Выборы без выбора
На сей раз они прошли без неожиданностей и очень предсказуемо.
На мой взгляд, более скучной и бессодержательной избирательной кампании в Забайкальском крае придумать было трудно. Дело не в цифрах (хотя явка в районе 37% говорит о вялом ходе избирательной кампании). Дело в том, что и после выборов вопрос о том, в каком направлении должен двигать Забайкальский край в своём развитии, так и остался не прояснённым.
Кандидат и статисты
А ведь избирательная кампания - это, пожалуй, лучшее время, чтобы целый ряд кандидатов и политических сил хотя бы контурно обозначили какие-то реальные направления, конкретные проекты по социально-экономическому развитию края и духовному обогащению его населения. Но, честно говоря, сколько не прислушивался автор этих строк к речам, например, кандидатов на пост губернатора края – ничего предметного не услышал. Звучали исключительно общие и дежурные слова о природном богатстве нашего края. О том, что надо использовать людской потенциал, о необходимости возрождения промышленности, сельского хозяйства и проч.
Врио губернатора Наталья Жданова, естественно, делала ставку на перманентные встречи с людьми в районах края, её команда фиксировала каждый шаг и широко оповещала о них через СМИ (и правильно делала). Естественно, был на полную катушку задействован и административный потенциал, то есть встречи врио губернатора с президентом страны и федеральными министрами. Всё это создавало фон бурной деятельности и активности протеже самого президента РФ на губернаторский пост. А выделенные некоторые суммы для заделывания бюджетных дыр и, особенно, погашение задолженности по зарплате части бюджетников – это, разумеется, в общественном мнении играло на пользу главного претендента на губернаторский пост.
А что же остальные кандидаты? Лично у меня сложилось впечатление, что ни Николай Мерзликин, ни Анатолий Вершинин, ни Тагир Аглямов вовсе и не стремились к победе, а играли в данной избирательной кампании роль статистов, чтобы в глазах людей она приобрела более-менее легитимный характер. Ну, вот почему Николай Владимирович на протяжении всей выборной кампании отделывался стандартными, всем давно надоевшими дежурными фразами о необходимости возрождать производство, добиваться от федеральной власти помощи в решении финансовых проблем и т.д. Он позиционировал себя, как производственник, но почему-то ничего не говорил о реальных проектах, которые могли бы сыграть значительную роль в экономическом и социальном возрождении края. Не буду додумывать за самого кандидата, но почему он умолчал о, по сути, провалившемся проекте освоения юго-востока края, который в своё время был разрекламирован предыдущими администрациями, но затем так же быстро ими забыт, как и замышлялся. Почему ничего не сказал о вялотекущем проекте Удоканского меднорудного месторождения, где отдал несколько лет работы, но потом брошенного и отодвинутого хозяевами то ли до 2020 года, то ли ещё дальше. Почему бы кандидату в губернатору не заявить свою чёткую позицию по многострадальным Читинском машиностроительном заводе и Сретенском судостроительном, которые придворные жулики и махинаторы практически загубили, желая извлечь корысть при прежнем губернаторе? Считает ли он окончательно загубленным Жирекенский комбинат, одноимённый посёлок с его населением или что-то, по его мнению, можно ещё сделать, спасти? И если у него были какие-то мысли (а они должны быть!) по возрождению предприятий – то и надо было говорить об этом в полный голос. Эти и подобные проекты, озвученные кандидатом, а не постоянные заклинания о необходимости возрождения края, декларируемые общими фразами, могли дать Мерзликину немало голосов тех, кто стал жертвой различных афёр, махинаций или преступных замыслов прежних администраций края – потерял любимую работу, достаток в семье, а то и место жительства, привычный образ жизни. А учитывая, что наш край традиционно является так называемым «красным поясом», где коммунисты всегда имели большую базу в электорате – это тем более большой просчёт одного из ведущих коммунистов края, да и всей региональной организации КПРФ.
Зная Николая Владимировича многие годы и реально оценивая его потенциал, не могу представить, что он просто не догадался использовать выгодные позиции для агитации и пропаганды реальных планов по возрождению экономики региона. Это ведь было так очевидно, тем более что данная выборная кампания не первая в его политической карьере. А жаль, ведь почти 87,5 тысячи избирателей (28,7%), несмотря ни на что отдали ему голоса.
До последнего дня не знал, как всё это объяснить, пока не прочитал в прессе заявление первого секретаря краевого отделения КПРФ Юрия Гайдука о том, что, дескать, будь у коммунистов столько денег на избирательную кампанию, как у других партий и кандидатов, то они бы непременно выиграли все выборы – и в губернаторы, и Госдуму… Очень странное заявление: с каких это пор коммунисты стали отдавать приоритет в политике деньгам, а не собственной силе агитации и пропаганды, мастерству организаторской массовой работе, имея в крае устоявшийся и довольно обширный электорат? Тогда что же? Думаю, что на реальную борьбу Николай Мерзликин изначально не был нацелен, он просто играл роль статиста в политической кампании врио губернатора Натальи Ждановой. Учитывая, что он представлял в этой «борьбе» не только себя, но и региональную организацию КПРФ – такая позиция ещё более удивительна. Неужели наша забайкальская организация коммунистов утеряла свой боевой дух и делает ставку только на деньги, которых у неё нет? Или из каких-то конъюнктурных соображений подыгрывает другим кандидатам и партиям?
Что касается двух других кандидатов – Анатолия Вершинина, которого выдвинула кандидатом «Аграрная партия России» и Тагира Аглямова от партии «Патриоты России», то считать их несколько коротких, общих и беспредметных выступлений в СМИ и немногочисленных встреч с избирателями, участием в выборах было бы большим преувеличением. Возможно, это также лишь имитация ими выборной кампании с той же целью, что и у Мерзликина, но ещё более явная. Но, в таком случае, зачем же они ввели в заблуждение своих сторонников, дав согласие баллотироваться? Ведь за Вершинина проголосовало около 30 тысяч избирателей (почти 10%), а за Аглямова более 10 тысяч сторонников (3,4%). Думаю, в политике надо быть более ответственными личностями, а не играть в игрушки в сомнительных целях. Такие игрушки мы уже проходили в одной из избирательных кампаний Равиля Гениатулина.
Без сенсаций
Что касается выборов в Госдуму РФ, то здесь настолько изначально всё было предсказуемо, что удивляться нечему. Предсказуемо было, что такого информационного «хулигана», как редактора «Вечорки» Владимира Праницкого снимут с выборов, придравшись к каким-то формальностям – и сняли. Предсказуемо было, что ЛДПР в крае будет тоже традиционно иметь одну их лидирующих позиций, поскольку Владимира Жириновского в нашем крае очень любят (вот только загадка – за что?), и эта партия набрала более 27,5%.
В его лучах почитания победу по Даурскому одномандатному округу одержала Василина Кулиева. Это трудно объяснить с точки зрения здравого смысла, но на выборах часто эмоции побеждают реальную оценку. Чем Василина понравилась своим избирателям? Ведь за её спиной нет сколь – нибудь видной производственной деятельности, каких-то знаковых событий в биографии. Типичный функционер, подвизавшийся в качестве активиста общественных организаций и политических партий. Но, как кто-то выразился из проигравших борьбу кандидатов, «голосовали не за Кулиеву, а за её баннеры». Баннеров, на которых Василина была изображена во всей красе, действительно было много. И выглядела она там впечатляюще. Остаётся пожелать ей выглядеть так же солидно и в качестве народного представителя в Государственной думе.
А вот Николай Говорин победил по Читинскому избирательному округу и предсказуемо, и вполне заслуженно. Ибо за короткое время, что ему довелось быть депутатом Госдумы, проявил себя активно и по-деловому. И тут нет никаких эмоций. Избиратели, все жители нашего края, безусловно, будут иметь в высшем законодательном органе страны человека, отстаивающего их интересы. А это очень важно, давно мы не имели таких.
И вот что напоследок. Как бы ни проявили себя политические партии и избранные депутаты Госдумы, они должны помнить, что стали народными представителями по воле лишь трети забайкальского электората. Остальные в день выборов копали картошку, смотрели телевизор или отдыхали на природе. А вот почему они игнорировали выборы и что было у них на уме по поводу всех кандидатов и партий – это большой вопрос. Так что победителям обольщаться нельзя.
Владимир Тихомиров
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Чита ищет подрядчика для содержания дорог
Осипов недоволен мероприятиями по уборке снега на улицах Читы
В Борзе закрыли спортзал и площадку у школы № 48 — жалуются родители.
Зима близко: как подготовить автомобиль к холодам