«Горная степь» как убежище

Туризм, 17:13, 16 февраля 2015

«Чупакабра», тарбаганы и кабаны - жизнь инспектора заказника в Забайкалье

Даже к зимнему, бесснежному, почти пустому пространству Горной степи в Кыринском районе взглядом примерзаешь сразу. Это только гость может спутать направления и заплутать. Инспектор Алексей Ильюк тут дома. Сигать вверх и вниз по «подушкам» заказника ему не привыкать. Говорит, что именно здесь нашел ту работу, о которой мечтал всю жизнь. До этого служил военным. И работа, вроде престижная, и зарплата приличная, но дома его почти не видели.

- Приду к ночи, упаду на диван, позову детей пожалеть, они пока с кухни бегут, я уже отрубаюсь, - рассказывает Ильюк.

Теперь Алексей – как вольный ветер. Живет в новом, чистом, почти сияющем домике. Старается жена «декабриста» Катя. Здесь же на вольном воздухе растут дети – Ромка и Карина. Из транспорта у инспектора – мотоцикл и велосипед. Есть и конь. Из благ цивилизации – телевизор с антенной и интернет (если верхом на коне доехать до вершины сопки) Там связь получше. Интернет-сайты, ради которых человек на коне штурмует пусть и небольшую, но высоту, вполне могут мерить рейтинги в метрах над уровнем моря.

Мистика в горной степи

Где-то в глубине души у государственного инспектора заказника Алексея Ильюк живет страсть к мистике и разгадыванию тайн. Вот уж года два как он гоняется за загадочной «чупакаброй» . Таинственное животное издалека в бинокль и на фотокадрах напоминает огромную, ростом с крупную овчарку лису.

- 10 сантиметров почти след, похожа на лису и хвост почему-то вверх. Рыжая такая. Не подпускает меня к себе, - поведал мой собеседник.

Другая «чупакабра» совсем иного вида и повадок обитает недалеко от кордона. Как рассказывает хитрым полушепотом Алексей, летом катается по траве как медведь, любит играть старой бутылкой с длинным горлышком.

Фотоловушки

Когда инспектор заказника «Горная степь» однажды по служебной надобности зашел в читинский зоопарк, его признала за своего парочка косуль. Животные стали метаться за оградой. Блестели глазами сквозь проволочную сетку и тыкались в ладони. Как будто вызволить просили, отвести на волю.

А на воле – в родной горной степи – зверья с каждым годом все больше и больше. По результатам зимних маршрутных учетов ученые в заказнике зафиксировали высокую численность косули и кабана. На пять тысяч гектаров насчитали около пяти тысяч косуль.

Дай Бог здоровья изобретателям автоматических фотокамер, и они помогают в учетах. Алексей Ильюк по отлогам сопочек ставит фотоловушки на птиц, животных и браконьеров.

И браконьеры теперь боятся как огня боятся расставленных на каждом шагу фотоловушек – любая фиксация человеческой особи в кадре на территории заказника может рассматриваться как доказательная база при возбуждении административного, а при убийстве животного – и уголовного дела.


Тропой тарбаганов

Экологический маршрут «Тропой тарбаганов» открыт в заказнике не так давно. Путь простой даже для неподготовленных. Подглядывать за тарбаганами надо с первых лучей солнца. Если приехать ближе к осени, то есть шанс увидеть редких животных отъевшимися и растолстевшими. Тарбаганы за время работы заказника серьезно обнаглели. Под бдительным оком фотоловушек устраивают брачные игры, пляски, потом – возятся с детенышами. К слову, на фотоловушку зафиксирован даже свист сурка – уникальный случай.

Нужно отметить, что в Забайкалье тарбаган – охраняемое животное. Большую часть популяции отравили сельхозпестицидами сразу после Великой Отечественной войны. А в Приаргунских степях в военные и послевоенные годы тарбаганьим мясом спасались от голода.

- Тарбаган остался только в заказниках и заповедниках, больше его нигде нет. Люди ловят его для жира тарбаганьего, - добавляет Алексей.


Ведут себя по-свински

Дикие кабаны обнаглели и раскормились настолько, что невзначай свалили сарай для сена, когда спинами об него терлись.

- Осенние кабаны вообще огромные как мамонты. А вот зимой, кода мороз под сорок давит, на южный склон выходят ровно в 14:00, часы можно сверять. Кабан – самый промысловый вид у охотников, только в заказниках и живет. Чтобы его сохранить, надо охранять границы заказника. За границами такого не увидишь. Они запуганные, стреляные, раненые. А тут разводятся, и их никто не пугает, - рассказывает инспектор.


Звери как-то быстро сообразили, что в заказнике охотников нет, и им ничего не угрожает. Расслабились. Косули бесстрашно бродят прямо у забора кордона и, лениво позируя, бросаются убегать, только когда слышат гул трактора, делающего опашку.

Недавно в Горной степи появились изюбри. Не было их, по словам Алексея, лет 10 – 15, из Монголии пришли.

- Может, засуха влияла, может, еще что. Самое главное, что они пришли и теперь здесь семьями живут, - отмечает инспектор.

А в 2014 году в кадр ловушки первый раз попалась рысь. Перед этим дикую кошку здесь встречали лет 20 назад. Как говорит Алексей Ильюк. Она, вроде осталась в заказнике – судя по следам: задранным на чабанской стоянке барану и козе.

Следы животных так или иначе как будто все стремятся в одну точку – в Горную степь. Где тишь да гладь, где на посту круглосуточно Алексей Ильюк. На мотоцикле, велосипеде или пешком. Вооруженный фотоловушками. Обеспечивающий закон и порядок.


Справка

«Горная степь» - государственный природный комплексный заказник регионального значения. Размещается в Кыринском районе на территории 5373 гектара. Заказник организован по инициативе сотрудников Сохондинского заповедника и теперь работает под его началом. Территория заказника примыкает к Онон-Бальджинскому национальному парку (Монголия). Российские и монгольские ученые проводят в заказнике совместные экспедиции. Животные, которых там можно встретить: тарбаган, дзерен, косуля, волк. Птицы: орел, беркут, клушица.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности