Новиченко: «Забайкалье будет искать себя в новой экономике»
Министр экономического развития – заместитель председателя правительства Забайкальского края Сергей Новиченко всё чаще дарит СМИ информационные поводы, ведь именно от него зависит то, в каком направлении будет развиваться экономика нашего региона в ближайшие годы. В эксклюзивном интервью «Экстре» вице-премьер рассказал о том, как наладил мосты с Москвой и почему в план развития края решено внести создание центра аэрокосмической промышленности.
Полезная встреча
- Ваша кандидатура на пост министра была утверждена в декабре 2016 года после согласования в Минпромторге РФ. Зачем нужна была эта процедура?
- Есть соглашение между регионом и Министерством промышленности и торговли России. Согласно документу кандидаты, предлагаемые к назначению на должность руководителя органа исполнительной власти, отвечающего за промышленную политику региона, должны проходить согласование в министерстве в Москве. Учитывая, что с 1 января 2017 года полномочия в сфере промышленной политики переданы в минэкономразвития края, потребовалось пройти процедуру согласования. Какого-либо экзамена не было, но я встретился с министром Денисом Мантуровым и, главное, смог задать ему ряд вопросов, попросить поддержку. После этого ещё порядка двух часов общался с его заместителями. Теперь это даёт возможность оперативно отрабатывать с Минпромторгом те проблемы, которые у нас есть. Плюс в будущем я пройду стажировку в министерстве, после которой получу возможность проходить в ведомство до уровня заместителей министра без всякой предварительной записи.
- Из-за кризиса многие статьи краевого бюджета на 2017 год были урезаны. Постигла ли такая же участь строку о поддержке бизнеса?
- Направления финансирования мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства за счёт федерального бюджета претерпели существенные изменения. Так, в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» Минэкономразвития РФ определён новый перечень мероприятий, которые будут профинансированы в 2017 году из федерального бюджета. В него вошло субсидирование субъектов и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (микрофинансовых организаций и гарантийных фондов – авт.), а также поддержка молодёжного предпринимательства. При этом финансирование по прямым формам поддержки в 2017 году возможно только в монопрофильных муниципальных образованиях на субсидирование процентов по лизингу оборудования, а также первоначального взноса по подобному договору.
Кроме того, увеличена доля регионального софинансирования с 5% до 7%. На поддержку малого и среднего бизнеса мы получили только 33 миллиона рублей. Для сравнения, в прошлом году было 72 миллиона. Стоит отметить, что 2016 год мы завершили достаточно эффективно - своевременно получили федеральную помощь и также вовремя внесли свою региональную часть, что позволило уже в ноябре передать субсидию бизнесу.
- К слову о поддержке. Во время шумихи с выросшими у предпринимателей платежами за тепло, поставляемое ТГК-14, появилось поручение губернатора края об оказании адресной помощи наиболее пострадавшим предприятиям. Кто-то уже получил эту помощь?
- Сейчас мы занимаемся, так сказать, оценкой масштаба бедствия. Пытаемся понять, кто именно пострадал и в каком объёме. Мы эти данные обобщим, но сразу скажу, что возможность прямого субсидирования появится только в ходе исполнения краевого бюджета. Минфин рассмотрит возможность выделения дополнительных ресурсов. Сегодня обращений к нам напрямую нет. Особенность в том, что многие пострадали не от роста тарифа на 35%, а от изменения методики начисления. По сути, пострадали те, кто поставил приборы учёта, но в доме не оказалось общедомового счётчика. Мы включили в эту работу наших сенаторов, депутатов Госдумы, подготовили письмо в адрес Министерства строительства и ЖКХ. Со дня на день ждём ответ.
Помогут «комсомольские стройки»
- Город Краснокаменск стал территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) летом 2016 года. Появились ли там первые резиденты?
- На сегодняшний день поступила только одна заявка, но наша комиссия её отклонила, так как обратившаяся к нам российская компания по проекту создания лесопромышленного комплекса хотела локализоваться сразу на двух территориях: в Улётовском районе, где они планируют добывать древесину, и в Краснокаменске, где они будут её перерабатывать. По правилам получения статуса резидента ТОСЭР проект должен включать только территорию моногорода. Мы предложили этот бизнес-план разделить на две части, то есть зарегистрировать два юридических лица. Одно пусть занимается сырьём, второе - переработкой. Инвесторы с этим предложением согласились и сейчас прорабатывают заявку. В перспективе, как озвучивалось ранее, остаётся и цементный, и гидрометаллургический заводы. В этом году планируем презентовать Краснокаменск на площадках Российского союза промышленников и предпринимателей. По поручению губернатора Натальи Ждановой необходимо привлечь в 2017-м не менее трёх резидентов.
- Привлечение новых производств в край – дело очень хорошее, но что сейчас происходит с действующими промышленными предприятиями, дайте свою оценку?
- Наши предприятия сегодня по разным причинам переживают непростые времена. Для оказания помощи им мы приняли решение о создании регионального фонда развития промышленности, 70% которого будет формироваться за счёт федеральной помощи. Документы уже находятся на площадке нашего правового управления. Что касается наших оборонных предприятий. Есть у нас определённое ожидание от смены управляющей компании по 103-му Бронетанковому ремонтному заводу. Уралвагонзавод вошёл в корпорацию Ростех, и мы ожидаем, что «103 БТРЗ» получит долгосрочный и полномасштабный оборонзаказ. Сложнее ситуация на «88 ЦАРЗ». Мы это предприятие просматриваем сегодня с точки зрения локализации там сервисного обслуживания техники гражданского назначения. Например, там можно развернуть сервисную станцию по обслуживанию сельскохозяйственной техники.
Наконец, есть определённые надежды по Читинскому машиностроительному заводу. Со старой площадки он переехал и теперь работает на новом месте. Там по-прежнему выпускается компрессорное оборудование, они по-прежнему интегрированы в технологии военного назначения. Особенно отмечу, что сегодня на площадке завода идёт сборка уникальных вездеходов Terranica. Это очень интересный проект, брошюру о котором я лично показывал министру промышленности и торговли России Денису Мантурову. Его наша машина очень заинтересовала, и он даже предложил варианты поддержки, ведь это вездеходы, которые полностью сделаны в Забайкальском крае. Проект разработан нашими предпринимателями, активно продаётся, развивается модельный ряд– от премиум до эконом класса. Наши вездеходы уже есть в Москве и даже за границей. Я знаю, что они активно сотрудничают с Газпромом и Роснефтью. Сейчас мы с заводом проработаем возможности использования федеральной субсидии. Повторюсь, министр промышленности сам предложил эту поддержку.
- Наше издание уже писало о комплексном плане социально-экономического развития Забайкалья, который сегодня разрабатывается в крае с подачи президента страны. В план вошло множество проектов и идей, в том числе и создание центра аэрокосмической промышленности на территории региона. Правда, у многих такие проекты вызывают скепсис. А что вы можете ответить скептикам?
- Этот план нужно рассматривать, как настольную книгу для всех тех, кто живёт в Забайкальском крае. Это живой документ, создание которого не закончится 1 мая, когда будет принято распоряжение правительства РФ об его утверждении. План должен стать основой для новой Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года, документом, находящимся в режиме постоянной актуализации. Потому что постоянно появляются новые институты развития, новые тренды. Мы отдаём себе отчёт, что почти 300 мероприятий, которые есть сегодня в плане, вряд ли в полном объёме попадут в тот документ, который будет утверждён Москвой. Но именно используя, в том числе, этот план, мы должны попытаться выйти на другую экономику края. Сегодня говорят, что мы аграрно-горнорудный край. Нам бы хотелось, что бы всё-таки Забайкалье нашло себя и в других сферах.
Центр аэрокосмической промышленности и другие вещи, которые мы обсуждаем, это попытка найти себя в иной, новой экономике – современной, инновационной. Амурская область тоже до недавнего времени смотрела на пуски ракет только по телевизору, а теперь там есть космодром «Восточный». Сегодня аэрокосмическим центром является Самара, открываются новые заводы. Почему Забайкалье не может быть интегрировано в этот технологический комплекс? Мы начинаем выстраивать взаимодействие с Госкорпорацией Ростех, предлагать Забайкалье как новую территорию для освоения - территорию развития. С точки зрения кадрового потенциала большие возможности даёт государственная программа повышения трудовой мобильности. Нам нужно, во-первых, остановить отток населения края, во-вторых, вернуть людей. А сделать это можно, по большому счёту, только «комсомольскими стройками». И не нужно стесняться таких предложений. Да, сегодня это скепсис, но завтра всё может повернуться иначе. Мы - забайкальцы - должны этим планом жить, а не жить экономикой проблем, в которой сейчас находимся.
- Когда, на ваш взгляд, наш край наконец-то «рванёт» в экономическом смысле этого слова?
- Про «рванёт», конечно, мы сейчас даже не обсуждаем, но ставим задачу по развитию экономики темпами выше среднероссийских. Если комплексный план будет реализован хотя бы на половину от того, что мы задумали, то без сомнения экономический рост будет. Первые пять лет реализации плана – экстенсивный путь развития, но потом он должен стать интенсивным.
Снег ожидается завтра в Забайкалье
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Долговые ухабы на пути развития
Природоохранный прокурор о трагедии в зоопитомнике «Амодово»
Из собачьего кошмара в добрые руки. Как спасали Черныша от собственного хозяина