Как вытащить край из инвестиционной ямы? – опрос Заб.ру
Новость об одном из последних мест Забайкалья в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата обошла, наверное, уже всех, кто хоть как-то причастен к теме экономики и развития региона. Этот самый климат, по мнению экспертов, складывается из четырех основных параметров: качество предоставления государственных услуг, эффективность институтов для бизнеса, наличие и качество инфраструктуры и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства. О том, насколько регион отвечает вышеуказанным требованиям, и что нужно сделать для того, чтобы «инвестиционная погода» наладилась, Заб.ру рассказали забайкальские предприниматели.

Бизнес-омбудсмен Забайкальского края Виктория Бессонова:
Состояние инвестклимата в разных субъектах Российской Федерации отличается кардинально. Успех одного региона от неудач другого отделяет не только то, что делают в сфере инвестиционной привлекательности на этой территории, но и то, какие применяют подходы, какие используют инструменты. В связи с этим, считаю необходимым начать с системного изучения успешных подходов и инструментов с опорой на реально действующие практики.
Региону необходимы не только Инвестиционная стратегия, но и Отраслевые стратегии, принятые во исполнении общей. Такой подход позволит комплексно выстроить работу всех профильных органов власти края, направленных на достижение единых целей и показателей, определенных в Инвестиционной стратегии региона (опыт Тюмени). Обсуждение на систематической основе содержания и исполнения Отраслевых и Инвестиционной стратегий экспертными группами, проектными офисами, в состав которых входят, как исполнители, так и потребители мероприятий, обозначенных в документах.
Должны быть определены ориентиры кадровой политики. Так, кадровая потребность должна напрямую рассчитываться на основании бизнес-планов реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, ожидаемого синергического эффекта от их социально-экономических перспектив, а также на основании целей экономического развития региона. Прямое и косвенное влияние на количество и качество рабочих мест должно стать ключевым показателем эффективности проектов, инициатив, деятельности органов власти, в том числе контрольно-надзорных, органов местного самоуправления, органов, предоставляющих услуги, разрешительную документацию, имущество и землю.
Подчеркну и то, что фактический успех в работе с конкретными предпринимателями, инвесторами во многом определяется тем, как выстроена система взаимодействия и поддержки инвестиционной деятельности на местах. Нужно внедрить показатели инвестиционной эффективности на муниципальном уровне. Пока для местных властей поддержка предпринимательства не станет первоочередной задачей, позитивного движения в этом вопросе не будет. Обеспечение социальной повестки, так важной для местных властей, без бизнеса невозможно. В то же время у органов местного самоуправления должна быть реальная мотивация к поддержке бизнеса - налоги от предпринимательской деятельности в большей доле, нежели сейчас, должны оставаться в муниципалитетах, а не уходить в вышестоящие бюджеты. Это вопрос государственного подхода, налоговых и межбюджетных отношений. Улучшение инвестклимата – это задача, решение которой требует комплексного подхода и вовлеченности всех в этот процесс.

Президент Забайкальской Торгово-промышленной палаты Андрей Любин:
На базе Торгово-промышленной палаты мы собрали и обобщили основные проблемы, с которыми сталкиваются забайкальские предприниматели. Основной проблемой в нашем регионе, пожалуй, являются взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями. Естественные монополисты и искусственно созданные лидеры рынка, такие как ПАО «ТГК-14», ОАО «Читаэнергосбыт», СУЭК, ПАО «МРСК Сибири», по нашему мнению, допускают завышение стоимости на свои услуг, в частности, стоимости на техническое присоединение к сетям. В качестве проблемы развития бизнеса можно назвать и ситуацию перекрестного субсидирования монополистов. Более того, в этой ситуации Региональная служба по тарифам допускает нарушения при принятии нормативных актов.
Нам поступают обращения о бездействии Госинспекции, которая отказывается работать по обращениям бизнеса в случаях споров с ресурсоснабжающими организациями и ограничивается рекомендациями обращаться в суд. Получается, что при наличии надзорных органов единственный выход для предпринимателя – это дорогостоящий и длительный судебный спор. Есть замечания и к работе Трудовой инспекции: в сравнении с бюджетными и государственными учреждениями штрафы для бизнеса накладываются по спорным обстоятельствам. Мы предполагаем наличие в этой структуре планов по штрафам и «палочной» системы.
Больным вопросом для забайкальского бизнеса остается налоговая система. В настоящее время правительство РФ обсуждает новые программы Минвостокразвития по привлечению инвестиций на Дальний Восток, но в это же время на местах государственные органы, включая налоговые органы, делают реализацию инвестиционных проектов не только затруднительной, но и часто невозможной. Проблема заключается в доначислении налогов и сборов без учета влияния решения на дальнейшее существование субъекта проверки, что приводит к бегству юридических лиц и предпринимателей в другие регионы.
Мы уверены, что ситуацию можно исправить, прислушавшись к непосредственным участникам рынка и приняв во внимания наши рекомендации.

Председатель совета директоров племзавода «Комсомолец», член совета Забайкальской Торгово-промышленной палаты Валерий Нагель:
В последние два года бизнес стал чаще сталкиваться с давлением надзорных органов и силовых структур. У меня нет претензий к министерству экономического развития, институтам поддержки малого и среднего бизнеса – они работают: предоставляют гранты, льготные кредиты, консультативную помощь, - но этого оказывается недостаточно, когда надзорные органы могут забросать штрафами или приостановить работу на три месяца. Вмешательство же правоохранительных органов в работу предприятия – это почти всегда приостановка банковского финансирования, а вместе с ней и остановка всей работы предприятия. Мне кажется, что иногда в регионе имеет место быть недобросовестная конкуренция. Я считаю, что правоохранителям следует заняться теми, кто препятствует деятельности добросовестных предпринимателей. Даже отличная работа Минэкономразвития не улучшит инвестклимат, если надзорные и правоохранительные органы будут продолжать так работать.
Относительно инфраструктуры, в частности, в сельском хозяйстве, могу сказать, что ее нет. За последние 30 лет всё, что оставалось с советских времен, пришло в негодность: сейчас у нас нет ни хранилищ, ни подвижного состава, у нас нет техники, чтобы землю пахать, и теперь уже нет людей, чтобы всё это делать. Хотя, если задаться целью, всё это можно восстановить за 5 лет. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужна политическая воля, финансирование и люди, которые все идеи воплотят в жизнь.

Предприниматель Лев Александров:
На одном из последних совещаний по инвестиционной привлекательности представили «дорожную карту» по поддержке малого и среднего предпринимательства. Мне удивительно было слышать, что у нас всё хорошо, в то время как была озвучена проблема недофинансирования Многофункционального центра, который должен был стать эталоном того, как надо работать с предпринимателями. Сейчас во многих структурах, нацеленных на поддержку малого и среднего бизнеса, предпринимателя перенаправляют в другие структуры, то есть принцип «одного окна» или хотя бы «одного этажа» не реализуется.
Для того, чтобы система поддержки в Забайкалье заработала, нужна персональная ответственность профильных министров за выполнение тех или иных решений. Без персональной ответственности, только одним функционалом, с проблемой не справиться.
С точки зрения развития инфраструктуры, необходимой для развития бизнеса, нужно в каждом случае смотреть индивидуально: есть организации, которым эта инфраструктура нужна, а есть те, кто нуждается скорее в методической и финансовой помощи. Сейчас всё развитие инфраструктуры и строительство упирается в Генеральный план города.

Предприниматель Элла Андреева:
Мы заняли одно из последних мест в рейтинге инвестиционной привлекательности, потому что у нас самые высокие тарифы на ресурсы (электроэнергия и тепло). Я писала на имя врио губернатора обращение, где привела сравнительные таблицы тарифов у нас и в соседних регионах. Я не понимаю, почему, при одних и тех же поставщиках электроэнергии и тепла у нас и в Бурятии тарифы кратно разнятся. Кроме этого, налог на имущество физических лиц по объектам, занятым в предпринимательской деятельности, у нас составляет 0,6%, в Бурятии – 0,3%, а в Иркутской области вообще не платят. При этом понижение ставки по налогу мы добились практически боем. Кроме этого, большое количество жалоб предпринимателей на проверки контрольно-надзорных органов. Из этого и складывается инвестиционный климат. Можно сеять всё, что угодно, но пока почва будет неблагоприятной, хороших всходов ждать не приходится.
Сроки согласования документации при строительстве, при выделении земельных участков, регистрации и других сделок бизнеса в Забайкалье значительно больше, чем в других регионах. В отношении инфраструктуры… А чем мы можем похвастаться? Хорошими дорогами? Или качественными социальными объектами? Отсутствие всего этого говорит об инвестиционном климате в регионе. Любому человеку хочется жить и инвестировать в бизнес там, где есть благоприятная социальная среда.

Руководитель торговой сети «Забайкальский Привоз» Юрий Бажин:
На протяжении всей своей деятельности – а это 30 лет – я наблюдаю падение экономики в регионе. Это началось с развалом крупных предприятий типа КСК. У нас были попытки открыть линейки производства конфет, макаронных изделий, но ни одно из них не прижилось – у нас выживают только производители скоропортящейся продукции, которую сложно везти из других регионов – это торты, пирожки и так далее, но это очень маленьких рынок. С приходом крупных сетей из Улан-Удэ, таких как «Абсолют», «Читинка», «Спутник», местные производители были вынуждены сократить объемы производства. Сейчас на наш рынок продолжают «заходить» сети из других регионов – «Хлеб-Соль» из Иркутска, «Светофор» из Красноярска, которые также будут продавать продукцию производителей из своих регионов.
Еще одна проблема – это высокие тарифы на электроэнергию. Наш регион является дотационным, и никакое производство здесь не будет развиваться, по-моему убеждению. Жители жалуются, что у нас «город торгашей», но мы тоже являемся «заложниками ситуации», – мы не можем конкурировать с другими регионами, потому у нас киловатт/час стоит 6 рублей. Я считаю, что ни один губернатор в этом не виноват – это условия, в которые нас поставило правительство России. Из этого вытекает инвестиционная привлекательность: ни один здравомыслящий предприниматель не будет открывать здесь производство.
Я думаю, что инвестировать в Забайкалье возможно только в горнорудную промышленность, но доходов от этих предприятий население края не увидит. Я приветствую появление здесь ТОРов – это облегчит жизнь некоторым предпринимателям, которые будут там работать, но в целом это экономическую ситуацию не изменит. Улучшения могут произойти только в том случае, если федеральный центр примет то, что Забайкалье – дотационный регион и будет помогать нам также как Чечне, постоянными дотациями, за счет которых будет повышаться заработная плата местных жителей.
Мороз и сильный снег ожидаются в Забайкалье
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
270 миллионов на 39 общественных территорий, а жители Соснового Бора ждут спорткомплекс
Почему так трудно получить водительское удостоверение — взгляд изнутри системы
Крупная махинация со стройкой школ на Дальнем Востоке