническому вузу, что совершенно неверно - мы там чужие, нас там никто не понимает, и мы вынуждены защищать свои позиции. Главное то, что теперь по педагогической системе образования студенты-историки первого курса изучают все что угодно, но только не историю.  Психология, информатика, иностранный язык, математика, педагогика… Причем, студенты, например, нашего факультета на этих предметах сидят в больших потоках вместе со спортфаковцами и физматовцами. Школьные курсы повторяют. При этом им ставят четвертки и пятерки ни за что, - рассказал Константинов.

По словам профессора ЗабГУ, «на историю, археологию и древний мир студенты  приходят только на второй курс».

- Приходят уверенные, что им и тут наставят таких же хороших оценок. И мы их в первую зимнюю сессию приводим в чувство, пока они не упрутся и не увидят, что никто «автомат» не получит. Первый экзамен у меня сдают пять человек из пятидесяти, хотя я не злодей. В итоге они, конечно, все сдают – через месяц, два, три, к лету. Нынешние студенты ничего не помнят: скажут пять предложений, даже меньше, чем в учебнике пятого класса, и считают, что выложились полностью. А за первый курс они даже школьные знания забывают. Вот эту систему придумал наш министр, которому дела нет до педагогического образования. Только преподавательский опыт держит образование на определенном уровне, - пояснил Михаил Константинов.

Он считает, что первый год обучения у студентов отнят.

- Бакалавриат – это то ли полное высшее, то ли неполное – никто не знает. А в магистратуру на бюджетную основу пойдет только пять человек из пятидесяти, остальные должны платить по 60-80 тысяч рублей. Это неправильно. Я за специалитет, за то, чтобы историю пять лет учили, причем, с первого курса, с первой лекции. Я за то, чтобы были практики всех видов – и археологическая, и архивная, и музейная. А они урезаны.  Поэтому педагогическое образование сейчас в загоне, а контингент студентов очень слабый. Может быть, к четвертому курсу мы их приведем в порядок, заставим учиться, интерес пробудим, но в полной мере это не получится. Так что тревоги большие. Мне доводилось бывать в Российской академии образования, они полностью поддакивают министерству, может быть, со временем опомнятся, но пока это не удается, - считает доктор исторических наук.

Отсюда итог школьный - в стране появилось «поколение ЕГЭ», поколение недоучек, подвергшихся очередному эксперименту государства. И итог вузовский - по результатам исследований только пять процентов выпускников видят себя в будущем учителями.

«Я б с Кропоткиным пообщался»

Видимо, чтобы снизить накал беседы, ведущая попыталась изменить тему разговора, спросив Михаила Васильевича, куда бы он отправился в первую очередь, имея машину времени. 

- В палеолит! – ответил Константинов, даже не дослушав вопроса до конца. - Для меня эпоха верхнего палеолита наиболее интересна в археологии: тогда появился человек разумный, появилось искусство, жилища, одежда, а было  это 40 тысяч лет назад. С того времени человек физически и биологически не изменился. Расы тогда появились! Наш забайкалец в Америку пришел, преодолев просторы Якутии, Заполярья! Студенты очень удивляются, когда им рассказываешь, что наши предки открыли Америку. 

Профессору ЗабГУ интересна не только археология. Он читает спецкурс «Энциклопедия Забайкалья». На четвертом курсе ведет спецкурс «История и современность».

- Еще меня очень интересует эпоха середины 19 века – время Петра Кропоткина. Он в Забайкалье приехал по собственной воле двадцатилетним, уже побывав в должности адъютанта императора Александра II. Приехал сюда в звании есаула Забайкальского казачьего войска. Добровольно приехал. А потом путешествовал по Забайкалью. Я вот всю жизнь путешествую, но не могу и близко приблизиться к тем маршрутам - по продолжительности, по тяжести, которые проходил Кропоткин. Допустим, от Бодайбо до Читы. А еще он в Чите садился в лодку и завершал путешествие в устье Амура. В одиночку проходил – парень, которому было 20-25 лет. Была бы машина времени, я с удовольствием бы с Петром Алексеевичем Кропоткиным пообщался.

Тем временем учителя в зале возвращают в действительность. Наболело. «Есть ли будущее у гуманитарных наук?» - спрашивают.

- Уверен, что гуманитарные науки никуда не денутся. Они будут развиваться. Их невозможно уничтожить, но надо содействовать их развитию. Жаль, что у нас нет академического института гуманитарного направления. Я пытался ставить этот вопрос, но, увы. Ученые должны иметь возможность писать с утра до вечера. Ведь проведя две-три пары, не так-то просто что-нибудь сочинять и доводить до издания книги. У академических ученых это лучше получается. Вузовская наука старается держаться, а академической надо помогать. Пока еще гуманитарная наука живет в архивах, но и там идет сокращение. Живет в краеведческих музеях, где тоже сокращают штаты. Так что давление на гуманитарные науки ощутимо, но, думаю, ситуация изменится, - надеется историк Константинов.

«Массовой культуре науку не победить»

А в зале не устают спрашивать о наболевшем: «История, как наука, не деградировала?»

- Нет, история не деградировала. Появляются все новые и новые тома «Энциклопедии Забайкалья», их уже 56. Вообще много книг публикуется. Раньше на весь вуз давали возможность опубликовать одну книжку – 10 печатных листов. А сейчас мы совершенно свободно выпускаем любую научную продукцию. Были бы деньги. Написал, если есть деньги, отнес в издательство, через месяц-другой все будет готово. Иногда помогает вуз или грант какой-то. Книг много, жаль только, что они достаточно малотиражны, - отвечает Михаил Константинович.

Он уверен: история, как наука, получила большие возможности, больше плюрализма.

- Раньше одна конференция раз в три года проводилась, сейчас – десятки за год. А это возможность для встреч, для обмена мнений. Правда, в науку подмешиваются антинаука и мистика. На этом поприще успешно действуют два московских профессора-математика, которые работают в МГУ. Прикрываясь своими высокими профессорскими званиями, они печатают всякую ахинею, вплоть до того, что сначала были славяне, потом – Рим. Сочиняют при этом достаточно увлекательно, а потом студенты на лекциях говорят: что вы нам тут рассказываете! И мистики хватает: в одном лицензированном вузе изучали формы летающих тарелок. Сейчас его прикрыли, но выпускники-то разбрелись по стране, а кто-то и в школы пришел. Так что есть проникновение в науку и попытка ее разрушения. Но массовой культуре науку не победить, и научная дипломатия не даст рассориться большим политикам, - считает профессор.

Вот такой он, Михаил Васильевич Константинов. История для него - не что-то отжившее, мертвое, это часть сегодняшнего бытия. Он резок и категоричен в суждениях, на что имеет абсолютное право, потому что сед, мудр, опытен и жизнелюбив. Это о таких, как он, сказал кто-то из великих: «Если бы я любил прошлое, я стал бы антикваром. Но я люблю жизнь - и поэтому я историк».

В тот день в «педагогической гостиной» говорить могли еще долго. Но Константинова ждали студенты на археологических раскопках, учителей – школьники в классах. И они  поспешили - «сеять разумное, доброе, вечное».

Справка

Михаил Васильевич Константинов -  ученый, археолог, доктор исторических наук, академик Академии гуманитарных наук, профессор ЗабГУ, заслуженный работник Высшей школы РФ, почетный гражданин Читы и села Красный Чикой, научный редактор проекта «Энциклопедия Забайкалья», председатель Ассамблеи народов Забайкалья. Более 40 лет работает в вузе. Возглавляет лабораторию палеоэкологии. Под его руководством изучены археологические памятники от палеолита до этнографической современности, среди которых археологические комплексы Студеновский и Усть-Менза, древние поселения Куналей, Алтан, Приисковое, Шаман-Гора и другие. Награжден медалями «За заслуги перед Читинской областью» (2000) и «За заслуги перед городом» (Чита, 1998), орденом Почета (2009).

Руководитель краевого Центра оценки качества образования Людмила Скиданова: «В Забайкальском крае результаты ЕГЭ отличаются от прошлогодних не в лучшую сторону: средний тестовый балл снизился с 40 баллов в 2013 году до 34 – в 2014-ом. И это несмотря на то, что в нынешнем году Рособрнадзор снизил нижний предел с 24 баллов до 20».

А как у них?

В Германии будущие учителя выбирают в университете два предмета, которые они хотят сделать основой обучения. Каждый студент обязан пройти курс «Науки о воспитании», включающий психологию, социологию, дидактику и практику. Стать учителем можно лишь после двух госэкзаменов, которые проводятся в специально созданных экзаменационных ведомствах. Там принимают экзамены у будущих учителей, врачей и юристов.

Для допуска к первому экзамену необходимо закончить магистратуру, это около пяти лет. Первый экзамен проверяет теоретические знания двух основных предметов и курса «Наука о воспитании». Потом будущему педагогу надо пройти двухгодичный практический курс подготовки в начальном или среднем учебном заведении. Студенты по-настоящему работают в школах и получают официальную государственную зарплату «учителя на подготовительной службе». После практики они должны сдать второй госэкзамен. Обычно - в виде коллоквиума.

Второй госэкзамен - более важный. Он дает возможность стать учителем, а подавляющее большинство немецких учителей получает статус госчиновника. Что означает пожизненное рабочее место, невозможность увольнения, оплату медстраховки, отпуска, высокую зарплату и госпенсию.

Строгая подготовка педагогов дает свои плоды: более 90 процентов детей учится в государственных школах. Там хорошее бесплатное образование, которому доверяют и родители, и дети.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности