Великий денежный разлом

Экономика, 15:32, 25 июля 2016

Может ли быть доверие между властью и народом, если представители первой непомерно богатеют, а народ бедствует?

Вопрос, конечно, риторический. И самые «народные» лозунги, проникнутые заботой о «простых гражданах», которых сегодня, перед выборами в Госдуму (а у нас в регионе будут ещё выборы губернатора и депутатов в местные органы власти), воспринимаются людьми как издёвка.

А зарплата по штатному расписанию

Наш бедный богатый регион не может похвастаться достойной жизнью населения. Средняя зарплата ниже, чем по России и едва дотягивает до 30 тысяч, в реальном исчислении (с учётом инфляции) заработки снижаются по сравнению с прошлым годом на 5-6%. Но большинство людей зарабатывает значительно меньше среднего. Безработица растёт. То есть падение уровня жизни налицо. Отражается ли это на личном кармане наших руководителей?

Если бы писатель Франсуа Рабле жил не в ХУ1 веке, можно было подумать, что свой роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» он писал с нас. С того дня, как были обнародованы сведения о декларациях членов нашего регионального правительства, вопрос о зарплате работникам бюджетной сферы нашего края стал носить издевательский оттенок. Подвиги Геракла, которые совершают наши региональные власти ради того, чтобы выплатить жалкое жалование учителям, врачам и прочим бюджетникам, напоминают усилия обжоры Гаргантюа в его заботе о загибающихся от голода подданных государства Утопия. Например, врио губернатора края Наталья Жданова (будучи председателем Заксобрания края) получала в 2015 году в среднем 374 тыс. руб. в месяц (в новом качестве её зарплата, разумеется, будет больше), зарплата её зама по социальным вопросам Сергея Чабана, который напрямую отвечает за выплаты бюджетникам, 241 тыс. руб., министра финансов Андрея Кефера - 237 тыс. рублей и т.д. Заметим, что ни о каких задержках этих «скромных» зарплат и речи не было. Чего не скажешь о всех бюджетниках, которые давно уже получают своё грошовое жалование с большими задержками, а в ряде случаев объявляют по этому поводу забастовки.

Это же надо доуправляться до того, чтобы обычное дело выплат зарплаты, которые должны осуществляться в техническом режиме, нашими региональными правителями возведено в ранг главного приоритета социальной политики – о чём публично и объявлено! Не усилия по увеличению доходов за счёт грамотной экономической политики, а именно выплата зарплаты и по социальным обязательствам с помощью федеральной власти сегодня объявлены главным делом врио губернатора края.

Поскольку консолидированный бюджетный друшлак уже бесполезен, наш Гаргант..., простите, региональное правительство, снова и снова нижайше обращается к Москве с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении дотации «на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Забайкальского края». Аргументы? Они просты, как валенок: край, дескать, столкнулся с дефицитом финансовых средств. А что случилось? Цунами или разрушительное землетрясение? Трудно даже представить, что может ответить на этот вопрос глава региона. Ничего этого нет. Но стоит тому же федеральному министру финансов открыть в компьютере страничку с социально-экономическими показателями Забайкальского края – и всё становится на свои места. Например, в первом квартале текущего года видим полный провал в сфере обрабатывающих производств, сельском хозяйстве, обороте розничной торговли, обороте общественного питания, объемах платных услуг населению. Организациями всех форм собственности и населением построено всего 265 квартир (94,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года) общей площадью 15,7 тыс.кв. м. (60,9 %). Численность безработных составила 58,1 тыс. человек, что на 6,2% больше соответствующего периода предыдущего года (прямые потери НДФЛ). Люди массово уезжают из края в другие регионы. Только за три месяца текущего года край покинули 1425 человек (что больше уровня соответствующего периода 2015 года на 6,7 %).

Что здесь удивительно. Всё это как будто не касается самой власти. Результаты труда пусть будут неудовлетворительными, а зарплата у чиновников – всегда по штатному расписанию. Как будто они не имеют никакого отношения к социально-экономическим провалам. Чего не скажешь о простых работниках.

Доверие разменяли на кубышки

Такое впечатление, что сами чин6овники, депутаты всё делают, чтобы доверие к органам власти было нулевым. Дошло до того, что депутат Госдумы Вадим Соловьёв на законодательном уровне поставил вопрос о фиктивных разводах депутатов Госдумы с целью скрыть реальные доходы. Он внёс поправку в Закон «О противодействии коррупции», согласно которой необходимо считать супругом и супругой тех депутатов, кто брак официально расторг, но сам брачные отношения сохраняет. И ведь не случайно. По подсчётам Соловьёва, из нынешнего состава депутатов Госдумы развелись 102 человека, то есть почти каждый четвёртый. А за весь предыдущий созыв разводов было только семь. Вот взять стойкого борца с коррупцией депутата Ирину Яровую. Недавно она развелась с мужем, что очень прискорбно. В то же время она задекларировала 5,5 млн. рублей годового дохода. А потом журналисты обнаружили у неё квартиру в элитном доме за 36 млн. рублей.

Что уж там говорить: массовые разводы депутатов продиктованы их стремлением скрыть значительную часть левых доходов и имущества, чтобы ни у кого не возникало слишком много вопросов. Развёлся – и спи спокойно: твоя личная декларация никому не будет жечь глаза. Есть отчего. Народу живётся трудно, его доходы падают, а у депутатов – всё наоборот. Например, по данным «АиФ», если в 2010 году богатейшая сотня чиновников и депутатов заканчивалась на одном из членов Софреда с семейным доходом в 17 млн. рублей, то сейчас самый «бедный» в топ-100 – это депутат Госдумы с доходом более 140 млн. рублей. Одиннадцать депутатов задекларировали доход более миллиарда рублей. А сколько скрыли свой истинный доход, прячась за фиктивный развод с женой! Сколько спрятали свои истинные доходы в оффшорах, оформленных на родственников!

Всё больше богатейших представителей власти обнаруживаются в регионах. Депутат Улан-Удэнского горсовета Индира Шагдарова задекларировала 13 млрд. 538 млн. рублей, в то время как у супруга показала «только» 219,2 млн. рублей. Депутат того же горсовета Вадим Бредний задекларировал «всего» 455 млн. с небольшим рублей, зато доход у супруги – 2 млрд. 198 млн. рублей. Вообще-то, судя по декларациям, талантливых жён у депутатов и глав исполнительной власти в тоге бизнес-вумен много. Вот губернатор Брянской области Александр Богомаз задекларировал за 2015 год свою скромную зарплату в 3 млн. 72 тыс. рублей. Зато жена заработала за это время 910,5 млн. рублей. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов показал свою зарплату за 2015 год – 6 млн. 67 тыс. рублей, зато его супруга заработала за это время 256,6 млн.

Понятно, зачем многие рвутся во власть. Она даёт безграничные возможности для личного обогащения. Но нельзя не брать во внимание и другое. Гремучая смесь, созданная самой властью из вопиющей несправедливости в распределении народного достояния, зреет с каждым днём и чревата социальными потрясениями. Наверное, это легко понять любому, но наши руководители закрывают на данную опасность глаза.

Владимир Тихомиров

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности