Губернаторов готовят к ЕГЭ - смогут ли выдержать его руководители Забайкальского края?
На прошедшем 16 августа в Пскове совещании о мерах по обеспечению сбалансированности социально-экономического развития субъектов РФ председатель правительства Дмитрий Медведев никого не обидел: всем пообещал поддержку, но призвал губернаторов готовиться к единому госэкзамену. Научишься правильно расходовать деньги – будет тебе любовь и поддержка федерального центра. А в этом плане…
Воздам по делам твоим
Собственно, ничего нового на совещании не прозвучало. Председатель федерального правительства Дмитрий Медведев просто ещё раз немного напряг губернаторов и озвучил давнюю позицию: «Те регионы, - сказал он, - которые достигают высоких показателей, причём не только в абсолютных цифрах, но и в динамике, должны получать дополнительную поддержку центра». Выходит, что нашему региону особо надеяться не на что, хотя в другом месте своего выступления председатель правительства пообещал не оставить в беде и тех, кто погряз в долгах и не может сам себя обеспечить доходами. Забайкальский край относится именно к таким регионам – доходная часть значительно меньше расходной, обязательства, даже по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы, выполнить не может, погряз в долгах (госдолг около 30 млрд. рублей), динамика социально-экономического развития – хуже некуда. Наши краевые министры не вылезают из Москвы, выпрашивая у федеральных ведомств дополнительное финансирование и чаще безуспешно. Позиция же центра ясна – прежде всего, давать дополнительную поддержку успешным регионам. Остальным – по остаточному принципу. Дескать, крутитесь сами. Покажите, на что способны.
А чтобы наглядно было видно, на что способны губернаторы и в целом региональная исполнительная власть, председатель правительства РФ озвучил давнюю идею. «Сейчас, - сказал он, - правительство разрабатывает окончательную систему оценки эффективности органов исполнительной власти регионов. Она должна учитывать показатели, которые отражают темпы региональной экономики, развитие социальной сферы, настроения наших людей, с другой стороны, эффективность бюджетной политики».
Ну, если это действительно так, и идея действительно реализуется, то давайте посмотрим, сможет ли наше региональное правительство выдержать этот единый государственный экзамен? Экономические показатели не на высоте – кроме добычи полезных ископаемых, которая в первом полугодии текущего года демонстрирует некоторый рост, похвастаться нечем. Обрабатывающие производства по сравнению с первым полугодием 2015 года упали почти на 10%, сельское хозяйство – на 2,6%, ввод в действие жилых домов не дотягивает и до половины, значительно снизились обороты торговли, общественного питания, услуг и т.д. Об эффективности бюджетной политики говорить вообще не приходится. А настроение немалой части людей, судя по миграции населения из края, просто чемоданное. Так что, если бы ЕГЭ для губернаторов стало применяться уже сейчас, то легко предположить, какую оценку получило бы по этим критериям наше региональное правительство.
Кто больше порогов обивает…
Хотя, собственно, экзамен для губернаторов придуман в правительственных коридорах федеральной власти давно. Критерии его вырабатываются уже, по крайней мере, лет десять, если не больше. Ещё Дмитрий Козак, будучи зам. главы администрации президента РФ, высказывался за то, чтобы оценивать работу губернаторов, отталкиваясь от бюджетных показателей подведомственного им региона. Он предлагал внести 30 оценочных показателей. Такие, например. Если в течение двух лет бюджет региона более чем на 50% формируется за счёт трансфертов, то контроль над расходованием средств переходит к Федеральному казначейству. А заместители губернатора, отвечающие за экономический блок, могут быть назначены и сняты с должности только по согласованию с федеральным центром. Среди оценочных критериев: годовой темп изменения валового регионального продукта, объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного жителя, темп поступления в федеральный бюджет налогов и сборов в расчёте на одного жителя, темп изменения реальных денежных доходов жителей, площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, уровень безработицы, коэффициент рождаемости и смертности и др. Именно таким образом, полагал Козак, можно уйти от нынешней системы, когда «кто больше порогов обивает – тот больше и получает».
Следующий этап ведёт отсчет с августа 2012 года, когда Президентом Владимиром Путиным был подписан Указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым утвержден перечень из 11 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов. Среди них численность населения, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, уровень безработицы в среднем за год, реальные располагаемые денежные доходы населения и др.
Почему всё это не применяется и, по словам Дмитрия Медведева, вырабатываются какие-то новые показатель, неясно.
Закон Паркинсона: чиновник непобедим
И в этот раз на совещании немало говорилось об эффективности государственного аппарата. О его реформе говорят тоже уже много лет – «лучше меньше да лучше». Реформу называли не иначе как «антибюрократическая революция». Что в итоге?
А в итоге – печальная констатация Владимира Путина, который в бытность президентом страны и затевал эту реформу: аппарат разрастается, а его эффективность падает. На встрече с активистами Народного фронта он говорил: «Вы знаете, ссылки на то, что появляются новые задачи, я не принимаю абсолютно. Неэффективные расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления недопустимо велики. Каждый третий бюджетный рубль в этой сфере потрачен без должной отдачи или впустую».
Нередко бывает, что дела всё хуже, а чиновников всё больше. Всё как в известном законе Паркинсона: численность персонала возрастает независимо от того, становится работы больше, меньше или её совсем нет. Есть две аксиомы: чиновники создают работу друг для друга, а также стремятся увеличивать число не соперников, а подчинённых.
В нашем регионе тоже видим ударные темпы размножения чиновников. Характерную ситуацию мы наблюдаем в сельском хозяйстве Забайкальского края. У нас в этой отрасли почти 90% всей продукции производится в частном секторе. А вот в министерстве сельского хозяйства и продовольствия края без устали трудится 63 государственных служащих. Видимо, столько же (если не больше) и обслуживающего персонала: машинистки, секретарши, шофера, уборщицы и т.д. Что делают, чем озабочены чиновники от сельхозпроизводства – загадка. Из года в год в крае снижается производство продукции, мы покупаем в магазинах продовольствие, завезённое из других регионов, обрабатывающие мощности в крае хилые. А в Минсельхозе только и делают, что фиксируют стихийные бедствия…
Армия столоначальников у нас размножается такими темпами, что не поверил бы и оригинальный экономист и публицист Серил Норткот Паркинсон со своей смелой статистикой первой половины ХХ века! Пятнадцать лет назад в региональных исполнительных органах государственной власти Читинской области трудилось около 600 госслужащих. Сегодня же там – более 1800 государственных мужей и дам. В администрации губернатора работает 123 госчиновника, ещё 40 – в администрации Агинского Бурятского округа. Да департамент управления делами губернатора насчитывает 41 чиновника (просьба не путать их с сантехниками, кладовщиками, шофёрами, уборщицами и проч.). В законодательном собрании края работает 74 государственных чиновников. А как идут дела в крае – известно: сплошные провалы в социально-экономической сфере, бедных всё больше, безработных – тоже немало, их количество увеличивается. Бюджет у нас ущербный, сам край зарабатывает на жизнь всё меньше – зато в министерстве финансов Забайкальского края без устали трудится 116 госчиновников. В министерстве экономического развития – 75 госчиновников. Социальная защита населения в крае всё хуже, зато в краевом министерстве социальной защиты работает 90 государственных служащих. Или: все знают, какое браконьерство процветает в наших лесах, сколько их сгорает ежегодно в пожарах. А в государственной лесной службе Забайкалья, оказывается, функционируют 138 госчиновников, не считая прочих работников. Даже в Департаменте записи актов гражданского состояния края, где десять-пятнадцать лет назад было несколько работников, трудится сегодня 87 госчиновников.
Что происходит? Часто отраслевые министерства Забайкальского края – всё равно, что фронтовые штабы без армий и полков. Ну, чем они сегодня могут командовать, когда в крае более 80% - это частные предприятия? Но плодиться они умеют. Если в 2000 году в Читинской области в органах государственной власти и местного самоуправления работало 10776 чиновников (что значительно больше, чем в 90-е годы), то сейчас как минимум, в два раза больше.
А чиновник любит бумаги, которые являются его средством производства и источником коррупционного дохода. Бывший глава Центробанка, а ныне член совета директоров крупного банка Сергей Дубинин, написал в популярной газете: «Один японский производитель автомобилей показал стопку бумаг высотой пять метров: «Эта та документация, которую мы сдали в регулирующие органы, чтобы нам разрешили в России построить завод». Неудивительно, что и расходы на этот аппарат возрастают.
Думаю, что при таком положении трудно ждать от нашего госаппарата эффективности. Тут никакое ЕГЭ не поможет. Снова всё сведётся к одному: бюрократическому произволу и дружному хору чиновников, выпрашивающих деньги у федерального центра.
Владимир Тихомиров
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
Депутаты: «Спасибо ЗабТВ», глава Минздрава края: «ЗабТВ - желтая пресса»
Строительство визит-центра в Ивано-Арахлейском парке завершено
Защитную насыпь сделают около СНТ «Островок» за 7 млн рублей
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья