Как указ утопили в приказах

Владимир Тихомиров / Общество, 10:40, 25 июля 2022
Как указ утопили в приказах
Фотография из архива ZAB.RU

В Госдуму был внесён законопроект, который предлагал установить, чтобы базовая месячная ставка зарплаты учителей не могла быть ниже двукратного размера МРОТ. Но депутаты остались к нему равнодушны.

Лукавая прибавка

Здесь вот что удивляет: десять лет прошло после майского (2012 г.) указа президента страны, который давал чёткий ориентир – довести среднюю зарплату учителей до средней величины зарплаты по экономике региона. И что же? Зарплата не только не достигла этого значения, но во многих школах сокращается.

Вот, например, председатель Заксобрания Забайкальского края Кон Ен Хва встречался с управленческим активом и представителями социальной сферы Петровск-Забайкальского района, и они прямо говорили о том, что отсутствие должной индексации окладов учителей обострило вопросы дифференциации труда в зависимости от квалификации преподавателей. «Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) ежегодно растёт, - говорили педагоги, - а наша зарплата при этом снижается. Надо вывести за рамки МРОТ все компенсационные и стимулирующие выплаты». Педагогов бы устроило положение, чтобы ввести фиксированную зарплату в соответствии с указом президента, а компенсационные выплаты – дело нужное, но за скобками МРОТ.

Понять педагогов не трудно. Со времени реформ в образовательной сфере если что-то и может запутать наших педагогов, то это их собственная зарплата. Думаю, даже учителя-математики, например, не каждый раз смогут решить уравнение со многими неизвестными в виде «повышающих коэффициентов и фондостимулирующих надбавок», которые им всё время предлагают бюрократы от образования. В них, видимо, заложена некая тайна. В результате реальная зарплата работников образования – это одно, а отчёты и расчёты бюрократов – это совсем другое.

Но тревоги среди руководителей отрасли и региона на этот счёт не чувствуется.  На различных встречах с краевым начальством и на публичных бюджетных слушаниях от профсоюзных работников мы слышим одни факты, касающиеся бедственного положения учителей в крае, а в отчётах и посланиях губернатора звучат оптимистические нотки. Но факт остаётся фактом, и его в очередной раз озвучили педагоги Петровск-Забайкальского района. Глава Заксобрания края обещал совместно с краевыми министрами этот вопрос «порешать», но вот прошло несколько месяцев, но об этом ничего не слышно. Стандартное обещание и стандартное бюрократическое спускание на тормозах назревшего вопроса.

Ну, а что до майского указа президента в сфере образования, то его как бы не замечают и все о нём забыли, как о неком казусе в управленческой деятельности. Конечно, от него напрямую не отмахиваются – всё же это документ вышел из-под пера главы государства – но никто и выполнять  не собирается. А потому обложили этот документ таким количеством различных ведомственных приказов и инструкций о стимулирующих коэффициентах, о подушевом финансировании школ и т.д., что указ Путина просто утонул в них, исчез, а учителям серьёзно прибавилось работы, чтобы получить хоть какую-то маломальскую зарплату.

А как же иначе объяснить то, что через 10 лет после указа учителя в Забайкальском крае по своей зарплате не только не вышли на средний уровень зарплаты по экономике края, но получают на порядок меньше. Сегодня средняя зарплата по экономики в крае составляет 53840,4 рубля. А средняя зарплата в образовательной сфере – 36046,4 рубля. Но это средняя температура по зарплате. Учитывая, что руководители школ, как правило, нередко кладут себе жалование в 100, 150 и даже больше рублей в месяц, то рядовые учителя довольствуются крохами.

 Если указ не идёт к педагогам…

В чём разница между административной и образовательной реформами? В первой есть деньги, но нет реформ, во второй –  реформы есть, а денег нет.

Видимо, когда готовился указ, все надежды были связаны с региональным финансированием. Но откуда лишние деньги у регионов? Похоже, теперь на майский указ президента в образовательной сфере махнули рукой не только в нашем крае. И не только руководители региона. В Госдуме, как мы уже сказали, предлагают другой вариант прибавки – то есть не ниже двукратного размера МРОТ. Но большинство депутатов то ли постеснялось менять критерий указа президента, то ли посчитало, что деньги нужны сегодня на более необходимые нужды для страны, отвергли это предложение и даже не стало его рассматривать в рабочем порядке.

Но острота вопроса оплаты труда учителей, особенно в сельской местности, достигла такой степени, что в стране началось целое движение за её повышение.  Инициаторами явились учителя Кировской области. Им тоже надоело получать за одну ставку зарплату в размере МРОТ, а если хочешь получить больше – днюй и ночуй в школе, трудясь на 2-2,5 ставки. Вот в нашем крае величина прожиточного минимума (он теперь равен МРОТ) составляет для трудоспособного населения 16137 рублей. Как видим, даже работая на две ставки, педагог не озолотится.

А ведь какие амбициозные национальные проекты в области образования были приняты в 2018 году! Здесь и цель войти по качеству общего образования  в десятку ведущих стран мира, и обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология», формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профориентацию, создание условий для раннего развития детей, реализация программы помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста…  И много других очень привлекательных целей.

Но давайте скажем прямо: учителя, все педагоги, поставленные в унизительное положение по условиям оплаты труда, смогут или даже захотят всех этих целей добиваться?

Очень сомнительно.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"