Выборы без единоросов
«Бессовестная, сидишь здесь, фигуристка!» - возглас лидера ЛДПР Владимира Жириновского, недовольного поведением своей коллеги по Государственной Думе Ирины Родниной, 16 сентября, по сути, дал старт предвыборной гонке в парламент России, новый состав которого предстоит определить через год – в сентябре 2016-го. Кто будет представлять интересы забайкальцев на Охотном ряду, и как изменится политический ландшафт в регионе, который, похоже, остался и без правящей партии, и без консолидированной элиты?
«Ротари Россия»
«Единой России» в Забайкалье нет. Она умерла году в 2013-м, если не раньше. В Заксобрание края, где единоросы имеют большинство, внесли покойника. Его решили не придавать земле в надежде на явление спасителя, которому удастся вдохнуть в увядшее тело новую жизнь. Тело ушедшей в мир иной партии на руку лишь сохранившемуся аппарату, чиновникам всех мастей, которые используют ЕР для выдвижения на выборах, и оппозиции, которая поминает покойного чаще, чем самые близкие.
Смерти правящей партии предшествовал ряд событий. В их числе – и уход Владимира Путина с поста лидера «Единой России», и создание «Общероссийского народного фронта», который пока не оформился в политическую структуру, но в любой момент может это сделать.
В Забайкалье последним гвоздем в крышку гроба ЕР стала слабость, проявленная лидерами местных партийцев во время губернаторских выборов 2013 года. Мало того, что эти люди, привыкшие к своим креслам и привилегиям, не нашли в себе сил, чтобы хотя бы в открытую не поддерживать эсера Константина Ильковского, но они даже позволили самым грязным способом «слить» своего главу Степана Жирякова. Промолчали, сглотнули, утерлись и продолжили улыбаться.
За два года правления Константина Константиновича «Единая Россия» окончательно растеряла свои и без того не завидные позиции и сегодня практически не влияет на политическую ситуацию в крае, превратившись в отечественный аналог «Ротари клуба», то есть перестав быть партией, а став «импортозамещением».
При этом «Единая Россия», безусловно, самая массовая политструктура в регионе. Безусловно, с ней связано наибольшее число влиятельных и уважаемых людей, сильных хозяйственников, ярких политиков и т.д. Вот только все эти люди разобщены, и каждый из них преследует собственные цели, зачастую «чихая» и на цели партийные (если таковые вообще есть – покойник, все-таки). Яркий пример – голосование в Заксобрании Забайкалья против перевода депутата Александра Филонича (одного из лидеров партийного списка ЕР на выборах в Госдуму 2011 года) на работу на постоянной основе. О какой партии, о какой партийной дисциплине можно говорить, когда члены партии голосуют против решения, принятого ее руководством и фракцией?
Единороссы в Забайкалье напоминают псевдоправославных людей: то есть иконки в машине приклеили, а «Отче наш» - и не вспомнить, крест на груди есть, а веры в душе – ни на грамм. А если веры нет, то и смелость, чтобы не поддакивать на каждое решение губернатора, откуда возьмется?
«Белые вороны»
Да, конечно, пока ЕР тесно связана с образом президента, ее рейтинг тянется вверх вслед за рейтингом главы государства. Но что если эта связь оборвется? Что, если Путин сделает ставку на «фронтовиков»?
А «Народный фронт» тем временем наступает. И вот уже именно его представитель, Николай Говорин, заседает от Забайкалья в Госдуме. И хорошо заседает, ярко. И сомневаться в его политическом будущем не приходится. Да и сам Говорин не сомневается в нем, с уверенностью говорит, что будет участвовать в выборах 2016 года.
Выборы эти, кстати, вновь будут проходить по пропорциональной системе, то есть и по партийным спискам, и по одномандатным округам. Последних будет два – Читинский и Даурский. И если один мандат достанется, скажем, Говорину, то кто из региональных политиков возьмет второй? Жданова? Мерзликин? Романов? Тот же Филонич? Можно считать, что эта игра началась.
С партийными списками все сложнее – здесь многое зависит и от того, сколько каждая из партий наберет в Забайкалье, и от того, какой процент они получат в целом по федерации, и даже от конкретных личностей, представленных в этих списках.
Для местной «Единой России» ясно одно – «паровоза» или даже целого «ледокола» в лице Иосифа Давыдовича Кобзона у нее на сей раз не будет. Народный артист СССР решил оставить кресло на Охотном ряду, лишив своих забайкальских однопартийцев важного козыря.
Кто же поведет их в бой, вместо Иосифа Давыдовича? На прошлых выборах в Госдуму у ЕР была пятерка лидеров – Кобзон, Жиряков, Говорин, Филонич и Доржиева. Первые двое отпали (вряд ли Степан Михайлович решит сменить Совфед на Госдуму), о Говорине уже сказано выше. Остаются Филонич и Доржиева.
Филонич и Доржиева. Нужно ли им сохранять прочную связь с «Единой Россией», в которой они, реальные работяги, а не комсомольские активисты и чиновники, всегда смотрелись «белыми воронами»? Не лучше ли перейти в ОНФ, который и по духу ближе, и к Ильковскому критичнее, и весной новой партией стать может?
К тому же, как говорят, кто первый встал, того и тапки.
Иван Бахарев
Суд вынес приговор жительнице Забайкалья за убийство (18+)
Долговые ухабы на пути развития
В Забайкалье и Бурятии вновь вводят «зимний» запрет на майнинг криптовалют
Проблемы с отоплением и водой в Агинском устранены после коммунального кризиса
«Это стрёмно»: депутатам не хватает пяти миллионов