Наказание без преступления
Летом 2016 года заголовки многих забайкальских СМИ запестрили сообщениями о том, что два высокопоставленных полицейских в Чите задержаны по подозрению в получении взяток от сутенёра. Правда, о столь «громком» деле все очень быстро забыли, потому что никакой новой информации следствие с тех пор в информационное пространство не выбрасывало - ни тебе приговора суда, ни какого-либо ещё продолжения истории. «Экстра» узнала, почему так произошло. Один из участников тех событий - бывший начальник Ингодинского отдела полиции города Читы Роман Банщиков - в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал, как всё было на самом деле.
Пустые протоколы
- Тогда, 10 августа 2016 года, появились сообщения, что вас задержали в служебном кабинете, где сразу и провели обыск. Для вас это было неожиданностью?
- Это неправда. Утром 10 августа следователи пришли ко мне домой, где я проживал с семьёй. Тут же предъявили постановление об обыске, чему я был крайне удивлён, но никакие препоны следствию чинить не стал, сам столько лет проработал в правоохранительных органах (Роман Банщиков начал работу в милиции в 1992 году, отдел полиции «Ингодинский» возглавил в 2011-м - ред.), понимаю, что всякое бывает. Но вот что именно у меня хотели найти - это большая загадка. Никто не мог мне вразумительно объяснить, что происходит. Когда обыск закончили, протокол был абсолютно пустой.
Потом поехали в отдел, на работу, в кабинете всё обыскали - к делу добавился ещё один пустой протокол. Оттуда мы отправились в следственный комитет, где мне предъявили постановление о возбуждении уголовного дела в отношении меня и заместителя начальника отдела полиции «Железнодорожный» Алексея Чебунина. Он, кстати, в тот момент был в отпуске и явился в комитет сам после звонка следователя. Суть обвинения была в том, что якобы мы за деньги оказывали покровительство лидеру преступной группы, организовавшей деятельность салона по оказанию интимных услуг. Это был настоящий шок, какое-то вакуумное состояние.
- Насколько мы помним, обвинение строилось как раз на показаниях одного из так называемых сутенёров, которого с подельниками задержали в апреле того же года в Чите. Какие-то ещё доказательства вины вам предъявили?
- В тот же день меня допросили, позиция моя следствие не устроила. На самом деле, я и не знал, о чём именно идёт речь, ведь с делом меня никто не знакомил. Всю информацию, которой я владел, получил только из документа о возбуждении уголовного дела и во время очной ставки с тем самым человеком, который по нашему делу проходил свидетелем. После этого нас задержали, а чуть позже суд принял решение об аресте. Меня поместили в следственный изолятор. Это нонсенс.
- Что именно?
- То, как сработало следствие. Уголовное дело было возбуждено 9 августа, 10 августа нас задержали, а 11-го уже арестовали. Никаких предварительных мероприятий по проверке версий следствия проведено не было, показания «свидетеля» также никто не проверил. Самое печальное, что больше никаких следственных действий за всё то время, что я был в СИЗО, со мной не проводилось, вплоть до того момента, пока меня не выпустили.

Кадр оперативной съёмки задержания проституток и сутенёров в Чите
На пенсию
- Сколько времени вы провели в заключении? Прекращено ли в отношении вас уголовное преследование?
- В СИЗО я пробыл 8 месяцев. За это время дело по 290-й статье, которую нам вменяли, прекратили на стадии следствия, так как причастность меня и Чебунина к указанным в деле обстоятельствам не была установлена. Проще говоря, следователи во всём разобрались, но, конечно, осадок остался. Да, передо мной извинились, но вся эта ситуация выходит за рамки моего понимания.
- В то время сообщалось также, что краевое УМВД проводило в отношении вас служебную проверку. Чем она закончилась?
- Я не знаю, с материалами проверки меня не знакомили, но знаю, что основана она была на первоначальных материалах уголовного дела. Во время всей этой истории из органов внутренних дел я уволился по собственному желанию и сейчас нахожусь на пенсии по выслуге лет.
- То есть все звания и регалии сохранились?
- Да, мы остались чисты перед собой и перед законом (показывает удостоверение полковника полиции в отставке). Алексей Чебунин также сейчас свободен и находится на пенсии.
- Не думали вернуться на работу в органы, ведь ей вы отдали больше 20 лет жизни?
- Нет, работать в этой системе я больше не намерен. Скажите, как работать с людьми, которые тебе не верят? У меня семья, дети, буду искать себя в другой сфере деятельности.
- Вы думали о том, как это получилось и кто за всем этим стоит?
- Даже и не хочу об этом думать. Оставлю вопрос без комментариев.
Экстра-справка По данным следствия, озвученным в августе 2016 года, Роман Банщиков и Алексей Чебунин, а также ещё один сотрудник правоохранительных органов подозревались в том, что в 2008-2009 годах, являясь сотрудниками милиции, за взятки оказывали покровительство жителю Читы, организовавшему работу преступной группы, ведущей бизнес по оказанию интимных услуг. Подозреваемые якобы получили от сутенёра в качестве взяток не менее 300 тысяч рублей. За это, по версии следователей, милиционеры должны были предупреждать своих компаньонов о намечающихся милицейских рейдах по линии проституции или содействовать освобождению задержанных проституток и водителей. На допросе начальник Ингодинского отдела полиции и его коллега из Железнодорожного отдела предъявленных обвинений не признали, а факт получения денежных средств категорически отвергли. |
Адвокат Иван Черкашин:
«На мой взгляд, не было никаких оснований, чтобы поместить Романа Банщикова в следственный изолятор. За всё время, что он пробыл в СИЗО, следственные действия с ним фактически выполнялись дважды, в начале и в конце этого расследования. Зачем тогда ему - отцу троих детей - нужно было по чьей-то прихоти находиться в заключении? Мне это до сих пор непонятно. Тем более что дело о взяточничестве в итоге было прекращено за отсутствием состава преступления. Эта история очень показательна тем, что сегодня любого человека, даже полковника полиции могут взять и выдернуть из его привычной жизни, посадить в камеру, фактически лишить работы. А что говорить о простых гражданах?»
Статья опубликована в газете «Экстра» №23 от 7 июня 2017 года
Росгвардейцы предотвратили пожар в охраняемой квартире
Охранная грамота Байкала
Один из старейших танцевальных клубов Читы отметил юбилей
В Думе — редкая рокировка
Снег ожидается завтра в Забайкалье