ТГК-14: Тарифы Губят Компании
Все монополисты ведут себя практически одинаково. Особенно в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). К примеру, об АО «Читаэнергосбыт» и его методах работы все уже достаточно наслышаны. Более того, ведётся широко освещаемая в СМИ работа по, не боюсь этого слова, – борьбе с творимым повсеместно беззаконием. И борьбе чаще всего весьма успешной.
Имеется в Забайкальском крае ещё один крупный монополист в сфере ЖКУ – это ПАО «ТГК-14». Как показали последние события, о которых чуть позже, эта компания действует аналогичными, практически ничем не отличающимися от энергосбытовских, методами.
Что объединяет такие компании? Их общая черта – это загадочная способность периодически утрачивать умение правильно считать. И внезапно ошибаться в счетах за поставляемые услуги. Причём в большинстве случаев в свою пользу и в разы.
Ещё одна общая черта – непонятность и непрозрачность. При поддержке или бездействии органов власти обеспечивается полное отсутствие открытой информации о расчёте и обосновании повышения тарифов в понятной для потребителей форме. Хотя бы из уважения к клиенту и налогоплательщику эту информацию можно было бы публиковать заблаговременно. Да, на сайтах ТГК-14 и РСТ имеется необходимый набор нормативных документов. Но потребителям это ни о чём не говорит. Они желают и имеют полное право знать, почему, на каком основании, исходя из каких показателей и расчётов генерирующая компания изменила тарифы, а РСТ их утвердила.
Анализируя действия руководства генерирующих, сбытовых компаний и органов государственной власти иногда невольно ловишь себя на мысли: ребята, вы там что, сговорились? У вас зарплата из одного источника? Или вам просто на происходящее сугубо наплевать?
Вспоминаю случай с формированием тарифов на электроэнергию в Забайкальском крае на 2015 год. Краевое правительство утвердило инвестиционную программу ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2015-2019 годы с объемом финансирования 10,2 миллиарда рублей. Из них инвестиционная составляющая, подлежащая включению в долгосрочные тарифы – 8,2 миллиарда рублей. РСТ дала отрицательное заключение, так как большая часть этих инвестиций увеличила тарифную нагрузку на потребителей электроэнергии. А значит, будет отрицательно влиять на экономику края. За 2015 год исполнение инвестиционной программы составило всего 18,5 % от плана, то есть «Читаэнерго» из плановых 3,8 млрд.руб. освоило лишь 707 миллионов руб. А из той части инвестиций, которые были заложены в тариф, освоено всего 12,5% (354 миллиона из плановых 2, 8 миллиардов рублей). Кто-то думает, что отрицательное заключение РСТ повлияло на решение правительства и нам снизили тарифную нагрузку? И не подумали! Пусть заложенные в тариф инвестиционные программы почти не исполнены, но ведь вы, дорогие граждане, уже платите. Не снижать же нам тариф, а то возрадуетесь, да и чего доброго – привыкнете!
Вернёмся к сегодняшним дням. Как-то тихо, незаметно, пока ещё без особого шума, ПАО «ТГК-14» подняло тарифы на теплоснабжение и горячую воду на 35%. Согласно приказа РСТ № 502 от 30.11.2015 г. Как пояснил ранее утвердивший эти тарифы, а ныне возглавляющий министерство территориального развития Виктор Паздников: «Тарифы на тепло поднялись на 35% не для всех категорий потребителей, а только для бюджетных и прочих потребителей.»
Что касается населения, то здесь министр ограничился замечанием: «рост стоимости был в пределах индекса платы граждан, устанавливаемого правительством РФ, который в этом году был существенно ниже». При этом цифры почему-то не озвучил. Догадайтесь сами, граждане.
Утверждение правительством такого крупного роста тарифов для бюджетных учреждений – это своего рода мазохизм при острой нехватке средств в краевом бюджете? При том, что расходы на ЖКУ на 2016 год в большинстве муниципалитетов были заложены всего на 9 месяцев. Поведение краевого правительства в этом случае весьма загадочно. Кстати, заметно, что краевые чиновники благосклонны к энергетикам. Не потому ли что первый зампред правительства А.С.Кулаков в своё время руководил и теми, и другими?
Кто есть эти, озвученные Паздниковым, «прочие потребители»? Понятно – юридические лица. Ещё один выстрел тяжёлой артиллерии по бизнесу. А значит – и по нашим карманам, ведь с ростом тарифов вверх поползут цены. Кроме этого, по имеющейся информации, ТГК-14 умудряется включать в счета юридическим лицам, использующим помещения в жилых домах, отопление подвалов, где нет приборов учёта. А кому-то после повышения тарифов внезапно стали многократно завышать количество потреблённой тепловой энергии и горячей воды. Просто так, раз – и в десять раз больше по сравнению с прошлым месяцем.
Многие в Чите, наверное, заметили, что у ТГК там, видимо, термоядерный реактор установлен: к батареям не прикоснуться, горячей водой можно ошпариться. При этом на улице не особые морозы. Повышая тарифы, ТГК-14 хочет просто оправдать потери, связанные с невозможностью энергетически эффективно сбалансировать систему теплоснабжения? Куда не глянь – окна в домах открыты. О каком энергосбережении и экономии может идти речь?
Отсюда плавно переходим к ещё одной больной, но пока малоизвестной жителям многоквартирных домов теме – наличие в жилых домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии (ОДПУ). Как правило, их в домах нет. И это очень выгодно генерирующим компаниям, в том числе ТГК-14. Ведь если бы в домах были установлены ОДПУ, а каждый жилец от сильной жары в квартире не открывал окно, а прикрывал краны на радиаторах отопления, то счета на отопление были бы гораздо меньшими, как, следовательно, и выручка ТГК-14. Сейчас, чуть ли не ошпаривая город кипятком, ТГК делит неэффективные затраты и потери между всеми потребителями, не имеющими ОДПУ. Отсюда и крупные счета за тепло.
Поэтому ТГК выгодно начислять нам теплоснабжение просто «по трубе». Меня, честно говоря, удивляют управляющие компании, которые в своих обслуживаемых жилых домах не инициируют установку ОДПУ. Ведь это очень выгодно всем – и жильцам, и «управляшкам»! Может там тоже что-то не чисто в отношениях между ТГК и коммунальщиками?
Людей никто не информирует (я считаю – умышленно) о следующих фактах, которые весьма скоро ударят по карманам граждан и по бюджетам управляющих компаний. Если сегодня до сознания каждого жителя многоквартирного дома, до каждого руководителя управляющей компании или ТСН донести нижеуказанную информацию, то уже завтра будет кипеть работа по установке ОДПУ.
Итак, читаем очень внимательно:
- В соответствии с федеральным законом об энергосбережении № 261-ФЗ от 01.06.2013 г. все без исключения многоквартирные жилые дома должны быть оборудованы приборами учёта (ОДПУ). За исключением ветхих и аварийных домов.
- Правительство РФ с целью стимулирования установки жильцами и управляющими компаниями ОДПУ издало распоряжение № 344 от 16.04.2013, согласно которого с 1 января 2015 года применяются поэтапно повышающие коэффициенты платы за коммунальные услуги.
- Для тех, у кого в домах не установлены приборы учёта, плата за теплоснабжение и горячую воду значительно повышается каждые полгода:
- с 1 января по 30 июня 2015 г. – на 10%
- с 1 июля по 31 декабря 2015 г. – на 20%
- с 1 января по 30 июня 2016 г. – на 40%
- с 1 июля по 31 декабря 2016 г. – на 50%
- с 1 января 2017 года – на 60 %
Два выхода: либо устанавливать приборы учёта, либо платить намного больше. К слову, за отсутствие ОДПУ управляющие компании и ТСН могут получить огромные штрафы.
Многие генерирующие компании умышленно саботируют процесс ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта. УК или ТСН устанавливают ОДПУ, но ресурсники начинают волокиту, затягивают процесс сдачи-приёмки, ищут мелкие недочёты, придираются к пустякам. Им это выгодно, ведь ОДПУ – враги генерирующих компаний.
Некоторые генерирующие предприятия уже сейчас занимаются сбором с УК и ТСН документов и писем об отсутствии в многоквартирных домах ОДПУ, что позволит им еще больше повысить плату за тепло и горячую воду. Замечу, что в этом случае тарифы останутся прежними, будет индексироваться размер платы за коммунальные услуги на 50-60 %.
Как не крути, а именно такое счастье поджидает всех нас за углом.
Конечно же, терзают смутные сомнения: может быть во взаимоотношениях власти и крупных компаний ЖКХ не всё гладко и чисто? Эта сфера деятельности очень доходная. Должны уже этим заинтересоваться и компетентные органы. Хотя бы для профилактики. Ведь по другим регионам прецеденты имеются, и весьма громкие. Может, просто некому обратиться?
Вопросов очень много. Значит, надо сделать так, чтобы люди могли получать на них исчерпывающие ответы.
Давно назрело: необходим общественный, независимый экспертный контроль за деятельностью генерирующих, сбытовых компаний и органов власти в части формирования тарифов на ЖКУ, начислений за коммунальные услуги всего, что с этим связано. Нужна общественная организация, фонд, совет или инициативная группа, которая готова стать общественным наблюдателем, народным контролем в сфере ЖКУ, способная требовать от властей и компаний разбираться в спорных моментах, транслируя полученную информацию потребителям. И всё это без личных связей в руководстве органов власти и компаний ЖКХ, полностью независимо и самостоятельно. Не только в интересах юридических лиц и бизнеса, а и ради простых людей, которым тоже приходится терпеть выходки монополистов.
Дмитрий Плюхин
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Строительство лукодрома в Чите профинансируют кредитом на 1,78 млрд рублей
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
Депутаты: «Спасибо ЗабТВ», глава Минздрава края: «ЗабТВ - желтая пресса»