Рейс двух Ч

Экономика, 10:45, 20 августа 2008
Гражданская авиация в глазах общественного мнения сегодня остается едва ли не самой романтической профессией. Хотя все, хотя бы интуитивно понимают, что красивые костюмы членов экипажа, элегантная мощь авиалайнеров и бескрайние просторы неба, это не более чем внешние атрибуты авиации, за которым кроется напряженный труд сотен людей. Кто и как готовит и совершает полет на пассажирском лайнере? За этим наблюдал корреспондент "Экстры" на примере "рейса двух Ч" - № 393\394 Чита-Чара, единственной в Забайкалье местной воздушной линии. Кухня погоды До вылета рейса в самый отдаленный райцентр Забайкалье еще более полутора часов, приготовления к полету вступают в свою завершающую стадию. Воздушное судно авиакомпании "Даурия", - трудяга-АН-24 с бортовым номером RA-47838, - уже полностью заправленное ожидает пассажиров и экипаж в дальнем углу взлетного поля читинского аэропорта. Экипаж в это время проходит обязательный предрейсовый медосмотр. - С недавних пор, после увеличения интенсивности полетов, мы заправляем самолеты заранее - с вечера или даже за несколько дней до вылета. Утром заправщик разрывается между большими "бортами", пришедшими из Москвы, - рассказывает Александр Сошин, летный директор АК "Даурия". Мой собеседник - один из ветеранов забайкальской авиации. За штурвалом Александр Сошин сидит с 1978 года. За это время досконально освоил Ан-2, Ан-24, летал даже на Ту-154. После массового списания этих самолетов в середине 90-х, вновь вернулся на Ан-24. Экипаж, при котором Александр Егорович летит проверяющим, по уровню мастерства под стать своему директору. Командир воздушного судна Сергей Акуленко, второй пилот Виктор Азаренко, бортмеханик Анатолий Дорофеев и бортпроводник Виталий Якимов в небе действительно "пол-Европы прошагали, пол-Земли". Налет у каждого из них составляет от 4 до 20 тысяч часов. Решение о вылете принимается в штурманском помещении аэропорта. Самолет, в отличие от других видов транспорта, полностью привязан к текущей и прогнозируемой погоде. Поэтому метеоинформация для авиации - фактор ключевой. - Метеопрогноз летный. Решение о вылете принимаю, - докладывает диспетчеру по селекторной связи Сергей Акуленко. Небесная хронология 9-30. Идем к самолету, где заканчивают свои манипуляции специалисты технической службы и грузчики. Надо сказать, что процесс загрузки самолета далеко не так прост, как может показаться на первый раз. Груз необходимо складывать в четкой последовательности, чтобы не нарушить центровку авиалайнера. Да и при погрузке могут произойти неприятные казусы. В день нашего полета автомобиль наземной службы ударил в борт "Боинг", прибывший из Москвы. 9-50. Прибывает автобус с пассажирами. Их немного. При штатной вместимости 48 мест, в салоне лайнера заняты кресел 30-35. Первая мысль: "толи цена за билет в 4900 рублей людей отпугивает, толи рейс просто попался неудачный". Пилоты объясняют по-своему. потом и с еще полными баками. Загрузку самолета приходится снижать за счет числа проданных билетов. 10-05. Из внутренних динамиков несется знакомое: "Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас…". Впереди 1 час 45 минут полета, который будет проходить на высоте пяти с лишним тысяч метров, и 658 километров, разделяющих столицу Забайкалья с самым дальним райцентром. 10-20. Бортпроводник Виталий Якимов начинает разносить по салону прохладительные напитки. Учитывая, что полет короткий, выбор их небольшой - минеральная вода и лимонад. И то и другое производства "Читинских ключей". Аэропорт на краю земли Чара появляется неожиданно. Пробив облака, борт № 47838 садится на бетонку, самого северного в Забайкалье аэропорта, являющемся, кстати, филиалом компании "Даурия". В немногочисленной толпе людей нас встречают юркие чарские собачонки (говорят, многих пассажиров в лицо знают) и "Хонда" директора аэропорта Алексея Хохлова. После разгрузки самолета местный авиационный начальник любезно соглашается пообщаться с журналистом "Экстры". - На заре перестройки в Забайкалье действовало 32 аэропорта. Кроме Читы, мы единственные кто сворачивать свою деятельность не собирается. Сегодня аэропорт, помимо регулярного рейса в краевой центр, обслуживает чартерные маршруты, осуществляемые в интересах геологов и железной дороги, - вводит автора этих строк в курс дела Алексей Владимирович. По его словам, с начала года через Чару было перевезено около 4 тысяч пассажиров. Год от года этот показатель неуклонно растет, но до советского уровня еще очень далеко. В те времена, когда БАМ гремел, из Читы сюда летали 10 рейсов в неделю, сегодня только два - во вторник и в субботу. Диспетчер Александр Новиков в дни прилета читинского рейса в аэропорт становится, пожалуй, самым важным из его 17 сотрудников. - В отличие от читинских коллег, которые ведут по приборам дальнемагистральные лайнеры, идущие на высоте 9-11 километров, я работаю с эшелонами до 5000 метров и только по радиопереговорам с экипажами. Зона ответственности начинается в 60 километрах от Чары, - рассказывает Александр Новиков. Несмотря на малонаселенность забайкальского Севера, здешнее небо вовсе не назовешь пустынным. Над Чарой проходит воздушная трасса, связывающая Дальний Восток с центром России. Здесь же сходятся в одну линию три трансполярных авиамаршрута, соединяющих через Северный полюс страны Юго-восточной Азии с США. Обратный полет В 13 часов начинается посадка на обратный рейс. На сей раз самолет, освобожденный от груза и значительной части керосина, берет на борт гораздо большее количество пассажиров. В салоне не остается места даже бортпроводнику. Во время полета случайно встречаю коллегу. Редактор газеты "Свежий номер", выходящей в Каларском районе, Анжелика Месхи вместе с мужем и друзьями, направлялась в Читу, а далее в Маньчжурию. - Сейчас рейс дотирует краевая администрация. Поэтому и цена держится на сравнительно приемлемом уровне. Если дотацию, не дай Бог, снимут, она подскочит сразу тысяч до семи. А вообще самолет для Севера просто необходим. Поездом от нас добираться до Читы почти трое суток, - говорит самый северный редактор Забайкалья. В 15-10 наш Ан-24 возвращается в жаркое марево читинского аэропорта. Рейс, на выполнение которого ушло пять часов времени и три тонны авиакеросина, закончен. Члены экипажа, сдав самолет техникам наземной службы, отправляются по домам. До следующего рейса. Он обязательно состоится. Единственная региональная авиакомпания существует. Самолеты в Чару летают, а значит списывать малую авиацию Забайкалья со счетов нельзя… (Автор благодарит за помощь, оказанную при подготовке материала генеральных директоров ОАО "Авиакомпания "Даурия" и ОАО "Аэропорт Чита" П.П.Криницына и Н.М.Гусакова.)
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности