Эх, дороги…
Дано: 2,6 млрд рублей и 7 524 км забайкальских дорог. Надо: I вариант (только на выполнение аварийно-восстановительных работ) - хотя бы на 420 млн больше; II вариант (гарантия сохранности и развития автотрасс) - 6 млрд 590 млн рублей. Решения этой задачи Минтер края пока, видимо, не нашел. Такие выводы можно сделать из итогового совещания по дорожной деятельности, которое состоялось 14 марта.
Низкий и «беспрецедентно низкий»
- Объём дорожного фонда Забайкальского края в 2017 году составил чуть более 3,3 млрд рублей. Это один из самых низких показателей за всю историю его существования. Для сравнения: в 2016 году фонд был 4 млрд 564 млн рублей, - доложил собравшимся замминстра территориального развития региона Константин Суздальницкий.
На эти средства удалось отремонтировать 55,5 км дорог (76 км в 2016-ом) и 13 искусственных сооружений. Реконструировано 44,3 км, в числе которых дорога Краснокаменск-Мациевская, мост в Могойтуе, подъезды к Нерчинску и селу Ульякан. Как заверил замминистра, все обязательства перед Федеральным дорожным агентством региональное правительство выполнило и перешло в текущий год без задолженности перед подрядчиками.
- Основные причины уменьшения объемов дорожного фонда – снижение доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты (в 2017 году превышали 2 млрд рублей), транспортного налога (561 млн рублей) и федеральных субсидий (536 млн рублей против 1,4 млрд рублей в 2016-ом), - пояснил Суздальницкий.
Содержание 1 км дорог, по его словам, осталось на уровне 2016 года – в среднем 134 тыс рублей. При этом, нормативы в зависимости от категории трассы составляют от 405 тыс до 426 тыс рублей, а на федеральных магистралях - 1 млн рублей.
Однако, как оказалось, есть еще «беспрецедентно низкий уровень финансирования» и приходится он на текущий год. Пока что чиновникам удалось собрать в копилку регионального дорожного фонда всего 2 млрд 635 млн рублей.
Основными задачами в сложившихся условиях Суздальницкий назвал завершение уже заключенных контрактов - реконструкцию дороги Улан-Удэ – Романовка – Чита на отвороте к Ивано-Арахлейским озерам, подъезда к источнику Алханай, а также продолжение работ на участке Могойтуй-Первомайск. Таким образом в эксплуатацию намерены ввести чуть более 31 км. Что касается ремонтных работ, то в плане оставлены лишь 12,5 км.
- При этом мы увеличим субсидирование муниципалитетов. Уже подписано постановление о направлении 120 млн рублей на продолжение реконструкции авторазвязки в читинском поселке Каштак. Надеюсь, в ближайшее время решится вопрос с проектно-сметной документацией (ПСД) по ул. Народной, на которую губернатор поручила изыскать средства в первоочередном порядке. 73 млн рублей выделим на западный подъезд к Чернышевску, 56 млн рублей на дорогу Шерловая гора – Приозерное и 4,6 млн на уличную сеть Балея. Продолжим работу по реконструкции центральной улицы поселка Вершино-Дарасунский, на что также направлено 120 млн рублей, завершим трехгодичное возведение моста через Хилок в Могзоне и начнем строительство дороги Нижний Стан – Бутиха, - пообещал замминистра.
В текущем году 26% или более 670 млн рублей дорожного фонда пойдет на строительство и реконструкцию дорог (48% или почти 1,6 млрд рублей в 2017-ом), 9% или 236,5 млн рублей - на их ремонт (11% или 382 млн рублей), 36% или 943,5 млн рублей - на содержание дорог (28% или 950,7 млн рублей), 5% или 132 млн рублей - на обеспечение деятельности Службы единого заказчика (3% или 101,5 млн рублей), 23% или 600 млн рублей – на субсидии муниципалитетам (9% или 184 млн рублей).
Однако имеющихся средств недостаточно для достижения всех поставленных целей, отметил Суздальницкий. Он напомнил, что с текущего года мероприятия по строительству и реконструкции забайкальских автодорог не включены в федеральную целевую программу. При этом всё ещё не решен вопрос о погашении долга дорожного фонда края почти в 1 млрд 543 млн рублей.
- Данная ситуация ставит под угрозу исполнение программ развития дорожного хозяйства региона, госпрограммы развития транспортной сети и, самое главное, поручение президента РФ об увеличении в ближайшее десятилетие объемов строительства и реконструкции автодорог в два раза по сравнению с периодом до 2013 года, - предупредил замминистра. - То есть, Забайкальскому краю до 2022 года для выполнения данного поручения надо ввести в эксплуатацию чуть более 600 км автодорог. В настоящее время мы, грубо говоря, ввели четверть. Для исполнения поставленных задач необходимо иметь «задел» в виде долгосрочных контрактов на строительство. У нас же дефицит даже по действующим контрактам, а новые на объекты капитального строительства при таком размере дорожного фонда заключать невозможно.
При этом планы, исходя из его слов, были грандиозными – в 2015-2016 годах при дорожном фонде в 5,5 и 4,5 млрд рублей соответственно, министерство разработало ПСД различных объектов на 12,5 млрд рублей. Сейчас эти документы убраны в дальний ящик до лучших времен.
- Чтобы обеспечить имеющиеся госконтракты, нам необходимо увеличить дорожный фонд на 320 млн рублей. Без этого не можем даже начать аварийно-восстановительные работы. Кроме того, уже есть оформленное поручение губернатора края по выделению субсидий муниципальным образованиям на сумму 100 млн рублей. Таким образом потребность сейчас составляет 420 млн рублей. А реально необходимый размер дорожного фонда, при котором мы гарантировали бы сохранность и развитие всей сети автодорог региона – 6 млрд 590 млн рублей, - подытожил Суздальницкий.
Финские объезды и 5 опасных дорог
О других потерях – человеческих - рассказал представитель краевого УГИБДД. По его словам, в 2017 году на забайкальских дорогах произошло 1392 ДТП (на 3% меньше показателей 2016-го), в которых погибли 220 человек (рост на 13%) и 1864 получили ранения (снижение на 3%). При этом на федеральных автодорогах зарегистрировано 267 ДТП с 89 погибшими и 452 ранеными. В числе наиболее аварийных трасс он назвал Краснокменск-Мациевскую, Могойтуй-Сретенск-Олочи, Новую Куку – Могзон, Улан-Удэ – Романовку и Дарасун – Дульдургинский район.
Чтобы снизить количество аварий из-за неблагоприятных дорожных условий, было обустроено 18 км искусственного освещения, доложил руководитель Службы единого заказчика. Константин Суздальницкий уточнил, что полностью эти работы выполнены на трассе Могойтуй-Сретенск-Олочи в Газимурском Заводе и по решению судов на трех участках дороги Бырка-Акша – в селах Новокургатай, Усть-Иля и Акша. При этом потребность в дорожном освещении составляет еще 235 км, а его стоимость – около 1 млрд рублей. Кроме того, надо установить 138 автобусных остановок и 376 км металлического барьерного ограждения (только на наиболее аварийных участках на это необходимо107 млн рублей).
Представители двух Упрдоров отчитались, что особо опасные места оснащаются техническими новинками – знаками обратной связи с водителем «Ваша скорость» и светодиодными светильниками. В частности, начальник Упрдор «Южный Байкал» Радик Фаразутдинов сообщил, что на участке трассы Иркутск-Чита, унесшем летом 2017 года жизни 14 паломников, установлены дорожные знаки «бегущий огонь», 2 информационных щита, нанесены шумовые полосы и оборудовано 1,5 км автономного освещения.
Однако у председательствовавшего на совещании первого зампреда правительства края Александра Кулакова возникли претензии по поводу уборки снега на указанной трассе минувшей зимой. Оказалось, он трижды попадал в снегопад на участке обслуживания «Южного Байкала» и не наблюдал там спецтехники. Зато застал «хаос», когда «два мужика с лопатами песок из КамАЗа разбрасывали и спровоцировали пробку». Кроме того, однажды стал свидетелем установки опор без каких-либо предупреждающих дорожных знаков. На это Фаразутдинов ответил, что всю зиму с сотрудниками подрядных организаций проводилась соответствующая разъяснительная работа. Воспоминаниями о посещении Финляндии зампред поделился уже с руководителями обеих дорожных компаний, которым посетовал, что объезды на федеральных трассах в нашем регионе не асфальтируются, как у скандинавов.
Проще платить штрафы, чем работать?
Критике со стороны ГИБДД предсказуемо подверглось руководство Читы. В частности, из-за непродуманной застройки. По мнению полицейских, часто при появлении супермаркетов и даже целых микрорайонов (в качестве последнего был приведен Хороший), не учитывается повышение транспортной нагрузки на и без того оживленные улицы.
Из всей информации Александр Кулаков особо подчеркнул, что пешеходные переходы около 18 образовательных объектов города не соответствуют требованиям. Также его возмутила сумма штрафов, выписанных в 2017 году автоинспекцией в адрес администрации за несоответствие разметки и освещения на дорогах города.
- 7 млн рублей, а город говорит, что денег нет. То есть, вам проще штрафы платить миллионами, чем какую-то работу выполнять? (…) Вы пешеходную разметку краской рисуете, её сдувает через неделю. Нужно начинать нанесение пластикового покрытия, в том числе, стоп-линий, двойных сплошных, пешеходных переходов в районе хотя бы детских садов и школ, - обратился зампред к и.о. председателя комитета городского хозяйства Сергею Скурыдину.
При этом последний в своем докладе рассказал, что обустройство новых пешеходных переходов и светофоров в текущем году не планируется. Потому что на содержание более 650 км читинских дорог выделено 58 млн рублей, а на ремонт и обслуживание светофоров, дорожных знаков, ограждений и разметки – 43 млн рублей.
На эти средства власти краевого центра собираются отремонтировать 24 объекта. Единственный запланированный для проведения освещения участок - около 2 км ул. Казачьей, которая наиболее часто звучит в сводках ДТП.
Зампред также огласил другую волнующую его проблему – обустройство единственного в городе подземного перехода на проспекте Советов.
- Месяц назад мы выезжали туда совместно с ГИБДД. Получено отрицательное решение, так как подходы к переходу никак не сможем ограничить, чтобы, грубо говоря, людей туда «загонять», - ответил Скурыдин.
На вопрос о том, была ли хотя бы рассчитана стоимость этих работ, представитель горадминистрации сказал, что нет из-за вышеупомянутого решения.
- Это не ответ, - заявил Кулаков. - В моем понимании, переход надо осветить, поставить камеры видеонаблюдения, чтобы не было грабежей и мордобоев, сделать нормальную лестницу с пандусами и ограждение. А если пешеходы будут прыгать через ограждение и пересекать проезжую часть, надо, чтобы стоял сотрудник ГИБДД и штрафовал.
Он поручил Скурыдину просчитать необходимую для выполнения перечисленных работ сумму и пообещал ее рассмотреть.
«Говоришь, денег нет….»
В конце совещания зампред сделал выпад в сторону Константина Суздальницкого, который до этого в качестве путей решения финансовых проблем назвал получение упомянутых 420 млн рублей и привлечение федеральных средств. Столь расплывчатая формулировка Александра Кулакова не устроила, и он обратился к замминистра с довольно резким вопросом: «Говоришь, денег нет в дорожном фонде, а что ты сделал, чтобы их получить?»
Тот отрапортовал, что в профильные федеральные ведомства направлено «невероятное количество писем», но там позиция очень простая – только завершать начатые объекты. Кроме того, Суздальницкий указал, что поднимал данный вопрос на доступном ему уровне, хотя понимает - этого недостаточно и надо выходить выше. Тут зампред отметил, что по поручению президента дорожный фонд все равно будет увеличиваться, но работу по наращиванию безвозмездного финансирования прекращать нельзя. В ходе же освоения денег попросил обратить особое внимание на мосты.
А вот какую «годовую» отметку занести в журнал напротив Минтера, Кулаков определиться не смог.
- Работу комитета в целом оцениваю «удовлетворительно». Действительно, сложный момент у нас с точки зрения финансирования. Считаю работа в этих условиях выполнена на оценку «хорошо», - заключил он.