Как владельцы электрокаров выживают в Чите?
Неуверенно, но всё же, заходят автомобили с электрической тягой в Россию. По данным Автостата, сегодня в стране их около 3,6 тысяч. Лишь за первую половину 2019-го было продано 1395 автомобилей (в два раза больше, чем год назад). В Забайкалье пока нет и сотни электрокаров. Несмотря на это, в соответствующей инфраструктуре они всё-таки нуждаются. ZAB.RU выяснил у владельцев электромобилей, как им удается ездить на «машинах будущего», и какие перспективы у электрокаров в нашем регионе.
То, что казалось нереальным вчера, сегодня передвигается по городу. Правда, с некоторыми сложностями. Зарядочных станций нет, инфраструктура в целом не развита. Владельцы машин рассказывают, что выбрали такой вид транспорта, чтобы сэкономить на топливе.
- Пользуюсь электромобилем почти 3 года. Приобрел в целях экономии средств на топливо. Заряжаю в частном доме, пару раз в сутки. Этого хватает на 120 км. Как-то раз, в частном разговоре, представитель энергокомпании сказал, что таких авто в Чите не так много, поэтому заворачиваться со строительством станций в ближайшем будущем нет смысла», - рассказал владелец электромобиля в Чите Сергей Панчук.
Такого же мнения придерживается и другой владелец авто с электрической тягой Владислав. Он ездит на электромобиле ежедневно уже 4,5 года.
- Заряжаю в гараже по мере необходимости. Бывает, подзаряжаю по несколько раз в день. Летом запас хода 100-120 км, зимой 40-70 км. Никуда не пытался обращаться из-за отсутствия зарядок в городе, так как нет смысла и необходимости, - сказал владелец электрокара Владислав.
Казалось бы, ездить можно. Но сложно. Потребность в зарядных станциях всё же есть. Владельцы своим машинам рады, но друзьям такой авто не посоветуют. Отсутствие станций считают серьезным препятствием.
- Мы нуждаемся в зарядках. Но 1-2 станции проблему не решат, минимум 5-6 станций в равноудаленных частях города, так как каждый раз при использовании авто приходится оставлять где-то 15-20% зарядки, чтобы добраться до дома. Многие хотят купить электромобиль. Но препятствием для покупки становится отсутствие станций, - сказал Сергей Панчук.
Постановление есть – зарядок нет
Еще в ноябре 2016 года правительство подписало постановление об обязательном оснащении зарядными станциями АЗС в стране. Но санкций за неисполнение не ввели. Как наказать за это не придумали, поэтому «заправки» проигнорировали нововведение. И специальных станций по России - пересчитать по пальцам, а в Забайкалье совсем ни одной.
Постановление гласит: «В перечень минимально необходимых требований к обеспеченности автодорог общего пользования объектами дорожного сервиса и в перечень минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах, включены зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями».
Прочитав этот текст, владельцы некоторых АЗС решили, что обеспечить станциями необходимо только федеральные трассы. В пределах города необязательно. Чтобы вывести из этого заблуждения, Федеральное дорожное агенство прокомментировало ситуацию.
«Согласно постановлению правительства РФ, зарядные станции для электроавтомобилей должны устанавливаться на всех без исключения АЗС, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования, как федеральных, так и дорог регионального и муниципального значения», — пояснили в пресс-службе Федерального Дорожного агентства.
Проблему начали решать
Владельцы электромобилей считают появление зарядок утопией. Мы решили узнать у регионального оператора электрических сетей, как обстоят дела с исполнением постановления правительства РФ. И, на удивление, работы по обеспечению города станциями подзарядки идут.
«Две зарядные станции для электромобилей появятся в Чите до конца этого года. В ближайшие месяцы специалисты откроют в Чите две зарядные станции для электромобилей. Проект реализуется в рамках «Всероссийской программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта», - сообщили в пресс-службе Читаэнерго.
По словам ведомства, для удобства автомобилистов зарядки будут находиться возле крупных торговых центров Читы. Услугами заправки смогут воспользоваться все водители.
- Сегодня в Забайкалье около ста автомобилей на электрической тяге и несколько сотен машин - гибридов. И для них нет ни одной специализированной станции, но уже разработали проект заправок. Первые две автозаправочные станции получены, и совсем скоро начнутся работы по их монтажу, - уточнили в пресс-службе.
Пока придётся заряжать самим
Сейчас по стране популярны так называемые народные заправочные станции. И пока нет даже первых двух станций, возможно, забайкальцам стоит взять пример с других городов. Часто помогают предприниматели - ставят на торговых точках заряжающие устройства. Для этого даже разработали специальное онлайн-приложение с отмеченными местами для подзарядки. Единомышленники объединяются и бескорыстно помогают друг другу. На сегодняшний день это лучшая альтернатива, которую, возможно, удастся распространить и в Забайкалье.