Пикник на могилах

Общество, 15:55, 24 апреля 2017

25 апреля - Радоница. Нет таких христиан, которые бы не знали, что это за день. Более того, каждый верующий старается на девятый день Пасхи обязательно посетить могилы близких, прибраться и прочитать молитву. Но для некоторых горожан Родительский день превращается в весёлый праздник с пьяным разгулом.

Задобрить умерших

Радоница не имеет церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками ещё задолго до того, как Русь стала христианской, когда в честь умерших предков полагалось устраивать тризны - ритуальные обеды с обильным возлиянием и хороводами. Цель их - задобрить души умерших, снискать их благосклонность, поддержать с ними общение. Для этого на могилах произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой - славяне верили, что принесённая на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.

Эти ритуалы дожили до наших дней – в Родительский день сыты и пьяны все городские бомжи, подбирающие куличи, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные на могилах. Да и для некоторых посетителей православный праздник становится поводом накрыть на могилах целое застолье: а где ещё встретиться с здравствующей роднёй и друзьями? И встречи живых проходят порой с водкой и так шумно, что нередко забывается сам повод, по которому собрались. Хотя по законам церкви поминовение усопших спиртным не допустимо.

Народное отрезвление

Сто лет назад в Чите представители самых разных общественных слоёв входили в состав Комитетов попечительства о народном отрезвлении, и особая роль в этой работе была отведена священнослужителям православной церкви.

В июле 1914 года «Забайкальская новь» сообщала о приезде в Читу «проповедника трезвости» священника уфимской Никольской церкви Иоанна Хохлова, «которому разрешено на всех станциях Сибирской железной дороги чтение лекций-проповедей о борьбе с пьянством». А весной того же года, как раз после Родительского дня, Епископ Забайкальский и Нерчинский Иоанн утвердил программу епархиального съезда духовенства, и, как писала газета, «в программе съезда имеются вопросы о том, какие меры принять к уменьшению пьянства в народе, где и как организовать общества трезвости».

Факт

В Первом антиалкогольном адрес-календаре на 1912 год указано, что к началу 1911 года в Российской империи было 1767 церковных обществ трезвости и в них числилось 498685 человек.

С приходом советской власти нашёлся виновный в народном пьянстве. Им стала церковь. В антирелигиозных докладах говорилось, что «борьба за новый и трезвый быт есть борьба за социалистическое строительство. Религиозные праздники несут особое пьянство, членовредительство, разврат, результатом праздничного веселья всегда являются в последующие дни прогулы и падение трудовой дисциплины на предприятиях».

Тон читинских газет поменялся настолько, что одну из заметок приведём полностью:

На кладбищах

Картинки с натуры

Пикник на могилах28 апреля, в день «поминовения мёртвых», с раннего утра к городским кладбищам со всех сторон города потянулись вереницы народа. Идут сердобольные старушки «помянуть» своих прародителей, идут вдовы с детьми к безвременно погибшему кормильцу, идут и молодые парочки – просто посмотреть. А посмотреть есть на что. По сторонам дороги расположилась правильными рядами нищая братия; их папахи постепенно наполняются «кутьёй» и яичками. По выражению их лиц можно судить, что на сегодня успех их обеспечен. А вот и «город мёртвых». Со всех сторон слышится заунывное пение: «Со святыми упокой». Священников берут нарасхват, их много, некоторые «работают» без «помощников» и гундосят одни. В стороне у дороги «тёплая компания» - человек восемь усердно поминают родителей. Крепко ещё сидит дурман религии в народе и традиционные поминки.

«Забайкальский рабочий», №99, 1 мая 1925 г.

Отголоски времён научного атеизма

- День поминовения усопших в Чите превращается в городской праздник со всеми надлежащими атрибутами массовых гуляний. Здесь вам и большое скопление людей, и «праздничное» настроение у большинства, и усиленные наряды ДПС, и «скорая помощь», и пьяные драки, - соглашается со мной отец Павел, настоятель Иоанно-Предтеченского храма. – И это всё не только языческая традиция, но и отголоски времён научного атеизма, когда люди знали, что идти к месту захоронения надо, но что делать на кладбище, они, отученные от церкви, не понимали.

По словам священника, Радоница внесла новый смысл в традицию поминовения усопших. В это день христиане приходят на кладбище разделить со своими усопшими близкими радость о Воскресении Христовом. Поэтому, прежде чем посетить кладбище, утром этого дня или накануне вечером надо идти в храм на богослужение, молясь об упокоении души за литургией или панихидой.

В последние годы возрождается обычай посещения священниками кладбищ в родительские дни. Поэтому, если есть такая возможность, можно пригласить священника для совершения литии, то есть краткого заупокойного молебна, у могилы дорогого человека. Кстати, ставить свечи нужно перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.

Пикник на могилах

- Поминовение, превращенное в пикник, по сути, является оскорблением усопших. Кладбище - это исключительно чистое святое место. Если вы православный человек, не оскорбляйте память почивших близких. Ни в коем случае не берите с собой спиртное на кладбище и, тем более, не распивайте его над усопшими. Более того, некоторые ещё и оставляют за собой мусор, и кладбище превращается в место, где ветер раздувает пластиковые пакеты. Эти грязные пакеты на крестах - печальное зрелище. Находятся те, кто вставляет в могильный холм сигарету и поджигает, потому что покойный любил курить. Это и суеверие, да и до пожара недалеко, - добавляет настоятель храма.

Пикник на могилахПротоиерей Павел Матвеев, настоятель Иоанно-Предтеченского храма, г. Чита: Водки нашим усопшим братьям и сёстрам не нужно.

Пикник на могилах

Для многих из нас обязательным ритуалом в этот день является приобретение искусственных цветов. Центральный вход городского кладбища напоминает цветочную ярмарку с неживым товаром.

- Украшение могилы искусственными цветами бессмысленно. Этот обычай - продукт советского времени. Храмы во время больших праздников украшаются только живыми цветами. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами, которые ещё со времён неандертальцев символизируют веру в воскресение из мёртвых. Не засоряйте кладбища венками, лучше отдайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Мёртвым нужны только добрые дела в память о них и молитвы, а не бесцельная трата денег, - поясняет отец Павел.

… Завершится Родительский день. Ветер принесёт на могилы дорогих людей грязные обёртки, старые бумажные цветы. Вороны будут расклёвывать пасхальные яйца. Бомжи по-хозяйски опрокинут оставленные стопки. Вам это надо?

Использованы материалы старых читинских газет, сохранившихся в Государственном архиве Забайкальского края

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности