Тюрьма «на проводе»

Общество, 08:40, 28 мая 2015

Коснулся ли технический прогресс забайкальских зэков?

Привычные зэкам «ноги» и «ружья» с происшествием времени хоть и не теряют актуальности, но стремительно уступают дорогу более современным «мобилкам». Только за первый квартал этого года сотрудники краевого УФСИН изъяли более 80 сотовых телефонов, предназначенных для осужденных колоний и СИЗО региона. Каким же образом абоненты за забором обзаводятся средствами связи и, главное, для чего? Это выяснил корреспондент «Забмедиа».

Комментарий от «телефониста»

Чтобы реально оценить масштабы технического прогресса в забайкальских зонах, наш портал обратился к независимому «эксперту», более шести лет проработавшему «телефонистом» в одной из колоний Забайкалья. По понятным причинам, его имя мы изменим, дабы бывшие коллеги-арестанты не призвали к ответу нашего собеседника.

- По телефону с родными можно было связаться в исключительных случаях и только с «добра» начальника. Мобильников тогда не было ни у хозобслуги, ни «дубаков». Но жили нормально. На волю письма писали. Внутри лагеря были «ноги» (человек, доносящий информацию до адресата). Арестанты в труде общались, во время прогулок. Это в лагерях. В тюрьмах бывали проблемы. Приходилось орать в «телефоны» (унитазы), дыры ковырять в стенах и так далее, - рассказал собеседник.

Игорю (так мы решили обозначить гостя портала) как никому известно, что поддержание связи внутри лагеря и, конечно, со свободным миром – дело святое. Сотни заключенных по всей стране ежедневно рискуют угодить в карцер за пристрелки из «ружий» с «малявами» и прокладки тюремных узлов связи – «дорог». Памятуя о годах за решеткой, Игорь вспоминает, что еще в конце 90-х – начале 2000-х годов ни о каких «мобилках» и речи не шло. Всем тогда приходилось использовать эпистолярный жанр – «малявы». Популярны они и сейчас.

Тюрьма «на проводе»

Мира, Уюта Дому Нашему Общему

Очевидно, что непосвященному в дела тюремные сложно понять смысл и цель таких коротких сообщений. Да это и не важно. Особенное внимание, думаю, стоит уделить стилистике писем. Как и десятки лет назад, начинаются они примерно одинаково – с пожелания мира и добра всем читающим письмо. Далее следует краткая фабула, в которой раскрывается смысл сообщения. В пример приведем «маляву», ставящую в курс «братву и мужиков» о скором прибытии в места не столь отдаленные достойного человека – Займака (Зайшака) Вовы Сани (Владимира Александровича) 1989 года рождения. Тактичная и лаконичная новость оканчивается повторными пожеланиями взаимопонимания и единства братве. Ниже графа ознакомлений.

Тюрьма «на проводе»

Абоненты в «зоне» доступа

Но технический прогресс неумолим. По данным забайкальского Управления федеральной службы исполнения наказаний, попытки доставки запрещенных в зонах средств связи увеличились в первом квартале этого года почти на треть. Примечательно, что и средства доставки телефонов в колонии Забайкалья на месте не стоят. Молодые активисты, желающие помочь своим невольным товарищам, давно перестали пользоваться только банальными перебросами мобильников через ограждения или «естественными тайниками». На помощь нарушителям пришли самодельные рогатки и арбалеты.

- Процесс доставки телефона в наше учреждение нельзя назвать стихийным, - пояснил начальник отдела безопасности краевого УФСИН Константин Мурзин. - Как правило, время для переброса тщательно подбирается, определяется место. Иногда даже устраивается пристрелка. В одно и то же место нарушители кидают «пустышку», чтобы отследить реакцию администрации учреждения и просто потренироваться. Задержание этих людей осложняет то, что вся процедура доставки запрещенного предмета в зону занимает у них 15-20 секунд, после чего они стремительно скрываются. Тем не менее, нам удается пресекать перебросы и ловить нарушителей закона, - отметил Мурзин.

Тюрьма «на проводе»

Куда звонят?

Ну а теперь о главном. Зачем вообще заключенному, который живет на полном гособеспечении, связываться с волей? Поговорить с родными? Узнать последние новости? Ответы часто разнятся.

С одной стороны, с помощью мобильников арестанты поддерживают связь с родственниками, справляются о здоровье друзей и близких. Впрочем, в этом нет ничего криминального. С другой – в последнее время то и дело появляются сообщения о телефонном мошенничестве из колоний и, что особенно опасно, координации вольных преступных течений авторитетами на дистанции.

Как ранее сообщало «Забмедиа», сотрудники читинской полиции установили мужчину, который, отбывая наказание в самарской колонии, обманывал забайкальцев и похищал их деньги. 43-летний гражданин, отбывая наказание в местах лишения свободы в Самаре, используя интернет, находил номера телефонов жителей Забайкальского края. В первых числах апреля мужчина позвонил пожилой женщине и сообщил, что ее сын попал в ДТП и для положительного решения вопроса необходимо перечислить 150 тысяч рублей. Доверчивая пенсионерка сказала, что готова помочь сыну, но в силу своего возраста не может выйти из квартиры. Тогда злоумышленник, также воспользовавшись интернетом, нашел курьера, которому потерпевшая лично передала требуемую сумму.

И этот случай, как известно, не единственный. В УФСИН по Забайкальскому краю говорят, что, несмотря на запрет азартных игр в колониях и СИЗО, некоторые заключенные посвящают солидную часть своего времени картам. Впоследствии формируются крупные долги, которые для порядочного арестанта дороже денег. Как отдать? Обмануть. Тем более для многих постояльцев российских зон «кинуть» «терпилу» на деньги по телефону – раз плюнуть.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности