Клуб закрытых тарифов
Руководители края компенсируют «выпадающие» доходы ТГК-14, но никто не объяснит, что это такое.
Первые же холода обнажили всю опасность повышения тарифов на 35% на тепловую энергию для юридических лиц (с 1 июля с.г.). Новые платёжки на тепло вызвали смятение среди предпринимателей малого и иного бизнеса, где цифры увеличились почти в два раза. И бизнес, и бюджетные организации просто в отчаянии. А к январю 2018 года тарифы возрастут на 43%.
Доходы выпали из здравого смысла
Взрыв негодования в предпринимательской среде понять нетрудно. Совсем недавно заботами депутатов Заксобрания края в десять раз были повышены налоги на имущество (чем очень гордился экс-министр финансов края Андрей Кефер, поскольку это, как он сообщил, дало дополнительные доходы в бюджет), а теперь вот ещё один сюрприз.
Бывший руководитель Региональной службы по тарифам, а ныне и.о. министра территориального развития Виктор Паздников был даже вызван в прокуратуру для объяснения, но чувствует себя уверенно и в своих комментариях ссылается на некие «выпадающие» доходы энергетиков, которые надо обязательно компенсировать. Страсть к повышению тарифов у наших руководителей региона столь велика, что, судя по комментариям министров, они с удовольствием бы увеличили тарифы и для населения - да Москва установила строгие рамки. Задействовали бы бюджетные деньги для компенсации «выпадающих» доходов ТГК-14 да Минфин РФ запретил. Крайними остались несчастные юрлица в лице больниц, предприятий малого и иного бизнеса и проч. Прочие юрлица в крае вообще теряют лицо. Десятки школ, например, не могут расплатиться за ЖКХ ещё и по старым тарифам. У них счета арестованы, учителя не могут получить зарплату. А тут новая напасть.
Как говорится, понять – значит простить. Но этого-то и нет. Не только у предпринимателей и руководителей бюджетных организаций, но и у специалистов в области энергетики (автор этих строк опросил многих) нет чёткого ответа на то, что это за зверь такой – «выпадающие доходы». А первый зам. главы правительства региона Александр Кулаков, сам выходец из энергетической компании, вообще высказал возмущение по поводу того, что кто-то вдруг стал возражать. Дескать, необходимость повышения тарифов обсуждалась публично со всеми заинтересованными лицами, никто и слова против не сказал, информация была в открытом доступе на сайте, а вот теперь видите ли, завозмущался народ. Но вот беда: никто из предпринимателей не помнит, чтобы кто-то с ними обсуждал резкое повышение тарифов, а они бы с этим охотно согласились.
Пришлось искать истину на сайте ТГК-14. Нашёл финансовый отчёт за шесть месяцев текущего года. Ожидал встретить там сплошные убытки и выпадающие доходы. Оказалось нечто иное. На 30 июня 2016 года чистая прибыль компании (за вычетом налогов) составила 342 млн. 616 тыс. рублей. Не готов говорить, много это или мало, но по сравнению с прошлым годом прогресс существенный – тогда на ту же дату было 153 млн. 240 тыс. рублей прибыли.
Так в чём же состоят эти пресловутые «выпадающие доходы» предприятия? И почему их должны компенсировать или бюджетными деньгами, или бюджетные организации, или предприятия малого бизнеса, а значит – весь народ (через увеличивающиеся цены)? Вопрос открытый, и если руководители ТГК-14, а с ними и наши руководители края всё это объяснят, то будет хоть и грустно, но хотя бы понятно. Но пока вместо внятных комментариев – сплошной туман.
Что хорошо для ТГК-14…
Когда-то президент американской корпорации «Дженерал моторс» Чарльз Вильсон произнёс сакраментальную фразу: «Что хорошо для «Дженерал моторс» - хорошо для страны». Для энергетика Константина Ильковского (при нём повышались тарифы), энергетика Александра Кулакова и министра Виктора Паздникова, очевидно, приоритет звучит аналогично: «Что хорошо для ТГК-14 – хорошо для всего региона». Неужели на самом деле так? Логика говорит, что далеко не так.
Вот какой должен быть приоритет в деятельности и.о. министра территориального развития Виктора Паздникова? Видимо, способствовать развитию территории, т.е Забайкальского края. В том числе с помощью малого и иного бизнеса, ЖКХ, создания хороших условий для функционирования образования, здравоохранения, культуры и проч. Развивать, а не губить. Тем более что Владимир Путин поставил задачу увеличить долю малого бизнеса в экономике с 20% до 50%. И даже дал поручение правительству раскрывать для общественности механизм формирования энергетических тарифов, организовывать общественные советы по контролю над тарифами и даже вводить представителей общественности в органы, которые занимаются формированием тарифов.
И где же мы видим выполнение этого поручения? Видим другое: руководители нашего края совместно с руководством ТГК-14 создали некий клуб закрытых тарифов, в который никто не допускается, а его постоянные члены делают всё, что хотят - и всё это в интересах одной компании. Для этого и выдумывают всякие понятия вроде «выпадающих доходов». Другим же участникам бизнеса впору искать пристанища где-то в иных регионах.
Замечательная позиция. Сначала развалить экономику региона, а потом ехать в Москву и просить на бедность денег. Такая вот сильная энергия… удушения экономики и населения края. И неудивительно, что при такой позиции у наших руководителей всё время почему-то доходы «выпадают». То из производства и доставки тепла, то из энергетических сетей, то из бюджета. А выход – вот он: карман потребителя. Он все глупости наших кормчих покроет.
Думаю, до поры, до времени.
Владимир Тихомиров