Божий дом
Спасибо полякам - 165 лет назад в Чите была возведена католическая часовня, позже перестроенная в костёл, в котором через 95 лет, в победном 1945-м, открылся православный приход Свято-Воскресенской церкви.
Костёл во имя святых Петра и Павла
175 лет назад император Николай I своим Указом от 12 декабря 1841 года разрешил католическим священникам служение в Забайкальской области, тогда и был образован Нерчинский Римско-католический приход, объединивший к 1844 году 395 человек.
После образования Забайкальской области в 1851 году католический приход переместили в Читу, и на перекрёстке Сретенской (ныне 9-го Января) и Уссурийской (Чкалова) улиц ссыльные поляки возвели каплицу – маленькую часовню.
В 1898 году под руководством ксёндза Владислава Каминского часовня была перестроена в костёл во имя святых Петра и Павла. Тогда же католики привели в порядок кладбище при костёле, приобрели колокол, установили ограду и построили жильё для настоятеля.
Прихожан-католиков становилось всё больше: в 1900 году, когда к приходу относились территории Забайкалья и КВЖД до Харбина, их было около 1400.
Польский спектакль В субботу 26 сентября текущего года в общественном собрании польскими артистами устраивается спектакль, идёт пьеса на польском языке. «Забайкальская новь», №200, 20 сентября 1905 г. |
Известно, что в неспокойном 1905-м даже предпринимались попытки вооруженного ограбления костёла, и ксёндз Каминский с револьвером в руках отбивался от грабителей.
С началом первой мировой войны в Читу стали прибывать военнопленные, и не только поляки, но и немцы, австрийцы, венгры, чехи, в 1916-м их было около пяти тысяч человек. А в революционном 1917-м году католический храм стал одним из центров политической жизни – здесь находился Польский комитет по учёту участников войны, организовавший помощь жертвам военных действий. Здесь было и Литовское благотворительное общество.

Костел (нынешнее здание Свято-Воскресенского храма), 1920-1921 г
Гражданская война окончилась, на родину потянулись бывшие военнопленные, храм опустел, и 31 октября 1926 года «Забайкальский рабочий» сообщил, что костёл передан православной общине. Правда, она из-за финансовых трудностей не смогла принять здание, и в бывшем храме расположилось общежитие лесостроительного техникума.
Дальше – больше: здесь «квартировали» контора и мастерские артели «Культура» по изготовлению гипсовых фигурок и зеркал, в 1940-м - клуб промкооперации, потом - общество воинствующих атеистов и другие организации, мало заботившиеся о сохранности здания.
![]() | Игумен Викентий, (Андрей Мелихов) настоятель Свято-Воскресенского храма |
| Наш храм многое дал людям, и я очень хочу, чтобы горожане по-прежнему приходили сюда, черпая здесь силы и находя утешение. Кстати, городские чиновники пообещали нам переименовать улицу им. 9 января на Сретенскую, то есть вернуть ей историческое название. |
Храм во имя Святого Воскресения Господня
Несмотря на новую конституцию, принятую в декабре 1936 года и декларирующую свободу совести, храмы в это время массово закрывали. В Чите не просто закрыли – взорвали кафедральный собор Александра Невского, у православных отняли все церкви, а Забайкальскую епархию упразднили.
Кстати В январе 1937 года перепись населения выявила 2/3 верующих среди сельского и 1/3 – среди городского населения, что ознаменовало разгул террора - «ежовщины». По разным данным в советский период от 500 тыс. до 1 млн. православных христиан пострадало за веру. Аресты духовенства обычно заканчивались расстрелом. |
Сейчас трудно представить, но до конца Великой Отечественной войны ни в Чите, ни во всей области не было ни одного православного храма, пока в 1944 году верующие не приняли здание старого костёла.
В 1945 году светлая пасхальная седмица выпала на последние дни войны, поэтому 6 мая, накануне Дня Победы, бывший католический костёл был освящен как православный Свято-Воскресенский храм. В 1947 году здание капитально отремонтировали, обновили ограду, построили крестильную и библиотеку, и единственный в Чите престол освятили во имя Святого Воскресения Господня. Храм обрёл и подобающий православной церкви внешний вид.
До 80-х годов он так и оставался единственным действующим храмом на всю область. Когда в 1994 году была образована Читинская и Забайкальская епархия, именно здесь открылась кафедра правящего архиерея, которым стал епископ Палладий (Шиман).
…Ночь с 14 на 15 января 1996 года помнят многие прихожане. Конечно, осталась она и в моей памяти. Узнав о пожаре, мы с мамой уже через несколько минут были у храма. Мама, бывшая не один десяток лет прихожанкой Свято-Воскресенской церкви, рыдала в голос. Помню усталых пожарных и стоящих в оцеплении милиционеров. Помню изможденные лица спасающих иконы священнослужителей, их обгоревшие облачения и залитые парящей водой улицы. И храм. Точнее, то, что осталось от храма. Той ночью священники нашли приют в мамином доме – умывались, сушили одежду, грелись. И горевали, конечно.
Но надо было жить дальше, и даже в такой ситуации службы не прекращались – проводились в крестильной комнате. К Пасхе 1997 года силами епископа Читинского и Забайкальского Иннокентия (ныне архиепископа Виленского и Литовского) и многочисленных прихожан храм был восстановлен, а 2006 году реконструирован.
Свято-Воскресенский храм долгие годы был основой всего епархиального хозяйства и епархиального управления. Многие выпускники Пастырских курсов прошли годовую практику в его стенах. Здесь крестили меня, здесь приняли крещение мои дети и внук. Здесь одним из первых выпускников детской воскресной школы стал мой младший сын. Здесь в прошлом году отпевали мою маму. Сюда шли и будут идти прихожане – и с бедой, и с радостью…
![]() | Людмила Камедина, доктор культурологии, профессор кафедры литературы ЗабГУ |
| - Свято-Воскресенский храм славился собранием старинных икон, в том числе из разрушенных соборов и храмов Читы и области. Их из горящего храма спасали и церковнослужители, и прихожане. Одна из икон попала в Иоанно-Предтеченский храм на Чите-I. Она очень пострадала в огне и висела чёрным пятном на стене церкви. 4 ноября 1996 года, в день праздника иконы Казанской Божьей Матери, кто-то из прихожан заметил в ней изменения: ярче стали цвета, чётко проступили силуэты фигур Божией Матери и Младенца. Утром перед Божественной литургией изменение в иконе заметили уже все, и епископ Иннокентий засвидетельствовал чудо обновление иконы. Она редкая - подобного образа среди сибирских икон мы не находили. Недавно, недели 2-3 назад, был репортаж на 1 канале об обнаружении в Турции старого византийского храма VI века. Показали сохранившиеся росписи на стенах. Стиль письма очень похож на иконографию нашей чудесной иконы. Скорее всего, это старовизантийское письмо. |
По материалам книг: В. Немеров «Прогулки по старой Чите»; В. Лобанов «Старая Чита»; «Казанский Кафедральный собор в Чите»; «Энциклопедия Забайкалья. Чита»; «Чита православная. Страницы истории»
Минприроды проводит проверки по жалобам читинцев
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту Читы контролируют приставы
УК «Гарант» возместила ущерб пенсионерке из-за затопления её квартиры
Долговая история Читы на 1,5 миллиарда: на что брались кредиты?

