ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Создатели программных миражей

Вероятно, уже не многие помнят, что в разные годы был принят ряд планов, программ и стратегий по социально-экономическому развитию Забайкальского края до 2025 года. И вот этот год вступил в свои права. Любопытно взглянуть, что это за документы и насколько осуществились щедрые обещания.
Соревнование в мифотворчестве
Начиная с 2013 года, когда наш земляк первый губернатор Равиль Гениатулин был отправлен в отставку и через два-три года стали приходить в край новые губернаторы, они стали словно соревноваться в создании народных, президентских, премьерских и прочих планов и стратегий развития края. При этом все они как бы не замечали уже принятых подобных ранее стратегий и программ, не принимали в расчёт то, что это порождает путаницу в планировании, полную анархию в хозяйственной деятельности и в целом девальвацию реального планирования. Видимо, такое положение – и не только в нашем регионе – заставило президента Владимира Путина бросить знаковую фразу: «Не морочьте людям голову, многие программы не согласуются между собой по целям и срокам».
Бывший губернатор Константин Ильковский начинал свою деятельность словно с чистого листа, как будто он попал не в край с богатой историей, в том числе экономического развития, а на невидимую обратную сторону луны. «Народная программа», стратегия до 2025 и 2030 года, десяток подпрограмм и проч. – всё это сыпалось, как из рога изобилия. А ведь до него ещё были приняты программы социально-экономического развития региона до 2025 года, за которую московским разработчикам были уплачены миллионы рублей из краевой казны.
Но вот пришёл новый губернатор. И снова, уже Наталья Жданова, словно и не было долгого периода поисков, программ и стратегий, начинает с чистого листа, заявляет: «Мы разрабатываем стратегию, целью которой является подъём экономики, привлечение инвестиций. Мы знаем, в какой последовательности идти, шаг за шагом, видим приоритеты». Однако Комплексный план развития края, инициированный её администрацией, который опрометчиво команда Натальи Ждановой назвала «президентским», так и не появился на свет, а вместо него премьером был подписан перечень первоочередных мероприятий до 2025 года, который впоследствии вообще никого не интересовал.
Сменивший в 2018 году Наталью Жданову Александр Осипов не был оригинален. Через считанные недели после назначения врио губернатора он заявил: «Власти Забайкалья разработали план ускоренного социально-экономического развития. В нём 51 ключевой инвестиционный проект на общею сумму 1,6 триллиона рублей, что предусматривает создание 60 тысяч высокопроизводительных рабочих мест».
Конечно, цифра в 1,6 триллиона рублей инвестиций и количество новых «высокопроизводительных рабочих мест» завораживала и удивляла. В нашем малолюдном и ежегодно теряющим дееспособное население крае представить себе такую прорву новых высококлассных кадров, мобилизованных на реализацию многочисленных проектов – просто фантастика. В план до 2025 года было намечено вложить одну тысячу шестьсот миллиардов рублей - это почти в пять раз больше, чем предполагали вложить разработчики «президентского плана» и в 38 раз больше, чем стоимость Перечня мероприятий, подписанного председателем правительства страны.
Планы и жизнь идут параллельно
Но и этот план теперь уже история. В 2021 году было объявлено, что правительство РФ утвердило Комплексную программу ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, подписанную премьером Михаилом Мишустиным. Теперь уже называются суммы инвестиций в эту программу в 2 и более триллиона рублей. К нынешнему году наш край должен был добиться экономического роста более 4% в год и внебюджетных инвестиций в приоритетные инвестиционные проекты в размере 618 миллиардов рублей в год, а также 18,6 тысячи новых рабочих мест, тоже в год. Как же далеки эти цифры от реальности, когда мы видим по большинству наших отраслей не рост, а регресс и потерю квалифицированных кадров в результате миграции населения. Хотелось бы увидеть, как власти региона будут отчитываться о выполнение этой программы.
Конечно, в программе записано много полезного, но по срокам не выдерживается. Здесь и реконструкция аэропортов в Чаре и на Кадале уже к 2024 году, реконструкция очистных сооружений в Чите и Краснокаменске (недавний скандал на всю страну по поводу позорного провала этих проектов мы помним) и многое другое.
Если посмотреть на все планы и стратегии, которые были приняты при прежних руководителях края, то увидим, насколько кабинетные намерения не соответствуют реальности. В стратегии, принятой ещё в 2016 году, увеличение объёма экспорта к 2025 году заложили в 2,5 раза до 1 миллиарда долларов, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней должны были возрастать на 20 миллиардов рублей в год по собственным доходам. Но мы видим, что край по-прежнему опирается не на собственные доходы, а на дотации из федерального бюджета.
В сфере сельского хозяйства программы пророчили к 2025 году увеличение посевных площадей в 2,5 раза - до одного миллиона гектаров, рост объёма продукции в 2 раза (на 20 миллиардов рублей). Ничего этого не случилось. Сегодня, когда сельское хозяйство в крае находится не в лучшем состоянии, теряет объёмы, все эти планы кажутся просто блефом.
Планы формы ради
Людям, конечно же, хочется узнать и о том, что обещано по их благосостоянию. Так вот, упомянутой стратегией предусмотрено, что к 2025 году должно быть обеспечено снижение население с доходами ниже прожиточного минимума с 18% до 10%. Сегодня каждый пятый житель края не дотягивает до прожиточного минимума. Да, денежные доходы возросли, но инфляция, бурный рост цен эти прибавки полностью «съедают».
В сфере здравоохранения по плану должна быть обеспечена практически полная доступность необходимой высокотехнологичной медицинской помощи населению. Но мы знаем, как сказалась на этом проведённая в крае оптимизация и как страдают до сих пор люди во многих сёлах и посиделках края от отсутствия нужных специалистов.
Почему так происходит в нашем планировании? Думается, сами чиновники на этот вопрос не раз ответили. Всё дело в том, что изначально наши программы и стратегии писались формы ради. И это никто даже не скрывал. Когда принималась упомянутая стратегия до 2025 и 2030 года, бывший министр экономического развития Баир Галсанов откровенно сказал, зачем она нужна. Оказывается, наличие у региона утвержденной стратегии являлось непременным условием для того, чтобы регион смог получать финансовую поддержку от федерального правительства.
Да и отчитываться о выполнении всех этих планов и стратегий никто не собирался. Настанет время, нарисуем ещё краше.

Обзор на стильный кроссовер Omoda C5 — в погоде на 8 февраля в Чите

Депутата Гурулёва переводят в другой комитет Госдумы

14 человек тушили пожар в Смоленке

ПОЛИТПРОСВЕТ: Пусть мэр, лишь бы свой

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите
