Хранители и собиратели

Общество, 08:30, 9 июня 2017

Так совпало, что мы встретились именно 1 июня. Оказывается, для архивистов это важная дата - 99 лет назад, 1 июня 1918 года, был принят так называемый «ленинский декрет» «О реорганизации и централизации архивного дела». «Именно этот декрет заложил основу государственных архивов для сбора документов из ведомств и централизованного их хранения», - уверена моя собеседница - начальник отдела архивного дела министерства культуры Забайкальского края Наталья Щапова. А 9 июня 1948 был образован Международный Совет архивов, и вот уже 10 лет архивные работники всего мира отмечают этот день как профессиональный праздник.

Резервуар памяти

- Наталья Сергеевна, сколько лет краевому Государственному архиву, сколько в нём документов и какой самый ранний?

- В 1923 году было образовано Забайкальское губернское архивное бюро исполнительного комитета Забайкальского губернского Совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов, при нём - архивы Октябрьской революции и исторический. Так что в следующем году наш госархив отметит своё 95-летие. Сейчас в нём хранится 1 миллион 200 тысяч дел. Самый ранний документ датируется 1682 годом. Это списки прибывших в Забайкалье казаков. Все документы, хранимые нами, особо ценные. Уникальных, как, например, «Повесть временных лет», среди них, конечно, нет.

- Каковы условия их хранения?

- Нормативные. Государственный архив располагается в Чите в двух специализированных зданиях на улицах Бутина, 55 и 9-го Января, 62. Третье современное здание - это филиал архива в посёлке Агинское. В них, безусловно, соблюдаются и световой, и температурно-влажностный, и охранный режимы.

- Как хранятся засекреченные документы, и как они рассекречиваются?

- Для таких документов созданы особые условия в специальном режимном помещении. Секретные документы условно можно разделить на две части. Это дела, засекреченные компартией, когда она была правящей, - на сегодняшний день они должны быть рассекречены по 1986 год включительно. И дела, переданные на хранение ныне действующими организациями, - по ним организации принимают решения сами.

- Есть ли документы по репрессиям?

- Совсем немного - списки раскулаченных, лишённых родительских прав, исключённых из партии. Такими документами занимались определённые органы, они хранятся в архивах этих ведомств.

- Хранятся ли в госархиве фотографии, карты, открытки, пластинки?

- Фотофонд у нас есть, а вот пластинки - нет: мы храним документы на бумаге. Карт много, в том числе дореволюционных, например, карты небольших золотосодержащих участков. Есть и открытки - в составе личных фондов, которыми архив стал комплектоваться не очень давно. В первую очередь мы храним документы организаций и учреждений, благодаря которым можно изучать историю нашего края.

- Кто может получить доступ к работе с архивными документами? Платная ли эта услуга?

- К открытым документам доступ возможен для всех. Обычному гражданину надо прийти и написать заявление, указав в нём, что его интересует и для каких целей. Если здесь есть интерес какого-то предприятия или организации, то необходимо отношение от их руководства.

За работу в читальном зале оплата не нужна. Запросы, связанные с защитой социальных прав, особенно это касается пенсионного обеспечения, исполняются нами бесплатно. Но, например, за исполнение тематических запросов или связанных с имущественным интересом, придётся заплатить. Для этого есть прейскурант на платные работы и услуги, выполняемые нашими сотрудниками. Фотосъёмка приравнена к ксерокопированию и тоже выполняется за определенную плату.

Держаться корней

- Кто ваши посетители?

- Число посетителей постоянно растёт: в целом это учёные-историки и краеведы. В последние годы возрос поток студентов, занимающихся поисковой работой. Программа Первого канала «Моя родословная» многих заинтересовала изучением своих семейных корней, и нам пришлось пережить массовый наплыв посетителей-«родоведов». Сейчас наш базовый фонд, с которого надо начинать поиск, закрыт для пользователей, так как за два года часть дел стала приходить в негодность. Документ изнашивается при частном использовании, а у нас на первом месте - обеспечение сохранности.

- Приезжают ли к вам из других регионов?

- Конечно, и даже из других стран. Американцы, венгры, французы изучают историю России в нашем архиве. Приезжают иностранцы и в поисках предков, и в поисках имущества. Были у нас, например, датчане - потомки читинца, до революции торговавшего в нашем городе табачными изделиями. На нынешней улице Анохина сохранилось здание его бывшего «офиса», а на углу улиц Чкалова и 9-го Января дом, причём в отличном состоянии. Учитывая, что их предок лишился имущества и был обижен на советскую власть, гостям из Дании очень хотелось вернуть недвижимость. Чего, естественно, наше законодательство делать не позволяет.

- Сегодня архивы России осуществляют перевод бумажных документов в электронный вид…

- И мы ведем эту работу - купили большой сканер, кстати, дорогостоящий - за 1 миллион 800 тысяч рублей. Конечно, преимущество использования оцифрованных документов, очевидно. Это и обеспечение сохранности, и удалённый доступ, и простота предоставления информации. Но работа эта идёт очень медленно.

Есть документы, которые сброшюрованы так, что даже самой современной техникой получить текст полностью не удаётся. То есть приходится их расшивать, чего очень не любят ни документы, ни архивисты.

Кроме того, для оцифрованных документов тоже нужно хранилище, которое быстро заполняется. Хранить диски дорого, они подлежат постоянной перезаписи, так как программный продукт быстро устаревает, его приходится менять.

В среднем мы сканируем 150 листов в день, за год - десятки тысяч листов, в итоге на сегодня оцифровано 154 дела. Доступ к оцифрованным документам архив обеспечить не может, так как хранилище не позволяет нам иметь рабочую копию. Понятно, что у нас и с финансированием не очень весело, и мы не можем наращивать темпы оцифровки. В сеть документы не выкладываем, так как мощности не позволяют, и вопрос с оплатой не решён. Себестоимость оцифровки очень высока, а между тем в сети немало различных «родословных обществ», которые, пользуясь бесплатной архивной информацией, на ней зарабатывают. Но эта проблема сейчас решается.

- Наталья Сергеевна, архивы в представлении людей - склад документов…

- а мы - такие вечные хранители, в пыли и преклонном возрасте? (смеётся - авт.). На самом деле - архив не просто пассивный хранитель документов. Он - активный собиратель. Ежегодно Государственный архив Забайкальского края принимает 3 тысячи дел. Да, мы благодарны нашим предшественникам, которые документы сохранили, но наша задача - не только в том, чтобы имеющееся сберечь, а и «укомплектоваться» современной историей, чтобы потомки могли о нашем времени судить разносторонне.

Для этого архив определяет организации, которые будут источниками комплектования. Опыт использования архивных документов позволяет точно знать, какие будут востребованы, какие нужно восполнить. А не хватает нам документов мемуарного характера, и мы заинтересованы фондами личного происхождения и выявляем людей, хранящих ценные бумаги. Поэтому мы и обращаемся к жителям края: пополняйте архивы - один из важнейших резервуаров памяти человечества.

Кстати

В переводе с латыни термин «archivum» означает «присутственное место». Вообще же архивом называют учреждение или подразделение какой-либо организации, где осуществляется хранение и учёт архивных документов. В более широком понимании «архив» - это собрание письменных памятников, принадлежащих к деятельности определенного лица или учреждения. В России указанный термин впервые появился в отечественном законодательстве во времена правления императора Петра I. Хранение же и учет письменной документации велся в нашей стране еще задолго до этого.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности