Приют для бездомных животных: начало пути в новую жизнь?
«Куда щенков потащили? Мы их тут кормим!», - кричит в распахнутую форточку женщина. «Ветеринарная служба. В приют отвезем», - отвечают ей, гоняясь за удирающей под бетонные плиты пушистой малышней, сотрудники Читинской станции по борьбе с болезнями животных. «Ага, в приют! Убьете, - негодует свидетельница отлова и предупреждает: - Я вас на телефон снимаю». «Так Вы их домой к себе заберите», - предлагают ловцы. «А зачем они мне дома нужны?» - фыркает заступница и исчезает из оконного проема.
Ловчие против ловких
Заявка на отлов девяти щенков и их мам была первой в списке, который в тот день предстояло отработать сотрудникам городской станции по борьбе с болезнями животных (СББЖ). Обнаружить «коммунальную квартиру», где жили обе семьи, труда не составило – рядом с забором, окружающим «замороженную» стройку, стояло несколько мисок, заполненных остатками домашней еды, а из лаза навстречу ветеринарам радостно высыпала хвостатая ребятня. Однако стоило мужчинам ухватить двух самых смелых щенков, остальные быстро сообразили, в чем дело и кинулись в укрытие. Тут же один из оказавшихся на руках малышей начал во весь голос взывать к заступникам со стороны собак и людей. Ему удалось и то и другое – недовольных зрителей у действа прибавилось, а из-за кустов вынырнули четвероногие родительницы.
Собакам потребовалось несколько секунд, чтобы оценить ситуацию и броситься… правда, не на помощь своему потомству, а наутек. Менее ответственная мамаша исчезла во дворах частных домов, другая, лисьего окраса, отбежала вглубь строительной площадки и оттуда наблюдала за тщетными попытками сотрудников станции достать щенков из-под груды бетонных плит. Облазив все сверху донизу и убедившись, что малышня недосягаема, специалисты переключили свое внимание на нее. Однако столкнулись с тем, что заброшенная территория стала «частными владениями» лица без определенного места жительства и мужчина охранял ее не хуже сторожевого пса – матом требовал от ветеринаров убираться подальше и даже замахивался палкой на одного из участников отлова. А вот до собаки, которая находилась под прицелом ружья со снотворным, ему не было абсолютно никакого дела. Чего не скажешь о жильцах близлежащих многоэтажек, которые, словно из театральных лож, неодобрительно наблюдали за процессом со своих балконов. Выстрел. Перепуганная родительница семейства со всех лап несется к котловану и ныряет в глубокий подземный лаз быстрее, чем ее успевают перехватить.
- Попасть снотворным в собаку - только полдела. Если не сумеешь поймать, она забьется куда-нибудь и спокойно там отоспится, - с досадой делятся работники СББЖ. – Очень тяжело рассчитать дозу «на глаз» - никогда не знаешь, какой вес под пушистой шкурой. Поэтому лучше зарядить меньше лекарства, чем переборщить. А ведь его действие еще зависит от того, сытое животное или нет. Теперь придется вытаскивать петлей. Неприятная для всех процедура, но ничего не поделаешь.
Трое мужчин окружают вход в нору, пытаясь «заарканить» грозно рычащую «лисичку». Каждый понимает, что загнанная собака может в любой момент перейти в нападение. Но та, к счастью для не имеющих никакой спецзащиты ветеринаров, не решается атаковать, и после длительного сопротивления дает накинуть себе удавку на шею. Излечение беглянки из-под земли сопровождается ее громким визгом. Затем собаку прижимают, чтобы лекарство подействовало. Со стороны зрелище, которое старательно фиксируется на телефоны несколькими очевидцами, выглядит и правда, устрашающе. Как результат, один из них кричит ловцам: «А чо сразу виселицу не поставили?». Тут адреналин в крови животного берет верх над снотворным, «лисичка» выворачивается и уже бесследно скрывается за забором стройки. Полчаса поисков в районе квартала результатов не дали. Выманить щенков тоже не удалось, поэтому сотрудники СББЖ решили вернуться на следующий день.
Объехав остальные заявки, они направились с дневным отловом на станцию. Здесь животным провели первичный ветеринарный осмотр, и началась бумажная работа – на каждого четвероногого составили акт передачи с номером заявки и адресом, по которым производился отлов, описанием масти, пола, приблизительного возраста, веса и состояния здоровья.
Затем клетки с животными снова погрузили в машину и… произошло маленькое чудо. Тот самый громкоголосый щенок, который продолжал всю дорогу жаловаться на разлуку с семьей, привлек внимание случайно заехавшего на станцию мужчины. Оказалось, что Сергей давно хотел взять помощника для своего породистого охранника. В итоге уличный беспризорник вместо приюта отправился в новый дом. Сейчас Мальчишка под присмотром овчарки Пирата постигает азы сторожевой службы, и хозяин уже отмечает его успехи.

Полный пансион
К сожалению, так везет далеко не всем. На станции, наоборот, регулярно оставляют целыми коробками котят и щенков. Последних сотрудники также оформляют и отвозят в приют, открывшийся в сентябре на территории исправительной колонии №3 УФСИН России по Забайкальскому краю. Вот и на этот раз к «бездомышам» присоединили «подкидышей». В «казенном доме» новых жильцов принял местный ветеринар, осмотрел, записал в журнал и определил в карантин до более тщательного обследования и вакцинации.
Напомним, ИК-3 стала единственным учреждением, участвовавшим в объявленном администрацией Читы аукционе на право содержания отловленных безнадзорных животных. Данную инициативу заместитель начальника ИК-3 старший лейтенант внутренней службы Алексей Колодежный, помимо желания способствовать решению важной социальной проблемы, объясняет чисто прагматически - дополнительной возможностью трудоустроить осужденных. Немалую роль в принятии решения сыграло и наличие собственной кинологической службы ФСИН, к сотрудникам которой можно обратиться за профессиональным советом.
Стоимость контракта, срок которого истекает 31 декабря 2016 года, составила 8 млн 846 тыс рублей. В учреждении заверили, что все предъявленные к победителю аукциона требования смогут выполнить и обозначенной суммы для этого будет достаточно.
Вот только деньги из городского бюджета, по словам Колодежного, пока не поступили.
- По условиям контракта, оплата производится по факту. Сегодня мы выставили счет администрации Читы на возмещение затрат по содержанию животных в период с 21 по 26 сентября. Сумма – 10 тыс рублей из расчета около 49 рублей на одну особь в сутки, - говорит он.
Но задержкой финансирования в колонии не смущаются, и сейчас на территории хоздвора полным ходом идет строительство – возводятся дополнительные вольеры, которые заселят уже до наступления зимних холодов. Одно такое помещение, согласно контракту, рассчитано на 15 особей. Распределяют их в соответствии с полом, возрастом, весом и характером.
- Сейчас в приюте содержатся 88 собак. Большинство из них – щенки в возрасте от 2 до 3 месяцев. При этом мы готовы принять около 100-150 животных, в зависимости от их размера. Еще через месяц-полтора увеличим количество мест до 500, - отмечает Алексей Колодежный.
Площадей для расширения приюта достаточно - вольерами займут часть обширного хозяйственного двора. При этом сотрудники колонии уточняют: собаки принимаются исключительно от представителей Госветслужбы с соответствующими документами, но не от частных лиц. «Подкидышей» и лично отловленных читинцами животных просто не смогут поставить на учет, а, значит, получить средства на их содержание будет невозможно.
Благодаря уже имеющемуся опыту, налажена и система закупки продуктов. Для собак предусмотрено трехразовое питание, которое состоит из каш, специализированных кормов и добавок. После «завтрака», «обеда» и «ужина» миски обязательно моют. Этим, наряду с приготовлением пищи и уборкой вольеров, занимаются трое осужденных участка колонии-поселения. Алексей Колодежный говорит, что работников подбирали ответственных и имеющих опыт общения с животными. При увеличении количества четвероногих постояльцев, в учреждении готовы рассматривать расширение штата.
Срочную же ветеринарную помощь собакам оказывает штатный специалист, а если потребуется помощь по оперативному вмешательству и дополнительному медицинскому обследованию, ее по договору с выездом на место предоставят сотрудники СББЖ. Сейчас у них на очереди пациент с опухолью на задней лапе. Метис бойцового пса явно бывшедомашний. Неизвестно, потерялся он на свободном выгуле или хозяин решил избавиться от захворавшего животного. Терьеристая кровь дает о себе знать – сразу после «заселения» показал соседям, кто здесь главный, поэтому переехал в одиночный вольер – «карцер», как шутят работники приюта. При виде их пес перестает задираться на более спокойных товарищей и начинает вилять хвостом. Также себя ведут многие собаки – бросаются к сеткам приветствовать работников колонии и осужденных, которые могут стать для них единственными хозяевами.
Дело за поиском дома
После того, как сотрудники СББЖ доставляют отловленных собак в приют, каждую из них фотографируют. Как объяснили сотрудники колонии, питомник находится в зоне режимных ограничений, куда вход запрещен и работают тут осужденные, контактировать с которыми также запрещено. Поэтому, к содержащимся здесь животным «человек с улицы» зайти не сможет. Снимки же, по словам работников СББЖ, в частности, должны помочь обратившемуся владельцу опознать пропавшего любимца. Однако, чтобы забрать пса, хозяину придется доказать, что это его питомец. Самый верный способ - предъявить ветеринарный паспорт собаки.
- Мы несем ответственность за принятых животных, - пояснил Алексей Колодежный. - Неизвестно, кто захочет взять собаку. Бывают случаи, когда граждане безответственно относятся к своим питомцам, оставляют на улице, а когда ветеринарная служба их отлавливает, приходят и просят вернуть. Если я отдам таким собаку, неизвестно, как она будет жить в дальнейшем, а здесь будет сытая, в тепле, получать ветеринарную помощь и не принесет гражданам никакого вреда.
При этом он добавил, что в будущем, вероятно, с каждым желающим забрать постояльца приюта будет вестись индивидуальная работа. Заместитель начальника городской СББЖ Баир Базаров также заверил, что ветеринары готовы способствовать пристройству отловленных собак. Объявления о розыске собственников безнадзорных животных с сентября начали появляться и на официальном сайте администрации Читы. Вот только информация в них весьма скупая – место отлова, пол, масть и возраст животного. Впрочем, прилагается телефон, по которому можно уточнить сведения. По словам всех участников процесса, его конечная и, без сомнения, очень важная цель – выработать систему пристройства жильцов приюта.
Однако к помощи волонтеров, которые теоретически могли бы помогать в поиске собакам новых и старых владельцев, как сотрудники колонии, так и ветеринары относятся скептически. Первые – по уже озвученным причинам закрытости и нахождения на территории режимных ограничений, вторые – из-за случаев, когда на станцию по ночам, якобы, проникали неизвестные люди и выпускали отловленных. «Принимать на службу» своих постояльцев и обучать их дрессировке в приюте пока не планируют, а, значит, другого шанса покинуть это учреждение кроме как уйти отсюда вместе с человеком, готовым взять на себя заботу о них, у собак нет. И от того, насколько хорошо будет налажена система пристройства отловленных животных, зависит, узнают ли бывшие «безпризорники», что бывают любящие и надежные хозяева.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Более 20 забайкальцев привлекли к ответственности за управление авто без прав

Депутат Григорьев вновь поднял тему льготных лекарств

Профсоюз предупредил о возможном снижении зарплат у сотрудников скорой в Забайкалье
