Дорогая передача. Как и на что существует губернский телеканал

Борис Ветров / Общество, 14:36, 16 мая 2023
Дорогая передача. Как и на что существует губернский телеканал
Скриншот с официального сайта РТК "Забайкалье"

Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол – 

не верь глазам своим. 

Козьма Прутков

 «Свято» место… 

Построенное в начале 2000-х годов в стиле провинциального модерна здание на ул. Бутина, 111, недолго пустовало и оставалось безмолвным. Ныне в нем опять кипит, ну вернее – не кипит, а побулькивает жизнь, напрямую, однако, связанная с продуктами жизнедеятельности краевых властей. Сегодня там обитает не так давно родившееся в результате слияния идей заезжих политтехнологов средство массовой информации – Региональный телеканал «Забайкалье» (ЗРТК).

А кто сейчас может сказать, что находилось в этом здании до «Забайкалья»? Правильно – другая телекомпания. «Альтес». Сегодня, наверное, уже никто и не может расшифровать это название. А расшифровка была такая – «Альтернативная Телевизионная Студия». Когда-то это была одна из первых частных телекомпаний не только в Чите, но и в Восточной Сибири. В начале 90-х годов прошлого века с Читинского телевидения ушли несколько наиболее талантливых и ярких личностей и решили попытаться счастья на вольных хлебах. И счастье таки – да, было. Расцвет «Альтеса» наступил, когда, помыкав горя, он забыл об «альтернативе» и стал рупором мэрии и регионального правительства. В итоге из арендуемых в тресте «Забайкалзолото» кабинетиков «Альтес» переехал в то самое здание, о котором речь шла выше. Здание было построено и оснащено самой современной аппаратурой за счет налогоплательщика, но это уже никого не смущало. Как не смутило и то, на этом месте среди зелени стоял детсад для ребятишек с нарушением развития. В одночасье детей – инвалидов выкинули куда-то на окраину, особняк снесли и на торжественном открытии нового офиса «Альтеса» его хозяйка Карина Канунникова заявила, что теперь будет «засыпать с образами двух мужчин – Гениатулина и Жирякова». Хотя уже тогда было ясно - стоит уйти губернатору и тогдашнему мэру Михалёву, как домик «Альтеса» рассыпается. Так оно и вышло, сперва иссяк золотой дождь с Олимпа на Чайковского, 8, затем предприятием заинтересовались налоговики и судебные приставы, в итоге – уголовные дела и банкротство. Но свято место пусто не бывает… 

По старинным читинским технологиям 

Улыбчивый мачо, кандидат в губернаторы края Александр Осипов по наводке заезжих политтехнологов принял решение – одной читинской студией ГТРК-Чита ему не обойтись. Тем более для нового телеканала уже была готова база. И вот, после победы на выборах в 2019 году, одним из первых своих указов Осипов повелевает создать «Альтес 2.0», с названием «Региональная телекомпания «Забайкалье» и по рецептам своих предшественников.  Внешне зачатие и рождение прошло чинно и благородно – суррогатной матерью для медийного младенца стала Забайкальская государственная кинокомпания – кто не знает, это бывший областной кинопрокат. Помпезное называние сути не изменило, контора занимается закупкой и демонстрацией кинофильмов в еще уцелевших сельских ДК Забайкалья.

Сумма, которую отвалило краевое правительства на создание компании, до сих пор засекречена, не исключено (хотя мы этого не утверждаем), что финансирование проводилось через тот самый «Фонд развития», который засветился в предвыборной компании Осипова и куда стекаются деньги от крупнейших предприятий края, вместо того, чтобы пополнить тощий краевой бюджет. В любом случае, чтобы оснастить современным оборудованием телестудию, сегодня одной сотней миллионов, скорее всего, не обойдёшься. Да и текущие расходы – зарплаты, транспорт и услуги ЖКХ тоже влетают в шести – семизначные цифры ежемесячно.

Власти данные о финансировании ЗРТК не то, чтобы скрывают, но отвечают на вопросы о нём крайне расплывчато. На официальный запрос ZAB.RU по поводу размеров дотаций и субсидий еще в 2021 году с Чайковского, 8 пришел ответ, что «Финансирование учреждения осуществляется в рамках субсидий на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг». В блестящем стиле отечественной бюрократии между строк читается – «не ваше дело». Также нет конкретной информации, на каком освоении ЗРТК занимает здание, которые совсем недавно, после банкротства «Альтеса» было выставлено на торги. Между тем вся эта благодать льется на голову «Забайкалья» из бюджета. То есть – из карманов налогоплательщиков. Согласны ли они содержать за свой счет фактически орган пропаганды регионального правительства – никого не волнует. Как это было и в случае с «Альтесом» Но, возможно, мы несправедливы в оценке деятельности молодой телекомпании, где работают профессионалы своего дела и создают востребованный продукт?

 Не в коня корм 

Основной показатель эффективности любого СМИ – это аудитория. Актуальность тем, оригинальность подачи, мастерство режиссёров – за все это потребитель платит одним – посещением. Есть интересный контент – есть посещаемость. И наоборот.  

Чтобы не быть голословными, оценим посещаемость РТК за последние недели. Самым просматриваемом стал сюжет о пожаре в Баляге. Он набрал 10 000 просмотров. А вот прочие ролики не просто далеки, а очень далеки от таких показателей. Впрочем, вы можете видеть сами на приведенном ниже скриншоте страницы канала на сервисе YouTube, насколько популярно «Забайкалье» у регионального потребителя медиа-продукции.

 

Дорогая передача. Как и на что существует губернский телеканалДорогая передача. Как и на что существует губернский телеканалДорогая передача. Как и на что существует губернский телеканал
1 / 3

 

Встречаются, конечно, у ЗРТК сюжеты, достигающие 20 тыс. просмотров (лично я насчитал один такой), и которые выбиваются за пределы 1000. Но это, по большому счету исключение из того множества трёхзначных цифр, которые стабильно сохраняется под большинством сюжетов.

Надо полагать, что такая картина не может устраивать ни управление внутренней политики губернатора, ни свежевыструганный МинГроб, и прочие структуры, отвечающие за создание положительного имиджа Забайкальского края в информационном поле.

Ну, а раз корм в коня не пошел, коня можно и перекрасить, как делали раньше барышники перед ярмарками. И вот, в медиа-пространстве края происходит ничем необъяснимое аномальное явление. Буквально на месяц число подписчиков на ЗРТК «Забайкалье» в YouTube выросло почти в четыре раза! Для канала с таким контентом это просто невероятный прорыв, он же рывок и вообще, сказка, ставшая былью. Если взять аналогию с ситуацией в крае, то это равносильно тому, что за месяц у нас внезапно заработали все, ранее разрушенные промышленные предприятия. Для сравнения – телеканал ZAB.TV, имеющий свою страницу в YouTube с 2011 с числом подписчиков в 140 тысяч человек, увеличивает это число на две – четыре тысячи человек в месяц. При этом, количество просмотров, как вы сами можете видеть, более чем заметно отличается от ЗРТК. В очень лучшую сторону.

 

Дорогая передача. Как и на что существует губернский телеканалДорогая передача. Как и на что существует губернский телеканалДорогая передача. Как и на что существует губернский телеканал
1 / 3

Уважаемый редактор, может лучше про реактор? 

И вот он главный нюанс. Новая гордая цифра в 60 тысяч подписчиков украшает страницу ЗРТК, но вот количество просмотров совершенно не изменилось. И вот этому логического объяснения почти нет. Есть только предположения и версии, и наперёд, на случай возможного развития событий, мы предупреждаем, что дальнейшую информацию надо воспринимать лишь как версию и гипотезу, раз уж речь идет об аномальном явлении. Стоит набрать в любой поисковой системе фразу «Как накручивают подписчиков в YouTube»? как вылезут десятки ссылок на сайты, где подробно рассказывается, как это можно сделать. И выяснить, что быстрее всего накрутить число подписчиков можно, прибегая к платным сервисам. Повторяю, мы ни что не намекаем, но осадочек, нехороший такой, все равно остаётся.

Пока же ясно одно – огромные бюджетные деньги потрачены на создание телекомпании, эффективность которой явно не соответствует инвестициям, и пока что она служит разве что утешением аудитории краевого правительства.  Дороговато обходится это Забайкальскому краю. Такая вот «дорогая передача»…

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"