Анна М., где М — значит «убийца» (18+)

Общество, 15:14, 12 июля /
Анна М., где М — значит «убийца» (18+)
Фото с сайта imdb.com

Главная премьера середины лета — новый фильм Люка Бессона «Анна» (18+). Он полон «русской клюквы», обольстительных красоток, перестрелок и коварных интриг, но довольно пуст по части всего остального.

Шпионский боевик про безжалостную русскую красавицу с пистолетом и в коротком платье заслуживает внимания уже сам по себе. Но поскольку снял его Люк Бессон, да ещё и по собственному сценарию, ваши ожидания поневоле могут оказаться завышенными. Ведь на сильных и опасных красотках Бессон буквально выстроил свою творческую биографию. Мало кто станет спорить, что главная героиня «Пятого элемента» — это Лилу, или что в «Леоне» это юная Матильда. Ключевым героем фильма в действительности является не тот, кому отведено больше экранного времени, и даже не тот, чьё имя значится в названии, а тот, чей характер значительнее всего развивается по ходу сюжета.

Вспоминая прошлые успехи и неудачи Бессона, нельзя обойти вниманием его знаковый фильм «Никита» 1990 года. Это был рассказ о девушке, которую завербовали на работу в секретную французскую спецслужбу после того, как она с дружками-наркоманами пыталась совершить ночное ограбление. В правительственной спецслужбе Никиту обучили быть безжалостной наёмной убийцей, что она с успехом и делает. В общем-то, вот такой фильм — довольно безыскусный, но ставший культовым. В случае с «Анной», пусть явные параллели и напрашиваются, всё куда замысловатее — и сценарий, и его воплощение. Однако в истории мирового кинематографа новой работе Бессона предстоит оставить гораздо меньший след.

Молодая красавица Анна торгует матрёшками на Измайловском рынке, её находит скаут крупного парижского модельного агентства и начинается история золушки, в одночасье покорившей ведущие фэшн-подиумы. Кстати, это как раз наиболее правдоподобный сюжетный ход во всём фильме. Он явно навеян биографией Натальи Водяновой. Роль Анны исполняет российская топ-модель Саша Лусс, которая даже внешне одного с Водяновой типажа. Играет Лусс неожиданно неплохо. Особенно всё, что связанно с модными показами. Точнее, в целом, её игра не особо впечатляет, но рядом с такими звёздами, с которыми ей довелось соседствовать в кадре, большинство даже самых одарённых отечественных актрис выглядели бы куда более блекло. Прежде всего, рядом с великолепной Хелен Миррен, которая уже воплощала образ суровой пожилой представительницы спецслужб в дилогии «РЭД». На этот раз леди работает не в Mi6, а в советском КГБ. Основное действие фильма разворачивается в уже упоминавшемся выше 1990 году, но ряд событий происходит несколькими годами ранее.

Наибольшим недостатком картины оказалось пренебрежение к деталям. Огромное количество анахронизмов в кадре бросается в глаза на всём протяжении просмотра и сильно отвлекает. Скажем, пару раз персонажи упоминают Санкт-Петербург, который в 1990 году ещё назывался Ленинградом. Особенно сильно страдать от диссонанса обречены российские зрители старше 40 лет, помнящие, как всё было на самом деле. Впрочем, даже те, кто далек от советских перестроечных реалий, должны искренне недоумевать, видя в кадре вполне современные ноутбуки с выходом в Интернет, карманные мобильные телефоны и USB-флешки, а также массу прочих артефактов из куда более позднего времени. Бессон не то чтобы не сумел убедительно воспроизвести антураж эпохи, он явно не особо и пытался. Дескать, всё равно ведь «клюкву» снимаем, так какая разница насколько она будет правдоподобной?

Да, это именно «клюква» - без медведей с балалайками, но почти со всем остальным. Спрос на Западе на такое в разгар нынешнего витка новой холодной войны невероятно высок, о чём я уже упоминал в рецензии на «Джон Уик 3». Месяца не проходит, чтобы Голливуд не порадовал нас очередным фильмом или сериалом, где наличествуют гротескные русские. Как правило, злобные и тупые. Но в шпионских боевиках ещё и жутко коварные, хотя по-своему привлекательные. Пару лет назад во «Взрывной блондинке» с Шарлиз Терон и год назад в «Красном воробье» с Дженнифер Лоуренс мы могли наблюдать довольно высокую планку «клюквы» (особенно по части атмосферности), которую «Анне», прямо скажем, не удалось превзойти. Тут и антураж не настолько хорош (больше впечатляют европейские модные подиумы) и персонажи не столь пугающе-загадочны. Для пущей русскости они цитируют Достоевского и Чехова, а также оппозиционного ныне Гарри Каспарова. Ведь все русские так любят шахматы... Впрочем, ключевой образ — это матрёшка.

Вообще, сам фильм составлен как матрёшка. Сначала нам показывают одну историю, но внезапно сюжет прыгает в прошлое и открываются новые обстоятельства, которые заставляют воспринимать происходящее иначе. Тотчас разом меняется и объяснение мотивации персонажей. Вербуя Анну, агент КГБ (отличная, кстати, актёрская работа Люка Эванса) произносит монолог, ключевой тезис которого стоит процитировать: «У каждого есть в жизни поворотные точки. Как правило, мы видим их уже в зеркале заднего вида... Любой перекрёсток даёт несколько вариантов. Надо только выбрать правильный путь».

Подобных поворотных точек в фильме несколько. Но куда свернула история мы узнаём не сразу, а во флешбеках, когда становится ясно, как было на самом деле. Внутри матрёшки непременно скрывается другая. И не одна.

Подобный художественный приём, несомненно, интересен. Но воспринимается он не как откровение, а как уловка хитрого фокусника, морочащего зрителю голову. Старина Бессон мастерски овладел ремеслом, но растерял искренность, а порой и нарочито ею пренебрегает. Почти всё в фильме очень красивое, но столь же и фальшивое (как и сам мир высокой моды). Честным выглядит разве что секс. В том числе лесбийский. Его немного: пара сцен — бурных, но совсем не откровенных. Другая составляющая картины — экшн. Стоит отдать должное, драки и кровавые перестрелки здесь действительно хороши, пусть порой и излишне хореографичны. Саша Лусс, имея за плечами балетную школу, справляется ничуть не хуже, чем, скажем, Скарлетт Йоханссон в роли Наташи Романофф. Порой она даже демонстрирует нечто вроде «ган-ката», хладнокровно противостоя десяткам вооружённых мужиков.

Хладнокровие, помноженное на нордическую внешность и не слишком выразительные интонации голоса актрисы (как я понял, в русском дубляже Саша озвучивает себя и делает это с едва заметным акцентом — сказываются годы жизни в Европе) — это всё, конечно, прекрасно, но, увы, не позволяет прочувствовать развитие образа героини. Выше уже упоминал, что главный герой должен непременно меняться. Здесь же мы не видим убедительной «дуги характера». Изменения происходят скачками, с каждым открытием очередной матрёшки. Но истинная мотивация Анны, да и почти всех прочих, довольно смутна для понимания. Что ими движет — любовь, амбиции, долг или жажда свободы? О чём бы ни заявлялось на словах, верится в это слабо. Впрочем, имеется и несколько довольно цельных эпизодических персонажей. В том числе, как ни странно, в исполнении российских актёров Александра Петрова и Никиты Павленко, которых можно даже поздравить с успешным голливудским дебютом.

Когда-то в «Пятом элементе» Бессон высокопарно сформулировал этакий философский постулат: «Время не имеет значения. Важна только жизнь!» А 17 лет спустя в фильме «Люси» он предложил нам едва ли не противоположный тезис: «Время — это единственная единица измерения. Только оно определяет материю. Без времени нет и всех нас». Ныне французский режиссёр ещё дальше продвинулся в своих мудрствованиях и говорит уже о перекрёстках, на которых важно своевременно повернуть. На восторженных подростков подобные многозначительные фразы, быть может, и производят впечатление, но для серьёзного обсуждения годятся слабо. Попытки играть на поле философских драм и рассуждать о глобальных проблемах — не совсем то поприще, на котором у Бессона получается безупречно. К шестидесяти годам стоило это понять. Зато экшн, напряжение, скорость, страсти и вычурные образы — в этом он легко даст фору молодым. В «Анне» философствований и многозначительных диалогов немного, а бодрая энергетика имеется. Хоть и регулярно провисает.

Быть может, перенеси Бессон время действия фильма лет на 10-20 попозже, очень многих логических проблем удалось бы избежать. Особенно связанных с анахронизмами. Но тогда никак не слепился бы важный сюжетный ход, который кажется даже забавным в своей нереалистичности. Согласно версии Бессона, в 1984 году КГБ выявило и разом устранило всех американских шпионов. И следующие пять лет в СССР не работал никто из ЦРУ. Лишь коварный план агента в исполнении блистательного ирландца Киллиана Мёрфи (Томас в «Острых козырьках», Пугало в «Бэтмен: Начало») даёт шанс спецслужбам двух мировых держав снова начать соперничать на равных. Всё это смотрится нелепо. Нет, я не утверждаю, что Перестройку в 80-х нам устроили американцы. Но ведь и совсем без них точно не обошлось. Тем не менее, несмотря на всю «клюкву», фильм никак нельзя назвать антисоветским. Равно как и русофобским его тоже не назовёшь. Он глуповат, но сделан со вкусом и уважением.

Стоит ли идти в кинотеатр? Трудно сказать. Пожалуй, непременно это следует сделать только в одном случае: если вам интересна игра упомянутых прекрасных актёров. В целом моя оценка картине 6,5 из 10. Отыщись хотя бы пара смешных шуток, поставил бы 7. Но юмору места не нашлось. При этом кино довольно зрелищное, отчего на большом экране, конечно же, выигрывает. Особенно с хорошим звуком. Однако если у вас дома имеется неплохой экран и звук, вполне можно отложить поход в кинозал. Впрочем, там сейчас хорошо — малолюдно и прохлада кондиционеров спасает от жары. Так что, тут уж вам решать.

Расписание сеансов в читинских кинотеатрах смотрите в Афише ZAB.RU

Владимир Свечников

Фото с сайта imdb.com

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 1
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1138335
    Вроде бы не скажешь, что Люк Бессон - старик. Ему всего-то 60 лет. Но, этот фильм - это старческий маразм. Не более...
    Ответить
    9
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Деревья посаженые Осиповым сломали неопытные работники ООО «УСК»
Общество -
Деревья посаженые Осиповым сломали неопытные работники ООО «УСК»

Улица Шилова. Только-только подросшие деревья, которые недавно садил Александр Осипов переломали, завалив старым бордюрным камнем. Работы проводила субподрядчик компании ООО «УСК». К квалифицированности работников вопросы возникли не только у проезжающих граждан, но и у власти. Буквально через час на месте работ появилась небольшая делегация администрации города.  Константин СУЗДАЛЬНИЦКИЙ, председатель комитета ЖКХ администрации городского округа «Город Чита»: «Претензия в том, что нарушена технология работ при производстве демонтажа старого бордюрного камня, нарушена в той части что его крупные обломки и извлекаемый грунт не вывезены установленным образом, а складированы в прилегающей зеленой полосе к дороге, то сейчас мы работу наладим следующим образом – заказчик объекта это МКУ «Городские дороги» в настоящее время пересчитывает все зеленые насаждения которые у нас пострадали и подрядчика мы будем настойчиво требовать чтобы осенью все эти зеленые насаждения были восстановлены в том числе путем высадки новых. Подрядчик достаточно известная, сильная компания поэтому мы не сомневаемся в том что они способны выполнить те обязательства которые на себя взяли, но вот такие вот мелкие огрехи к сожалению допускают, но сейчас усилим контроль будем контролировать  - деревья, которые садил губернатор, мелкий огрех?  - все высадим, все что сломано, все что уже не восстановить будет высажено заново осенью»  Контракт составляет 178 миллионов, под угрозой так же: проезд Армейский, улица Июньская, улица Виля Липатова, улица Рокоссовского, улица Песчаная. И это только один из контрактов. Вскоре подъехал представитель компании.  «Вы понимаете, что вы нарушаете? Что вы делаете сейчас? Вы большие бордюры убрали?  - Да  - А это почему не убираете? Ну надо же аккуратней все-таки, вы поймите, что на сегодняшний день каждая дорога будет контролироваться мной лично как руководителем и моим заместителем Суздальницким Константином Борисовичем, но при этом будет общественность, телевиденье и народный фронт, то есть все будут проверять качество дорог строительство»  «Я знаю, что у вас там большой богатый опыт работы по федеральным трассам, но здесь город и здесь немного другие технологии в том плане, что можно убрать на обочине федералки, а потом собрать, вычистить, это одно. Здесь даже несмотря на то, что ремонт, интенсивность движения высокая, люди просто едут, понимаете, про по-хорошему злятся на это все, то что видят вот этот мусор, неубранность  - Это моя непредусмотрительность. Заострю на этом внимание и больше такого не повториться  - Спасибо за понимание, мы за каждое дерево боремся в городе, надеюсь вы исправите  - По данному месту, по данным нарушениям будет произведена рекультивация»  Артур АРШИНСКИЙ, директор компании: «Мастера которые следили за происходящими работами, есть ли у них опыт в работе в городе, а не на только федеральных трассах?  - В городе такие работы они не производили, данные нарушения, но в связи с опытом произошли. Данное нарушение будет устранено, повторюсь будет произведена рекультивация»  Остается надеется, что строителям приобретенного сегодня опыта уничтожения деревьев, посаженных главой края хватит, чтобы не допустить подобного впредь. ЗабТВ будет наблюдать за ремонтом и далее. Следите за новостями.  Вячеслав Бортницкий. Владимир Николаев. ЗабТВ.

«Газель Смерти» с музыкантами из Португалии посетила Читу
Общество -
«Газель Смерти» с музыкантами из Португалии посетила Читу

«Газель Смерти» - это… Не проект, не организация, не метод самовыражения. Тот, кто скажет, что понял, что такое «Газель Смерти» – ничего не понял. Это явление, явление все же культурное, со своей философией. Сам идейный вдохновитель гастролей на «Газели» Денис Алексеев называет все происходящее онтологическим проектом. Это последний тур – но к радости фанатов скоро появится еще один фильм о таком явлении, как «Газель Смерти» Денис АЛЕКСЕЕВ, панк-водитель, г. Москва: «Большое красивое, фестивальное кино про Газель Смерти, с некоторой неожиданной стороны, то есть вот - «Грабли» уже были - «Грабли» уже были. Мы их показываем сейчас в туре, потом выложим в интернет, но это как бы знаете про то как группа села в «Газель» и поехала в «Газели» вот эти все события в туре, а «Газель» же она на самом деле не об этом. Она о каком-то восприятии мира, да? То есть, какая-то не очевидная ее сторона, и вот именно он ней хотелось бы рассказать, о некотором искаженном пространстве - Восприятие мира посредством «Газели»? - Вот через это стекло. Вот видите, оно все заляпано, грязное, в этих мертвых мухах. Это же все говорит о каком-то пространстве, которое проходит через человека. Но находится немного в изменённом состоянии - Как призма получается? - Да, через призму вот этого грязного стекла - Кто-то на мир смотрит через розовые очки, вы смотрите через заляпанное стекло «Газели»? - Да-да, именно так и вижу какие-то вещи, которые в принципе, мне кажется никто не видит. И нечестно об этом умалчивать, и не рассказывать» По счету уже третий автомобиль, который колесит по Европе и России. Группы участвуют самые разные – от панков и хардкорщиков до даже не понимающих, что они играют. Денис говорит, что его музыкальный вкус роли большой не играет, главное, чтобы было интересно. В этот раз с ним две группы – одна из них "Дуаш Семи Колшейаш Инвертидаш" из Португалии Диого МАРКИШ, группа «dUASsEMIcOLCHEIASiNVERTIDAS», г. Лиссабон (Португалия):  «Философия тура в «Газели», очень похожа на философию нашей группы. Что бы ни происходило, оно должно происходить. Шоу должно продолжаться» Стиль музыки парни называют как super power energy love и. Музыканты мало что знали о России, отмечают - хотели увидеть медведя в тайге, но увидели вполне капиталистическую страну, где очень много похожего с их родиной. Вторая группа в туре с Денисом - Мирроред Липс из Санкт-Петербурга. Людмила СКОЧИГОРОВА, группа «Mirrored Lips», г. Санкт-Петербург:  «Он согласился мгновенно, после того как я задала ему вопрос, не мог бы он нас взять, а мы задумали это после того как послушали португальских музыкантов и нам стало ясно, что если сейчас мы не поедем, то мы упустим очень важную штуку» Сегодня вечером обе группы сыграют в парке Дома офицеров в Чите. После «Газель Смерти» поедет дальше – во Владивосток. Это финальная точка последнего тура. Денис АЛЕКСЕЕВ, панк-водитель,, г. Москва: «Моя задача в ней выполнена, на каких-то других новых вещах сконцентрироваться, освободить время - Это та самая жизнь после панка начнется? - Нет. Это начнется, была «Газель Смерти», а начнется «Газель После Смерти». Вот я бы так сказал» Вячеслав Бортницкий. Владимир Николаев. ЗабТВ.