Дракон в статском мундире
Сказочный дракон, у которого вместо одной отрубленной головы появляется сразу две или три, приобретает реальное воплощение в нашей российской бюрократии.
Не дальше своего кармана
Ну, тема не нова, но что поделаешь, если жизнь всё время преподносит прецеденты, которые заставляют задуматься о полезности нашей громадной чиновничьей массы. Вот недавно депутаты Красноярского края, прежде чем уйти в отпуск, с лёгким сердцем повысили себе жалование вдвое – до 200 тыс. рублей в месяц при средней зарплате в крае 39 тыс. рублей. Растёт зарплата и у федеральных госслужащих.
Другой пример. Владимир Путин, будучи в Екатеринбурге, прочитал тамошнему губернатору письмо рабочих Нижнетагильского завода, которым не платили зарплату многие месяцы, а владельцы предприятия цинично заявляли: «Пока президент не попросит, денег не получите». Президент попросил. Деньги тут же нашлись. Можно подумать, что губернатор со своей огромной командой, сидя в регионе, ничего о ситуации не знал. Или не хотел знать, поскольку проблемы людей у региональной власти где-то на десятом месте.
Таких примеров – огромное количество. Бюрократия на местах, похоже, занята своими собственными делами, хотя плодится из года в год повсеместно. Даже нынешний глава центра стратегических разработок Алексей Кудрин предложил к 2024 году сократить численность госаппарата и расходы на него на треть. С трудом верится. Давайте вспомним: о необходимости сокращения чиновничества в стране говорится на всех уровнях уже два десятка лет, как-то даже объявляли антибюрократическую революцию. Что в итоге? С 2000 по 2014 год, по данным Росстата, количество госслужащих с 7,9 подскочило до 15,4 человека на 1000 жителей страны. К началу 2017 года в России насчитывалось 1,4 млн. только госчиновников (не считая муниципальных служащих). Если в 2000 году в нашей области в органах государственной власти и местного самоуправления работало 10776 человек (что значительно больше, чем в 90-е годы), то теперь как минимум в три раза больше. В то время численность государственных гражданских служащих в органах власти была чуть больше 600 человек. Сейчас же – более 1800 человек. В администрации губернатора работает 123 госчиновника, ещё 40 – в администрации Агинского Бурятского округа. Да департамент управления делами губернатора насчитывает 41 чиновника (просьба не путать их со слесарями-сантехниками, кладовщиками, шофёрами, уборщицами и проч.).
А как идут дела в крае – известно: сплошные провалы в социально-экономической сфере, бедных всё больше, чем 10 лет назад. Региональная бюрократия на этом фоне может только ещё более урезать льготы самым нуждающимся жителям края. Бюджет у нас ущербный, сам край зарабатывает на жизнь мало, всё больше надеется на помощь федерального центра – зато в Министерстве финансов Забайкальского края без устали трудится 116 госчиновников. Социальная защита населения в крае всё хуже – а вот в краевом Министерстве социальной защиты работает 90 государственных служащих. Учителям школ нередко задерживают зарплату, вынуждают их идти на акции протеста, но в Министерстве образования, науки и молодёжной политики края трудится 71 госчиновник. Они свою высокую зарплату получают исправно. Или: все знают, какое браконьерство процветает в наших лесах, сколько леса сгорает ежегодно в пожарах, а в Государственной лесной службе Забайкалья, оказывается, функционируют 138 госчиновников, не считая прочих работников. А вот простых лесничих огромный дефицит. Даже в Департаменте записи актов гражданского состояния края, где раньше было несколько работников, трудится сегодня 87 госчиновников.
Странную ситуацию мы наблюдаем в сельском хозяйстве нашего края. У нас в этой отрасли почти 90% всей продукции производится в частном секторе. А вот в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия без устали трудится 63 государственных служащих. Видимо, столько же (если не больше) и обслуживающего персонала: машинистки, секретарши, шофера, уборщицы и т.д. Что делают, чем озабочены чиновники от сельхозпроизводства – загадка. То и дело подсчитывают убытки да выступают с заявлениями о будущем возрождении стада овец и крупного рогатого скота.
Красиво жить не запретишь
Недавно глава Счётной палаты РФ Татьяна Голикова сообщила, что число бедных в России в первом квартале 2017 года выросло на 2 млн. человек. То есть сейчас 22 млн. жителей РФ – 15% от всего населения – имеют доход ниже прожиточного уровня. У нас в крае, как известно, в таком состоянии находится каждый пятый житель (234 тыс. человек, 21,7% от количества жителей региона – данные Забайкалкрайстата). Власть расписалась в бессилии. Всё что она сегодня может – это рассказывать красивые сказки про планы до 2030 года, убаюкивать людей. Не зря президент как-то в сердцах публично высказался: «Мне приходится просто реально с дубиной стоять, чтобы в регионах повышение зарплат обеспечивали». Но, похоже, у нас в крае и президентская дубина не помогает.
Конечно, чиновник во все времена был дорогим изобретением государства. И всё же… В царское время в России было 1-2 чиновника на 1000 граждан – почувствуйте разницу. В советский период партийная бюрократия соблюдала хотя бы внешние приличия: в зарплате, например, того шокирующего разрыва со «средним трудящимся», как сейчас, не было. Сегодня первые лица субъектов федерации, даже некоторых муниципалитетов, в том числе в нашем бедном регионе, получают по несколько сот тысяч рублей. И наша исполнительная власть, и законодатели ничего не стесняются – что им до общественного мнения! Много разговоров идёт о критериях оценки государственных служащих в зависимости от реальных результатов их деятельности и привязки этих результатов к денежному вознаграждению. Но на практике это остаётся не реализованным и дальше разговоров не идёт.
Что мы видим в реальности? Экономика региона падает, жизненный уровень людей не только не повышается, но ухудшается, а безработица в крае остаётся высокой. При этом чиновники разводят в бессилии руками и всё что могут – это выпрашивать субсидии и субвенции у федеральной власти да лишать льгот бедное население края. Но премии и матпомощь им регулярно начисляются. Это тебе не на производстве: плохо работаешь – никаких премий! Здесь всё стабильно и предсказуемо – провал провалом, а премия по расписанию.
В общем, пока многоголового дракона в статском мундире в стране победить не удастся – перемен к лучшему не жди. Если повезёт и дозвонишься по прямой линии до президента страны – проблему можешь решить. Как, например, погорелица Наталья Калинина. Нет – не обессудь. Хватит ли на всех усилий одного президента?
Новые условия дальневосточной ипотеки
«Под прицелом ZAB.RU»: Чем запомнилась прошедшая неделя в Забайкалье
Прокуратура выявила сотни нарушений в нацпроектах по регионам России
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
На скамье подсудимых те же: Попова, Гуцул, Цыренжапов, Мельников