Конфликты в школе: Верный путь их решения

Общество, 08:52, 16 декабря 2016

Они не были плохими или злыми детьми. Они просто оказались непонятыми и незаслуженно забытыми своими учителями. И они, как могли, добивались внимания к себе и к своим уже не детским, но подростковым проблемам… Непонимание между взрослыми и подростками неизбежно привело к конфликту, который сильно отразился и на успеваемости, и на общем рейтинге школы. Конфликты между учителями и школьниками – явление нередкое, если не сказать обыденное. И выйти из спорной ситуации подчас бывает очень и очень непросто.


В одной из забайкальских школ девятиклассники с начала учебного года практически бойкотировали учебный процесс, напряжение между подростками и учителями нарастало день ото дня – ни одного преподавателя дети не воспринимали в качестве авторитета. К декабрю неразрешенный конфликт привел к тому, что пробный экзамен по математике весь класс написал на твердый «неуд».

Администрацией школы было принято решение подключить к работе с классом профессиональных психологов. Заключение специалистов оказалось неутешительным: из-за неправильной политики предыдущего руководства школы, которое на протяжении нескольких лет не обращало внимания на этот конкретный класс, любой учитель стал восприниматься ребятами как враг. При этом личностные качества педагога не имели никакого значение – «если ты учитель, я тебя ненавижу». Уровень педагогической запущенности в данном классе был очень высоким.


К сожалению, это не единичный пример. В СМИ то и дело появляются публикации о затянувшихся или запущенных конфликтах между учениками и учителями, которые в итоге стали предметом разбирательства правоохранительных органов. Нередко дело доходит до суда.

Однако с древних времен существует практика досудебного урегулирования споров – медиация, которую активно используют и сейчас. Если раньше медиация применялась преимущественно в сфере семейных отношений, то сейчас спектр направлений, по которым осуществляется досудебное урегулирование, достаточно широк.

С 2016 года в Забайкальском крае действует Краевая служба школьной медиации. Благодаря усилиям Института развития образования (ИРО) 23 педагога из Читы и районов края прошли профессиональную переподготовку и получили статус медиаторов. Профессиональные медиаторы, вооруженные техниками предотвращения и предупреждения конфликтов, способны помочь разобраться в недопонимании не только между учениками и учителями, но и между родителями и педагогическим коллективом школы.

- Медиация – это альтернатива любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу, - рассказывает старший методист кафедры педагогики ИРО Забайкальского края Роман Нуштаев.

Как объясняет собеседник портала, человек, который выступает тем самым третьим лицом - медиатор - не имеет права принимать решения по спору и не оказывает давление на стороны: он помогает конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в обсуждении спорного момента, найти наиболее приемлемый и жизнеспособный путь разрешения конфликта, которое удовлетворит всех участников спора.

Кроме этого, процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики. Знание основ медиативных техник помогает учителям формировать гармоничные отношения с учениками и выстраивать наиболее эффективную схему взаимодействия с родителями, и напротив, отсутствие знаний – может привести к печальным последствиям.

Кстати, девятиклассники, которые наотрез отказывались воспринимать учителей, после работы с медиаторами пересмотрели свое отношение к педагогам школы и учебному процессу, и уже в феврале на очередном тестировании по математике показали гораздо более высокий уровень подготовки.

При реализации проекта используются средства поддержки, выделенные в качестве гранта на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание».

Краевая служба школьной медиации
Чита, ул. Фрунзе, 1, каб 22. 8 (3022) 41-54-29 (доб. 111)8-964-465-8742
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности