Губернатор меняет ориентацию
В намеченной ранее властями края стратегии импортозамещения происходят разительные перемены.
Ровно год назад Константин Ильковский проводил совещание за совещанием, где руководители АПК края всех рангов говорили о пользе эмбарго на поставку продуктов питания в страну из-за рубежа и заверяли в способности местных производителей обеспечить импортозамещение. На деле оказалось всё иначе.
Забытые слова
Ну, как всегда, отклик региональных руководителей на решение об эмбарго на многие виды сельхозпродукции в ответ на западные санкции был бодрым и оптимистичным. Напомним, что соответствующий Указ Президента страны требовал от региональных властей обеспечить совместно с объединениями товаропроизводителей, торговых сетей и организаций разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных продуктов. В настоящее время, когда в ответ на расширение западных санкций Россия распространила эмбарго ещё на ряд стран, присоединившихся к этим мерам, вопрос принимает дополнительную остроту. И побуждает вспомнить: что же руководители Забайкальского края и АПК региона намеревались сделать в плане импортозамещения продовольствия и что же в итоге вышло.
Так вот, хорошо тогда говорил наш губернатор. Он подчёркивал, что 2014 год в Забайкальском крае объявлен Годом села, а посему к проблемам сельхозпроизводителей должно быть повышенное внимание. И даже разъяснил, что он имеет в виду под таким вниманием.
- Одно из основных условий развития сельского хозяйства – это, конечно, наличие стабильного рынка сбыта, - говорил Константин Ильковский. - Налаженное взаимодействие между теми, кто производит и теми, кто продает, имеет огромное значение для отрасли. Введенные Россией ответные санкции – это своеобразная лакмусовая бумажка, которая покажет, способны ли мы самостоятельно прокормить себя. Одновременно это возможность дать импульс развитию сельского хозяйства. Мы много ездим по краю, вывод, к сожалению, однозначный – недоработок в вопросах взаимодействия социальных учреждений и сельхозтоваропроизводителей остается масса.
Таким образом, видим, что главная проблема была нащупана. Продукция в крае есть, она производится в достаточных количествах, но надо помочь сельхозпроизводителям эту продукцию реализовать. Это подтвердил и министр сельского хозяйства края Виктор Якимов, заверив, что регион способен на имеющихся сельхозугодиях обеспечить собственные потребности населения на 100%.
- Овощи, картофель, мясо и мясную продукцию, молочную продукцию, яйца – все это мы можем производить в достатке, - бодро говорил он. - Но организация взаимодействия между производителем, поставщиком и потребителем, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Местное производство должно быть конкурентоспособным, преобладание завозного продовольствия, отдаваемое ему предпочтение демотивирует забайкальского крестьянина, отражается на налоговых поступлениях и на развитии сельского хозяйства в целом.
Проблему в обеспечении детсадов, школ, больниц и социальных учреждений продуктами забайкальского производства обозначил и директор ПСК «Кенонский» Петр Желтов:
- Торги ведутся запоздало. Мы же должны как-то планировать - сколько, какой продукции и куда мы будем поставлять. Аукционы нужно проводить в марте-апреле. Кроме того, не все могут самостоятельно доставлять продукцию покупателю – нужны места для хранения, транспорт, а это дополнительные расходы, кредиты. Не всем это доступно. Нужно в крупных населенных пунктах строить хранилища, куда фермеры могли бы свозить продукцию – и уже оттуда централизованно поставлять. Основной объем продажи продукции приходится на осень, а это время уборочной страды, когда нужны запчасти для техники, ГСМ – и производители вынуждены отдавать продукцию по невыгодной цене, чтобы иметь хоть какие-то живые деньги.
Таким образом, была выработана целевая установка: покупать продукты питания нужно у региональных сельхозпроизводителей. Это выгодно обеим сторонам – продукция в соцучреждения будет поставляться качественная, а крестьяне получат рынок сбыта.
Что проявила «лакмусовая бумажка»
Что же последовало за всеми этими правильными словами и решениями? К сожалению, ничего существенного, кроме… идеи сдать в аренду китайским производителям сотни тысяч необрабатываемых сельхозземель. В чём причина такой резкой смены ориентации губернатора края с понимания поддержки местного производителя на стремление увеличить на сотни тысяч гектаров площадь угодий и количество работников за счёт иностранцев? То есть вместо интенсификации сельскохозяйственного производства и создания инфраструктуры рынка предлагается экстенсивный путь ведения производства. Хотя всем понятно (и об этом говорили многие руководители ещё в прошлом году, намечая стратегию импортозамещения), что первоочередная задача – это создание условий для беспрепятственной реализации производимой продукции забайкальскими товаропроизводителями, увеличение обрабатывающих мощностей в пищевом секторе, а потом уже всё остальное.
Оставим в стороне политику и зададимся вопросом: так ли уж не способен наш забайкальский производитель накормить нас всеми необходимыми продуктами? Зачем импортировать иностранную рабочую силу?
После бурной полемики в прессе, которая вышла и на российский уровень, можно было бы успокоиться и решить, что губернатор края и его ближайшие помощники пересмотрят свою позицию по поводу сдачи в аренду иностранцам сотни тысяч гектаров земельных угодий. Но последняя пресс-конференция, о которой мы уже писали, показала, что они стоят на своём – сдавать земли в аренду китайским земледельцам они и по сей день считают правильным. Но ведь факты вещь упрямая. По данным Забайкалкрайстата, сегодня в структуре с.х. производства в регионе на долю личных подсобных хозяйств приходится 80% объема продукции, сельскохозяйственных организаций –11,7%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 8,4%. И почти всё, что нужно сделать власти – это помочь местным производителям быстро реализовать произведённую продукцию.
Например, на недавно проведённом совещании в Минсельхозе края отмечалось, что в хозяйствах всех категорий ежегодно производится от 170 до 180 тыс. тонн картофеля и более 33 тысяч тонн овощей. Уровень самообеспеченности данными продуктами, исходя из нормы потребления на душу населения, составляет 90 и 50% соответственно. Однако основная проблема заключается в том, что производство овощей и картофеля сосредоточено в основном в хозяйствах населения. При этом, выращивая львиную долю картофеля и овощей, владельцы личных подсобных хозяйств сталкиваются с проблемой ее реализации. Как отметили собравшиеся, в большинстве муниципальных районов работа по созданию заготовительной сети, осуществляющей в том числе и закуп продукции у населения, ведется неудовлетворительно.
- Исключение составляет лишь Нерчинский район, где в прошлом году был создан потребительский кооператив, который заготовил для бюджетных потребителей 50 тонн. И уже нынче здесь ведется реконструкция овощехранилища и увеличение объемов заготовок до 120 тонн, - рассказала начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности, кооперации и заготовок Светлана Миряшева.
Ну, так на этом надо и сосредоточить усилия – вся логика говорит в пользу именно такого пути. И наши крестьяне без всякой иностранной рабочей силы и вовлечения в оборот сотен тысяч гектаров залежи при поддержке государства удвоят и, если надо, умножат производство овощей, молока, мяса, яиц и т.д.
Кроме экономической, здесь есть ещё и моральная сторона. Мне понравилось, как высказался на этот счёт в прессе губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев:
- Знаете, чем отличается местный предприниматель от любого другого? Приезжий собирает с поля деньги. А местный собирает урожай. Он бережно относится к земле, знает, что такое севооборот. Ощущение своей земли, понимание, что она досталась ему от предков и он должен передать её внукам - вот это главное. И мне важно, чтобы эти люди оставались здесь работать и жить. Стороннего инвестора завтра может «прогнуть» экономика — он всё заберёт и уйдёт. А свои останутся.
Жаль, что нашего губернатора не волнует вся эта «философия», ему почему-то хочется любыми методами «освоить» залежные земли, запустив на них тех, кто намерен собирать деньги, а не урожай – в ущерб и земле, и местным производителям. А своим земледельцам, животноводам помощи – почти никакой. Хотим завозить иностранную рабочую силу, но не можем переработать и продать населению даже то, что производится. Продуктовых элеваторов, современных овощехранилищ – нет, обрабатывающие мощности в пищевой промышленности – устаревшие. Поэтому в отрасли сохраняются тенденции снижения к уровню прошлого года выпуска мясных полуфабрикатов – на 26%, хлеба и хлебобулочных изделий – на 0,9%, кондитерских изделий – на 13%, макаронных изделий – на 2,9%, минеральных вод – на 40,7%, безалкогольных напитков – на 51,1%... Что мешает не снижать, а наращивать? И здесь причины сугубо субъективные: высокий износ основных фондов, низкая конкурентоспособность, поскольку имеет место насыщение регионального рынка продукцией производителей ведущих российских компаний. Выходит, этими проблемами и надо заниматься. Но в этом плане ничего в крае не делается.
Тот же губернатор Кондратьев говорит:
- Нужно обеспечить людям гарантированный сбыт их продукции. Сегодня многие имеют приусадебные участки. Но выращивают там овощи или что-то другое только для себя, не более. Потому что продать на сторону, как раньше, нет возможности. Достучаться со своим частным урожаем до какого-нибудь супермаркета — несбыточная мечта, там всё схвачено перекупщиками. Считаю, надо вернуться к прежней системе заготконтор, но на новый экономический лад. Если селяне поверят, что они могут быть равноправными участниками здоровых рыночных отношений, что работает вся цепочка — от крестьянина до торговой сети, через заготконторы и продуктовый элеватор, — то мы эту задачу решим.
У нас в Забайкалье это ещё более злободневно, но, в отличие от руководства Краснодарского края, наши руководители думают совсем не об этом, а о сдаче в аренду сельхозземель иностранцам.
Выходит, что за громкими патриотическими заявлениями о поддержке президента страны, о создании условий для местных производителей, об использовании благоприятного шанса для наращивания объёмов собственной сельхозпродукции – ничего практически не стоит. Кроме, как видим, стремления губернатора заместить импорт продукции на импорт рабочей силы. Что ещё хуже.
Владимир Тихомиров
Более 700 млн рублей потратят на закупку техники для борьбы с лесными пожарами
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года
Частный дом загорелся из-за замыкания в электрокотле
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года