«Недоразумение» или коррупция?
28 ноября в Хабаровске по подозрению в совершении коррупционных преступлений был задержан и доставлен в Читу бывший министр здравоохранения Забайкалья Михаил Лазуткин, который в свою бытность на данном посту снискал дурную славу у населения нашего региона, благодаря продвижению непопулярных реформ в медицинской сфере. Это, заметим, уже второй крупный арест ставленников экс-губернатора края Константина Ильковского: в декабре 2016-го за получение «откатов» правоохранители задержали бывших высокопоставленных чиновников, работавших в «Службе единого заказчика». Примечательно, что история с Лазуткиным в отличие от вышеупомянутого факта, была изначально предана большей общественной огласке по инициативе самих же сотрудников правопорядка.
Взятки на болезнях
О задержании экс-министра здравоохранения, которого у нас в крае, мягко говоря, многие недолюбливали, официально стало известно в короткий срок. На этом фоне даже представители регионального УМВД со своими коллегами из следственного комитета организовали экстренную пресс-конференцию для журналистов с целью донести информацию о возможных прегрешениях бывшего чиновника до населения региона, да что там региона – всей страны. В ходе мероприятия правоохранители не скупились на детали: они в подробностях рассказали о том, с кем, по версии правоохранителей, Лазуткин реализовывал коррупционные схемы, сколько получил незаконной прибыли от афёр и так далее. В довесок ко всему в этот же день сотрудники правопорядка предоставили СМИ видеозаписи, на которых был запечатлён момент задержания бывшего чиновника с последующим обыском в его квартире.
Поясним, что подобные сведения в рамках столь громких уголовных дел в Забайкалье, как показывает практика, редко становятся всеобщим достоянием, особенно на начальных стадиях. Так, в большинстве аналогичных случаев журналистам самим приходится «докапываться» до истины. Здесь же всё произошло с точностью до наоборот. Одна из возможных причин такой открытости может заключаться в том, что нынешний глава краевого УМВД Александр Щеглов взял курс на плотное взаимодействие со СМИ. Об этом он, кстати, неоднократно заявлял на своей первой пресс-конференции. Другая предположительная причина – это банальная демонстрация заслуг в свете процесса всесторонней борьбы с коррупцией в стране.
СК РФ по Забайкальскому краю возбудило уголовное дело в отношении Михаила Лазуткина по статье «Получение взятки, совершённое группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере». По данному делу также проходят бывший подчинённый подозреваемого – экс-директор Центра материально-технического обеспечения (ЦМТО) министерства здравоохранения региона Дмитрий Ванюрский, и трое руководителей фирм (им инкриминируется дача взятки, либо посредничество, в отношении двух из них уже избрана мера пресечения в виде заключения под стражу – авт.), занимающихся поставкой медтехники.
Сыщики подозревают Лазуткина в организации схемы незаконного обогащения при поставке высокотехнологичного медицинского оборудования. По версии оперативников, Лазуткин и Ванюрский договорились о сотрудничестве с руководителями московских фирм: за незаконное денежное вознаграждение они обеспечивали победу этих коммерческих структур в аукционах на поставку медтехники в учреждения края. Коррупционное действо разворачивалось в период с 2014-го по 2015 годы. Только по одному эпизоду поставки томографа ущерб составляет порядка 15 млн рублей. Предварительно известно, что приобретён аппарат был за 32 млн рублей, а возможность его покупки была за 16 млн рублей. За это в виде взяток через посредников злоумышленниками, по версии следствия, были получены средства в размере около 6 миллионов рублей. Всего же, по предварительной версии, Лазуткин почти за 2 года своей криминальной деятельности получил «откатов» на общую сумму свыше 15 млн рублей, а его подельник Ванюрский - на 1,6 млн рублей.
«Дело политизировано»
Руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел регионального следственного управления СКР Сергей Хомутов 29 ноября выступил в Ингодинском районном суде Читы с ходатайством об избрании в отношении экс-министра меры пресечения в виде заключения под стражу. Хомутов заявил, что обвиняемый Лазуткин, оставаясь на свободе, может скрыться, в том числе за границу, либо оказать давление на свидетелей и других участников дела с целью сокрытия следов совершённых преступлений.
– Мною заявлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Лазуткин обвиняется в совершении двух особо тяжких коррупционных преступлений, а именно – в получении двух взяток в особо крупном размере (это вышеупомянутый эпизод с томографом и ещё один факт, подробности по которому сейчас не разглашаются – авт.). По версии следствия, общая сумма взяток составляет 15 млн 700 тыс. рублей. Ходатайство заявлено мною, поскольку за совершение данных преступлений предусмотрено наказание от 8 до 15 лет лишения свободы. Взятки брались по разработанной многоступенчатой схеме с соблюдением конспирации. Я считаю, что Лазуткин, опасаясь наказания за содеянное, может оказывать давление на свидетелей, которые являются его коллегами по работе. Плюс ещё не задержаны все лица, которые участвовали в этой преступной схеме. Также он может препятствовать иным способом производству по уголовному делу, – поделился Сергей Хомутов.
В итоге, служители Фемиды удовлетворили ходатайство следователя и заключили бывшего чиновника в СИЗО на два месяца. Не исключается, что за это время могут вскрыться новые факты противозаконной деятельности злоумышленника. В свою очередь, адвокат обвиняемого Денис Курочкин – в недавнем прошлом он, кстати, занимал должность прокурора Карымского района Забайкалья – заявил, что его подзащитный стал жертвой оговора, в связи с этим решение Ингодинского районного суда будет обжаловано в вышестоящей инстанции. Сам Лазуткин к этому добавил, что возбужденное уголовное дело в отношении него политизировано: «Нужно бороться, шаг за шагом очищаться от грязи, которая налипла. Я очищусь, нужно время. Я столкнулся с системой, оказавшись за решёткой. Можно написать любую справку, потом сделать обвинение. Можно факту любому дать разную оценку, я просто поражён». Стоит отметить, что в ходе минувшего судебного заседания обвиняемый держался невозмутимо, ничего в его голосе не выдавало волнения, он лишь периодически закрывал своё лицо от объектива видеокамер телевизионщиков листом бумаги.
Интересный факт: ещё в апреле 2015 года эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье» указывали на нарушения при закупке дорогостоящих томографов в Забайкалье, которые сейчас и вылились в коррупционный скандал. Например, из официального пресс-релиза организации следовало, что «первый контракт был заключён 13 октября 2014 года на закупку двух 32-срезовых томографов, каждый стоимостью 26 млн 865 тыс. рублей. Параметры технического задания могут свидетельствовать о том, что данная закупка подводилась под конкретную фирму-производителя. Техническое задание было составлено таким образом, что в закупке не могли участвовать российские производители этой медицинской техники, что противоречит установке на импортозамещение. Кроме того, за средства, потраченные на покупку этих томографов, можно было бы купить аппараты с лучшими техническими параметрами».
Тогда, напомним, в ответ на это руководитель регионального Департамента государственных закупок Виктор Останин заявил, что жалобу заявителя на данную закупку забайкальское УФАС признало необоснованной, так как якобы эксперты Фонда перепутали две вещи: производитель может быть один, но этот товар может быть у разных фирм, которые участвуют в торговых процедурах. Отметим, что ранее именно департамент занимался госзакупками для нужд минздрава в крае, но потом его функции начало дублировать созданное, в том числе, при участии Лазуткина, ЦМТО, которое впоследствии и вовсе стало отвечать за госзакупки (департамент ликвидировали по приказу бывшего губернатора Ильковского – авт.). Сейчас в народе бытует мнение, что эти нововведения были призваны удовлетворить корыстные интересы определённого круга лиц, в списке которых значился и экс-министр. Однако опять же, если брать во внимание ту подозрительную ситуацию с закупками томографов, то она развивалась под эгидой ещё не упразднённого департамента, а УФАС, повторимся, не нашло доказательств каким бы то ни было нарушениям. Так что предположения о перестройке данной системы в угоду кому-то выглядят сомнительными.
Добавим, что бывший губернатор Забайкальского края Константин Ильковский, по утверждениям следователей, не фигурирует в деле своего протеже Лазуткина. Более того, он недавно заявил порталу Заб.ру, что задержание экс-министра здравоохранения региона является «недоразумением». К слову, примерно такие же комментарии политик давал СМИ, когда задержали его ставленников – бывших высокопоставленных чиновников, работавших в «Службе единого заказчика».
Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»