ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Споткнулись на первом квартале

Позади первый квартал 2025 года. Пройдена четвёртая часть нового годового пути в социально-экономическом развитии Забайкальского края. Можно ли надеяться на исполнение радужных ожиданий, которые рисовали нам в конце прошлого и начале нынешнего года краевые ведомства при формировании бюджета на текущий и два последующих года?
Гладко было на бумаге…
Нам уже доводилось высказывать сомнения в прогнозах развития нашего края в статье «Прогнозные фантазии». Мы отслеживаем ситуацию и возвращаемся к ней потому, что тогда ещё не были опубликованы официальные результаты работы отраслей нашего региона в первом квартале. Теперь же они обнародованы Забайкалкрайстатом, но не радуют и радикально расходятся с теми прогнозами, которые озвучили региональные ведомства, а депутаты Заксобрания безоговорочно с ними согласились.
В народе говорят – как начнёшь год, так его и проведёшь. Факты сигналят о тревожном положении. Если взять основной сегмент экономики, промышленное производство, то в январе – феврале он равен 96,6% к соответствующему периоду 2024 года. Хотя и прошлый год по показателям промышленного производства не блистал, снижал показатели. Было допущено ухудшение по обрабатывающим производствам, обеспечению электрической энергией, газом и паром, водоснабжению и водоотведению, строительству, сельскому хозяйству. Например, в обрабатывающих производствах уменьшение составило 4,8% к уровню предыдущего года, сокращение объемов выпуска продукции допущено по 11 из 18 видов производств.
Но вот прогноз развития промышленного производства при этом почему-то сделан более чем оптимистическим. В текущем году он должен увеличиться на 6,5%, а на два последующих года и того больше – на 7,5% и на 8%. Это было бы замечательно, но за счёт чего такой оптимизм? Пока мы ежеквартально и ежегодно видим одну и ту же картину: всё держится только на горнодобывающей отрасли, другие же находятся, как видим из показателей Забайкалкрайстата, в прогрессирующей рецессии. То есть лестница, по которой, согласно прогнозу, должно быть движение вверх, ведёт вниз.
Если взять строительную отрасль, то в первом квартале текущего года объём работ по сравнению с четвёртым кварталом прошлого года снизился на 17%, число заключённых договором на строительство уменьшилось на 20%, а обеспеченность финансами сократилась на 7%.
Хотелось бы при этом верить прогнозам, по которым уже во втором квартале обещается кратное увеличение объёмов работ и заключённых договоров. Но как-то не очень в это верится, поскольку, как мы знаем, более 80% объёмов жилья, например, строится населением своими силами. А вот цены на строительные материалы в первом квартале уже увеличились на 31% по сравнению с четвёртым кварталом прошлого года, а во втором квартале они поднимутся к показателю первого квартала 2025 года, как прогнозируется, ещё на 84%. При такой дороговизне строительства ждать взлёта объёмов в отрасли не приходится. Но что-то не слышно, чтобы правительство края серьёзно вмешалось в регулирование цен на стройматериалы экономическими методами или, как советует наш президент, управляло ими в ручном режиме. Не видно, чтобы оказывалась и финансовая помощь частным застройщикам за счёт льготных кредитов и проч.
В сельскохозяйственном производстве положение тоже незавидное. Два предыдущих года отмечается падение производства на 5,2% и 2,5%. Показатель первого квартала в этой отрасли пока по понятным причинам статистиками не публикуется. Но вот прогноз снова весьма оптимистичен – на текущий год увеличение объёмов сельхозпродукции должно составить 1,7%, а в два последующих года 4,4%, 6,5%. За счёт чего же такие ожидания? Ведь и посевных площадей больше не становится, и количество скота не только не растёт, но уменьшается. До 90% скота находится в частных хозяйствах, а кооперация, которая бы позволила быстро и по приемлемым ценам сдавать крестьянами скот на мясо в крае просто не развита.
Прогнозисты формируют будущие показатели за счёт роста урожайности, но и они признают, что основные ориентиры остаются на уровне 2023 года, то есть роста объёмов в растениеводстве ожидать не стоит.
Задач больше, а нас всё меньше
Вот чего у нас в избытке, то это программ и стратегий социально-экономического развития Забайкальского края. Есть утверждённая правительством РФ Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Никто не отменял Перечень мероприятий социально-экономических мероприятий до 2025 года, также утверждённый федеральным правительством. Утверждены основные показатели развития до 2030 года. Есть несколько Стратегий развития до 2030 и 2035 годов. Нельзя сбрасывать со счетов и программу развития Дальнего Востока, в которой принимает участие и Забайкальский край.
Но вот беда: население нашего края тает на глазах и встаёт вопрос: кто будет реализовывать все эти начертания? Если на 1 января 2022 года в крае проживал 1 миллион 5 тысяч забайкальцев, то на начало текущего года – 974,5 тысячи. При всём своём оптимизме даже прогнозисты не могут обрадовать нас увеличением населения в ближайшие три года и дают показатели с уменьшением численности жителей края.
Но не это ещё составляет особую тревогу. Год от году уменьшается и трудоспособное население, которое сегодня составляет, по официальным данным 581 тысячу. Численность занятых на производстве тоже уменьшается и сегодня мы имеем здесь только 452 тысячи человек. В действующих организациях в прошлом году средняя численность работников уменьшилась на 128,2 тысячи человек, а новых работников пришло в полтора раза меньше.
Миграция населения, её качество тоже далеко не в пользу нашего края. Уезжают в другие регионы в основном молодые и квалифицированные специалисты, а приезжают на жительство в Забайкальский край, как правило, люди со слабой подготовкой и в большинстве возрастные.
Думается, что это сегодня основная беда нашего края, рискующего превратиться в безлюдную территорию. Но в выступлениях губернатора и других руководителей она, как правило, замалчивается.
Что стоят при этом все наши программы и стратегии?