В церковь или к гадалке?
Общество, 08:08, 19 ноября 2008
В Забайкалье растет религиозность и уменьшается число посетителей гадалок, знахарей, народных целителей. К такому выводу пришли сотрудники "Лаборатории прикладных социологических исследований" во главе с кандидатом философских наук доцентом Читинского института Байкальского университета экономики и права Алексеем Янковым.
Все гадалки - бывшие комсомолки
На вопрос социсследования "Как часто Вы обращаетесь к услугам народных лекарей, знахарок, гадалок и т.д.?" "Очень часто" ответили 4,4 процента опрошенных (против 8,4 три года назад), "От случая к случаю" - 37,5 процента (в то время как в 2005 году таковых было 46,6 процента), зато увеличилось число сомневающихся в помощи медиумов и тех, кто никогда не обращается к их помощи. Уровень суеверных, магических представлений, делают вывод социологи среди населения, уменьшается.
То, что зачастую народные целители и экстрасенсы используют церковную атрибутику, нередко вводит тех, кто к ним обращается, в заблуждение. Православные церковнослужители, да и их коллеги других вероисповеданий считают веру и суеверия несовместимыми. Вопрос соотношения христианского и суеверного в церкви довольно непростой. Но все же кое-что служителей в православных храмах возмущает.
- Отпели в церкви покойника, - возмущается брат Виталий, послушник, - выносят гроб, а старушки скорее табуреты переворачивать ножками кверху! Да это ж язычество настоящее!
Тот же послушник процитировал корреспонденту "Экстры" слова одного батюшки: "Не слушайте вы старушек. Они все - бывшие комсомолки". Священник имел в виду, что атеистическая пропаганда в свое время сделала население неграмотным в духовном плане.
Верю - не верю
Проведя мониторинг религиозных предпочтений населения Забайкальского края в 2008 году, социологи сравнили данные с показателями исследования 2005 года. А поскольку анкета исследования трехлетней давности в основном повторяет нынешнюю, можно делать выводы о религиозной ситуации в динамике. Так, например, за три года произошло незначительное увеличение доли верующих респондентов за счет уменьшения сомневающихся в своей вере. Если в 2005 году на вопрос "Верующий ли Вы человек?" утвердительно ответили 47,8 процента опрошенных, то в нынешнем более половины - 52,2 процента. А количество колеблющихся, по данным опроса, снизилось с 33,3 до 26 процентов. Практически таким же осталось число неверующих - в районе 16 процентов.
Всего было опрошено и в том, и в другом случае 1100 человек в 24 районах Забайкальского края с учетом места жительства, пола, возраста как контрольных признаков. Вероятная ошибка, как отметил руководитель исследования Алексей Янков, плюс-минус 2-3 процента.
Общее количество верующих в крае, как отмечают социологи, чуть ниже общероссийского показателя, который по разным источникам составляет от 55 до 60 процентов. В 2008 году ученые дополнительно задавали вопрос о предмете веры (бог, духи, сверхъестественные силы, высший космический разум). Они выяснили, что в бога верят 64,5 процента респондентов, 12,2 процента признают существование в мире сверхъестественных сил.
Вера без дел мертва?
Если в 2005 году половина опрошенных ответила, что никогда не посещала богослужений, а 34 процента признались, что делают это один или несколько раз в год, то в 2008 году не посещающих вообще оказалось на целых девять процентов меньше, однако на 2 процента выросло число тех, кто ходит в церковь раз от разу. Оба опроса показывают, что ревностными прихожанами являются не более 4 процентов респондентов, причем к 2008 году это число несколько возросло, но все же для большинства вопрос религии - формальный.
Значительно возросло число называющих себя православными (с 58,5 процента до 63,7), незначительно больше стало мусульман (2,1 процента, что на полпроцента выше показателя трехлетней давности). Практически не изменилось число буддистов (в районе 10-11 процентов), католиков (1,4), шаманистов (0,8). А вот влияние на умы забайкальцев проповедников т.н. нетрадиционных протестантских конфессий (евангельских христиан баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы) ослабло и составляет не более половины процента.
Современное законодательство о свободе совести дает возможность всем религиям сосуществовать в обстановке равноправия и веротерпимости. И чем выше религиозность общества в целом, тем важнее становится эта веротерпимость.
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Заметили ошибку? Сообщите, пожалуйста, редакции. Выделите текст и нажмите клавиши «Ctrl» и «Пробел»

Статьи11:11, 4 февраля
ПОЛИТПРОСВЕТ: Пусть мэр, лишь бы свой

ZAB.TV18:00
актуальное СМЕРТНАЯ КАЗНЬ 6 февраля 2025

Новости21:04
Таксист попал в реанимацию после ДТП в центре Читы

Новости21:08
Власти региона представили обновленный состав подарка для новорожденных

Галерея15:48, 11 ноября 2024
«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

ZAB.TV18:10