«Недоступная» справедливость
В августе Восточно-Сибирский окружной военный суд начал рассмотрение громкого уголовного дела в отношении экс-директора ОАО «Центральный автомобильный ремонтный завод» (88 ЦАРЗ) Андрея Яковлева, которому вменяется ряд статей по экономическим преступлениям. Напомним, что двумя месяцами ранее служители Фемиды уже вынесли приговор главному бухгалтеру вышеупомянутого предприятия Сергею Гулевичу, якобы занимавшемуся махинациями в тандеме со своим работодателем – он получил условное наказание, так как являлся досудебщиком.
«Ускоренное» возмездие
Следователи собирали доказательства на бывшего руководителя «88 ЦАРЗ» (производственный объект находится в ведении Минобороны РФ – авт.) Яковлева около двух лет. Часть этого времени обвиняемый провёл под стражей в СИЗО, а часть – под домашним арестом. Сначала на ознакомление с материалами уголовного дела ему отвели лишь 280 часов, за которые он должен был досконально изучить 150 томов уголовного дела, а это примерно 50 тысяч листов. При таком положении дел экс-директору автозавода пришлось бы читать в минуту три с половиной листа, что физически невозможно (во время пребывания в камере следственного изолятора в день на это занятие ему отводилось всего пара часов – авт.). К счастью, усилиями адвокатов данную проблему удалось решить – суд проявил благоразумие. Однако на этом бюрократическая машина не успокоилась: обвиняемому, находящемуся под стражей, стали запрещать контактировать с защитниками. Благо и эту вопиющую несправедливость юристам впоследствии посчастливилось побороть.
Отметим, что давление со стороны обвинения не закончилось и в рамках судебного разбирательства. По данным источника «Экстры», знакомого с ситуацией, заседания в стенах здания правосудия по этому делу проходят сейчас в ускоренном режиме, что доставляет Яковлеву и его защитникам ряд неудобств.
– На мой взгляд, такая спешность вызвана в первую очередь тем, чтобы не дать подсудимому и его юристам выработать чёткую позицию защиты. Причина – данное уголовное дело, судя по всему, имеет заказной характер. Возможно, недоброжелатели Андрея Геннадьевича, позавидовавшие его успехам, решили пустить предприятие под откос. И это, надо сказать, им удалось сделать. Сейчас автозавод вовсе не функционирует, он находится на грани гибели. При этом их конечная цель: упрятать Яковлева, который некогда зарекомендовал себя как профессиональный руководитель, за решётку. Однако необходимой доказательной базы у следствия, при помощи которой бы можно было достичь такого результата, нет. Хотя в нашей стране возможно всё. И тому есть множество примеров, – поделился собеседник издания.
Давили на свидетелей?
Сейчас в Восточно-Сибирском окружном военном суде идёт допрос свидетелей. Всего их проходит по делу около ста человек. В день впопыхах опрашивается по одному, а то и по несколько граждан. Примечательно, что некоторые из них, в частности, бывшие работники ОАО «Центральный автомобильный ремонтный завод», кто на этапе следствия давал обвинительные показания в отношении подсудимого, кардинально меняют свою позицию.
– Уже трое свидетелей по делу экс-директора «88 ЦАРЗ» отказались от данных на этапе предварительного следствия показаний. Так, один из них сообщил в суде, что следователем на него оказывалось давление, поэтому данные ранее показания неверны. От показаний, данных на этапе следствия, по этой причине свидетель отказался. Двое же других свидетелей отказались в суде от данных следователю показаний, заявив, что следователем абсолютно неверно изложены обстоятельства дела, о которых рассказал свидетель, и в действительности всё было так, как говорит экс-директор завода Яковлев, – поведал источник. Он добавил, что показания свидетелей опровергали предъявленные подсудимому обвинения в части заключения фиктивных договоров на покупку топлива и автозапчастей.
Поясним, что при допросах на этапе предварительного следствия свидетели предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Однако, согласно одному из примечаний к данной статье, «свидетель освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно в ходе судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявил о ложности данных им показаний». По этой причине какие-либо санкции за то, что на предварительном следствии сказана неправда, свидетелям, сказавшим правду в суде, грозить не будут.
Напомним, что экс-руководителя «88 ЦАРЗ» Андрея Яковлева военное следствие задержало в ноябре 2015 года. В отношении него была выдвинута целая серия обвинений. При этом общая сумма ущерба, нанесённая государству в результате якобы противоправной деятельности подозреваемого, изначально составляла свыше 1 миллиарда рублей. Спустя некоторое время, эта цифра кратно снизилась, а формулировка отдельных уголовных статей претерпела значительные изменения.
В частности, как ранее сообщала «Экстра», похищенный обвиняемым «миллиард» стал равен нулю. Такое снижение произошло благодаря вынесенному в сентябре 2016 года Забайкальским арбитражным судом первой инстанции решению, которое доказывало тот факт, что данные денежные средства Яковлев тратил исключительно на нужды предприятия, а не клал себе в карман. Суд апелляционной инстанции вынес аналогичное решение. После этого следователи стали оперировать иными суммами, вырванными из других уголовных эпизодов, в том числе связанных с заключением фиктивных договоров на покупку топлива, по которым имеются решения арбитражного суда, подтверждающие, что топливо поставлено и использовано. В этой связи Андрею Яковлеву предъявлен новый иск на 200 миллионов рублей.
27 марта 2017 года суд постановил освободить подозреваемого из СИЗО и поместить под домашний арест. Основанием в данном случае, по мнению суда, послужило то, что Яковлев, выйдя на свободу, не станет оказывать влияние на свидетелей. Сейчас экс-управляющий автозавода передвигается с электронным браслетом, который закреплён у него на ноге. Чтобы исключить негативные последствия ложного срабатывания устройства, Яковлев с помощью адвокатов специально приобрёл устройство непрерывной видеофиксации с большим объёмом памяти и установил его над входной дверью своей квартиры. Видеокамера производит запись 24 часа в сутки. Эта мера даёт ему гарантию на случай, если в работе браслета произойдёт сбой.
Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»