Цырендоржи ДАМДИНОВ: "Бюджет для людей - сильный бюджет"

Политика, 11:07, 28 мая 2008
Во время выборов глав поселений в Агинском округе кипят нешуточные страсти. Даже в небольших селах округа на этот пост претендуют по семь-восемь (!) кандидатов, которые активно занимаются предвыборной агитацией, убеждают односельчан в том, что именно его программа может поднять благосостояние сельчан и быть полезной для развития сельского поселения. Заместитель председателя Агинской окружной Думы Цырендоржи Дамдинов рассказал корреспонденту "Экстры" о схеме межбюджетных отношений, по которой сегодня успешно развиваются районы и села округа. ? Цырендоржи Цыбендоржиевич, как стало возможным то, что села округа в настоящее время не нищенствуют, а нормально развиваются? - Что такое бюджет? Это такая роспись доходов и расходов, будь то страны, региона, села или семьи. Со своим личным бюджетом любой человек нормально справляется и любой человек может понять формирование бюджета своего селения, если бюджет "прозрачен" и понятен. В те еще 90-е годы, когда округ переживал отнюдь не лучшие времена, когда денег катастрофически не хватало, Дума округа приняла закон о порядке формирования местных бюджетов, основанный на нормативах доходов и расходов на душу населения. Потому что существовавшая в то время система прямого расчета доходов и расходов вышестоящими органами власти порождала иждивенческие отношения. Местные власти максимально раздували свои расходные статьи и скрывали местные доходы, потому что это прямо отражалось на сумме дотации - чем больше было доходов, тем меньше они получали дотации. А чтобы местное самоуправление работало, нужно дать им свободу, полномочия и финансовые ресурсы под эти полномочия. В принципе, федеральное законодательство об этом и говорит. Конечно, находились "мудрые" люди с вечными аргументами, что нельзя этого делать, что нет в селах людей знающих и разбирающихся в бюджете, что в селах нет налогооблагаемой базы и т.д. Конечно, не одним днем мы все сделали. Мы спорили, убеждали депутатов и специалистов, собирали местных руководителей, проводили большое количество семинаров со специалистами местного уровня. ? Можно узнать подробнее о сути бюджетных взаимоотношений, внедренных в округе? - Здесь ничего сложного и нет - чем все проще, тем лучше. Мы ввели единые долговременные нормативы расходов и доходов местных бюджетов в расчете на каждого жителя, на каждого ученика и т.д. По этой системе нет надобности в скрытии доходов. Сумма дотаций не зависит от "связей" - они поступают по расчету численности жителей. И получается, что глава должен поднимать муниципалитет, создавать комфортные условия для жителей, стараться, чтобы местная школа и детский сад соответствовали духу времени. Главы теперь "воюют" за каждого жителя, чтобы никто из местности не уезжал, потому что объем получаемых средств зависит от численности жителей. А если плюс к этому некоторые из этих жителей еще являются активными людьми, самостоятельно зарабатывающими и платящими налоги в местные бюджеты, то таких людей главы "переманивают" друг у друга к себе в село. Администрация стремится к созданию благоприятных условий для развития предпринимательства - больше предпринимателей - больше налогов поступит в местный бюджет. Больше налогов, больше дохода и больше собственных средств на развитие села. Такая вот простая и ясная схема. Не все в начале было просто, но несколько лет практики принесли существенные плоды. ? Не секрет, что сельские поселения Читинской области, теперь уже Забайкальского края, живут небогато. С объединением округа и области начнется тенденция выравнивания всех сел и районов к одному уровню. Естественно, сельчанам хочется жить лучше, а значит, стоит присмотреться к опыту агинцев? - Да, конечно. Читинский Закон о межбюджетных отношениях, к сожалению, опирается на другой принцип распределения дотаций: чем больше ты собираешь доходов на своей территории, тем меньше ты получаешь дотации. Это агинцев настораживает, потому что все наши активные руководители местного самоуправления сразу могут "получить по рукам". Я недавно разговаривал с одним из глав муниципалитета области, речь шла о бюджетных взаимоотношениях, и он сказал, что со своими предпринимателями он предпочитает иметь внебюджетные отношения, то есть ему лучше попросить предпринимателя, что-то сделать натурой, чем увеличивать с его помощью платежи в бюджет. Потому что увеличение местных доходов автоматически уменьшает сумму дотации территории. Группа депутатов Агинской Думы подготовила новый вариант проекта Закона Забайкальского края, в котором учтены лучшие моменты действующих законов Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Из закона Агинского округа взяты принципы формирования местных бюджетов, ориентированных на максимальное развитие инициативы муниципальных образований. Наше дело предложить, а как воспримут читинские коллеги - время покажет. ? В этом законе больше могут быть заинтересованы муниципальные руководители? - Я думаю, что этот закон нужен всем. Расчет дотаций на основе долговременных нормативов, основанных на объективных критериях, сразу делает союзниками органы государственной и местной власти. Потому что и те, и другие становятся одинаково заинтересованными в увеличении доходной базы и сокращении ненужных расходов местных бюджетов. Но больше всех выигрывает население. Плюс ко всему вышесказанному простая и понятная каждому схема бюджетных отношений подключает к активной позиции массу новых людей, депутатов, руководителей и специалистов. Власть государственная освобождается от бремени "раздачи рыб", а получает армию самостоятельных "рыбаков с удочками". То есть создается то самое гражданское общество, к которому нас призывает Президент. ? А не кажется ли Вам, что сегодня не до реформы межбюджетных отношений, когда еще не сформированы новые органы власти Забайкальского края? - Я уверен, что именно сейчас нужно взяться за внедрение системы межбюджетных отношений при поддержке федерального центра, опираясь на положительный опыт агинцев. Сегодня в новом субъекте РФ сложилась уникальная возможность для объединения лучших достижений и решения поставленных высоких задач, в том числе в бюджетных вопросах поддержки местных органов власти. В качестве целевых ориентиров можно взять кажущиеся на первый взгляд высокие нормативы на каждого жителя, и пусть даже поэтапно, но перейти на новые стимулирующие принципы межбюджетных отношений во всем крае. Экстра-справка: Дамдинов Цырендоржи Цыбендоржиевич, заместитель председателя Агинской Бурятской окружной Думы, председатель постоянного комитета по экономической политике, кандидат экономических наук, депутат, ведущий бюджетное направление в законодательном органе всех предыдущих четырех созывов окружной Думы.
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности