Мы думали поговорить «накоротке». Но даже в двухчасовой беседе не удалось затронуть все темы, от которых у и.о. министра культуры Забайкальского края Виктора Колосова с некоторых пор «болит голова».
- Виктор Кириллович, в августе Нерчинск, старейший город на востоке России, отметит 360-летие. Как вы готовитесь к этой дате?
- Нерчинск испытывает настоящий ренессанс: масштаб проводимых работ не имеет аналогов в истории города. Специалисты реставрируют памятники истории и архитектуры – вокзал, приходское училище, здание общественного собрания, гостиницу «Даурия», в которой останавливался Антон Чехов, дом купца Верхотурова, усадьбы и жилые дома. Кроме того, идет окраска фасадов кинотеатра, ДЮСШ, здания администрации и других объектов, замена витражей библиотеки.
Константин Ильковский поставил задачу – нам нужно научиться придавать событиям общероссийское и мировое значение. Иначе нет шансов привлечь гостей и инвесторов. С Нерчинском, я думаю, это получится. В рамках юбилейных торжеств создается проект «Нерчинск – культурная столица Сибири и Дальнего Востока». В ближайшее время мы начнем реконструкцию городской среды – установим стилизованные под старину рекламные вывески, фонари и урны. Около 130 млн. рублей направлены на улучшение дорог из Дорожного фонда.
Реализация проекта «Возрождение города Нерчинск» превратит это место в один из туристических центров Забайкалья. Ведь Нерчинск – не только старейший город от Байкала до Тихого океана. Здесь добыты первые российские золото и серебро, а в 1689 году заключен первый пограничный договор с Китаем. Проект «пробивается» в Москве, и мы хотим пригласить министра культуры Владимира Мединского, представив ему программу возрождения города.
- Визитная карточка Нерчинска, как и всего Забайкалья – Бутинский дворец. Что делается для сохранения этого памятника?
- Краевой бюджет в этом году выделил на реставрационные работы 500 тысяч рублей. За счет муниципальных средств – 1,7 млн. рублей - отремонтированы фасады и помещения Бутинского дворца, в которых находится Нерчинский краеведческий музей. Запланирован ремонт и окраска фасадов одноэтажной части здания. На это выделены 2 млн. рублей. Дворец – объект культурного наследия федерального значения, но, несмотря на наши заявки, минкультуры России его не финансирует.
- Еще одна достопримечательность Нерчинского района – церковь Успения в селе Калинино. Когда специалисты преступят к ее реставрации?
- Подрядчик строительных работ определен, проектно-сметная документация разработана, ведется сбор средств. В этом году должны состояться работы по укреплению здания, поскольку если их не сделать, оно продолжит разрушаться.
При восстановлении храма будут сохранены его объемно-планировочное решение, декоративные элементы фасадов. После завершения работ здание будет использоваться по первоначальному назначению. Правда, давно не собирался попечительский совет, но думаю, перед юбилеем Нерчинска мы встретимся, «сверим часы».
- Памятники архитектуры есть и в Чите. Многие из них находятся в плачевном состоянии. Что делается, чтобы и памятники сохранить, и помочь их жильцам?
- В прошлом году отреставрированы объекты культурного наследия на улице Анохина - дома Китаевича, Либермана и братьев Шерговых, которые используются как многоквартирные жилые помещения. В этом году работы на улице Анохина продолжаются: ремонтируются доходный дом Труфанова, усадьба Зазовских, дом Трухина и бывший торговый дом Бутаковой на улице Амурской.
Некоторые строители нас обвиняют в двойных стандартах: одни работают с полным пакетом согласований, другие – нет. Правила игры для всех должны быть одинаковы.
Соглашусь, что памятники архитектуры в Чите, действительно, в плачевном состоянии. У регионального министерства нет средств на их восстановление, а Москва не выделяет деньги даже на ремонт 39 памятников федерального значения.
По законодательству содержать такие дома должно ЖКХ. Оно это зачастую не делает. Кроме того, раньше ситуация была достаточно «забюрокрачена» - с клиентами нередко общались в прокурорском тоне. Считаю, что минкульт должен помогать людям, живущим в таких домах, и наказывать тех строителей, кто злостно нарушает законодательство, лишая наш город исторического лица.
Сейчас наша задача - определить особо значимые объекты и их скопления, установить границы охранной зоны, отделив то, что надо охранять при любых обстоятельствах от так называемой средовой застройки. Деньги для этого нужны небольшие - 15-20 млн. рублей для Читы и Нерчинска. Но эту проблему не все хотят решать, потому что некоторым застройщикам выгодна существующая ситуация, когда нет ни правил, ни границ, и можно строить, где угодно.
- Наша землячка, режиссер Лидия Боброва во время Забайкальского кинофестиваля призвала власти восстановить памятник архитектуры Дом Шиллинга в Чите. Вы к ней прислушаетесь?
- Дом Шиллинга по улице Подгорбунского, 40 – объект культурного наследия федерального значения. Заявки на финансирование проектно-сметной документации в Москву направляются ежегодно, но пока безрезультатно. Вопросы финансирования на 2014 год будут решаться в сентябре-октябре. Когда-то мы хотели создать в этом здании музей города Читы, организовали встречу губернатора и мэра, получили «добро» на финансирование. Потом – пожар в мэрии, и все пошло не так. Конечно, идея музея Читы – прекрасная. Попытаюсь обсудить ее и с мэром и и.о. губернатора.
- В 2016 году будет отмечаться 100-летие со дня рождения Олега Лундстрема – нашего земляка, ставшего всемирно известным джазменом. Как будет праздноваться эта дата? Будет ли восстановлен дом Лундстремов на улице 9-го Января?
- Пока этот вопрос находится на уровне программных документов. Идея проведения в Чите джазового фестиваля им. Лундстрема принадлежит Галине Петровне Сыроватке (бывший министр культуры Забайкальского края - авт). Заявка в центр подана, но даже если она не будет поддержана, мы проведем фестиваль на региональном уровне. То же и с домом Лундстремов. В наших планах сделать там музей. Константин Константинович поддержал эту идею.
Могу добавить, что первый фестиваль джаза, посвященный Олегу Лундстрему, состоится уже в этом году.
- Кстати, врио губернатора Константин Ильковский пообещал создать в Чите музыкальный театр. Видите ли вы необходимость в этом объекте, и в какие сроки он может быть создан?
- Наша музыкально-песенная культура развивается в одном направлении – «фолк», популярная музыка с элементами фольклора. Так что это вопрос риторический. Балет, опера, классическая музыка - это элитарное искусство, которое нам просто необходимо развивать. Это искусство у нас присутствует в единичных «экземплярах». Например, солистка краевой филармонии Татьяна Аникина, певица, выступавшая в Карнеги-холл.
В регион приходит большое строительство - это хорошо. Пока музыкальный театр строится, будем решать вопрос с кадрами. Кстати, Константин Константинович дал задание организовать общественное обсуждение будущего театра. Во-первых, что это будет – опера и балет, или что-то другое? Как он должен выглядеть? Где должен размещаться? Ильковский предлагает провести конкурс, пригласить архитектора с мировым именем. Средства потребуются колоссальные, и весь расчет на то, что деньги поступят из федерального бюджета.
- Директор драмтеатра Владимир Вербич неоднократно подвергался критике в СМИ. Неоднозначное отношение к нему и у театралов. Стоит ли ожидать кадровых изменений в руководстве театра?
- Владимир Вербич «уронил» все показатели на 50 процентов и по зрителям, и по зарабатываемым средствам. Это существенные деньги – несколько миллионов рублей. В итоге краевой драмтеатр впервые за многие годы не поехал на гастроли за пределы края. Кроме того, он приступил к строительству крохотной гостиницы на театральной территории. А ведь земля, принадлежащая театру – это возможное решение его проблем. Если найти инвестора и построить на ней гостиничный комплекс, театр получит дополнительные доходы и номера для размещения гастролеров и приглашенных режиссеров, и, самое главное, – инвестиции в обновление механики сцены, света и звука.
Я предложил Владимиру Ивановичу уволиться по собственному желанию. Он отказался. В итоге Вербич уволен по статье 278 Трудового кодекса РФ. Директором драмтеатра назначен его главный художник Сергей Жарков. Новому руководителю придется возвращать учреждению утраченные позиции. Он уже отозван из отпуска. У Сергея Борисовича большие задачи, в том числе подготовка к гастролям в Чите МХТ им. Чехова, которые состоятся в сентябре.
- Уже много лет продолжается ремонт театра кукол. Когда, наконец, забайкальские дети получат обещанное «Тридевятое царство»?
- Около 2 млн. рублей поступят на ремонт и свето-звуковое оборудование театра в этом году. Остальные 28 млн. рублей - в следующем. О строительстве нового здания пока речи нет. Только планы. Но оно, конечно, будет не в центре. В городе развиваются новые территории, появляются современные микрорайоны – Октябрьский, Царский. И театр лучше построить рядом с ними, к примеру, около Мемориала.
- Раньше в забайкальских селах бурлила жизнь – работали дома культуры, клубы, библиотеки, киноустановки. Сейчас все это угасло. Как будет восстанавливаться культурная жизнь в забайкальской глубинке?
- Те малые деньги, которые есть в программе «Культура Забайкалья», я развернул на село, в том числе, на развитие народных любительских театров. Ввел конкурс на лучшее менеджерское решение, как делается в других регионах. Это позволит отслеживать способных организаторов: на селе, как и везде, дефицит с кадрами.
Очень важен финансовый вопрос - денег нет даже на зарплату. У нас на всё - 15 млн. рублей. Напомню, что в конце 2012 года была принята подпрограмма «Культура села», которая в течение двух лет – 2013 и 2014 – предполагала переустройство всех сельских клубов. На эти цели планировалось направить 620 млн. рублей, при этом источник финансирования определен не был. Зато теперь невозможно заехать в село: сразу «берут за грудки» - куда наши миллионы делись?
В Забайкалье в вымирающих деревнях стоят огромные разрушающиеся клубы, которые по параметрам в несколько раз превосходят оставшееся население. Это проблема всех сел, за исключением Агинского. Чем делать многомиллионный ремонт, дешевле построить новое здание - по современным технологиям и сопоставимое населению.
Константин Ильковский так говорит: «Давайте принимать маленькую, но работающую программу». С чем столкнулся я? В минкульте ни норм отбора, ни методик, ни критического подхода к документации. Многие сметы «на коленке написаны», экспертизы нет, грамотного дефектного акта нет, признания аварийности тоже. В итоге пока мы выбрали от каждого района по два аварийных объекта, и если будут деньги, по одному будем финансировать. Больше регион не потянет.
Для сравнения: федеральное финансирование Забайкальского края по программам культуры в 2011 году составляло 1 процент от финансирования Республики Бурятия, в 2012 году - 2,7 процента. Мы получали из федерального центра 5-6 млн. рублей в год, которые шли на проведение фестивалей. В Бурятии работа по программам ведется по-другому. Там работает вся команда во главе с главой республики.
- С начала 1990-х годов обсуждается вопрос возвращения Русской православной церкви здания Михайло-Архангельской церкви, где находится Музей декабристов. Как вы к этому относитесь? И возможна ли передача этого здания верующим?
- Здание находится в списке Росимущества на передачу церкви. Наверное, в будущем этот вопрос так и решится. Только я не хочу, чтобы передача проходила «большевистскими» методами: сначала выбросили из помещения, потом стали думать, как строить новый музей. Я понимаю, мы не на Западе, где старинные храмы передаются под музеи. Тем не менее, спасибо владыке Евстафию, что он ведет себя очень корректно в решении этого вопроса.
- Ваша предшественница ликвидировала художественный музей, превратив его в музейно-выставочный центр, торгующий ширпотребом. Что вы об этом думаете?
- Директор музейно-выставочного центра уволился по собственному желанию. Я ищу человека на его место. Еще не принято решение по поводу объединения музеев, но в любом случае на нем будет вывеска «Художественный музей».
Художественный музей создавался умными людьми, которые преодолевали все препоны советского бюрократического аппарата. Это статусный объект. Чита без него превращается в заштатный городок.
На этот год там еще подписаны контракты на торговлю. А торговля – это полное безобразие. Кстати, по доходам, если убрать пальто и шубы, МВЦ зарабатывает столько же, сколько зарабатывал художественный музей в бытность руководства Валерием Башировым. При этом бюджет МВЦ в пять раз больше – 32 миллиона рублей! Зачем создавалось автономное учреждение? Бывшему директору МВЦ развязали руки, чтобы он зарабатывал деньги, вкладывал их. И он купил… обычные торговые витрины. Зато картины практически не приобретались.
- Вернете ли вы роль научного центра Забайкальскому краевому краеведческому музею? Получат ли его сотрудники возможность выезжать в научные экспедиции и командировки для сбора предметов, имеющих историческую ценность?
- Кто мешает заниматься наукой? Кто запрещает? Эдуард Шелофаст, один из лучших специалистов по буддизму, занимается наукой, ездит, обучается. Владимир Нестеренко пишет диссертацию по археологии, участвует в раскопках. Все зависит от человека, если он хочет, значит, работает.
Краеведческий музей не будет в традиционном понимании научным центром. Наша наука – прикладная, а задача – вводить в оборот коллекции и представлять их. Если ты археолог, так трудись, как Сергей Васильев, который ночами диссертацию писал в свободное от работы время.
- Будет ли реализован давний проект по созданию в пригороде Читы этнографического музея под открытым небом?
- В планах и тематические парки, и этнографический музей. Первый проект Галины Сыроватки – этномузей в селе Шишкино – будет развиваться. Второй интересный проект – урочище Делюн-Болдок на Ононе, где по преданию родился Чингисхан. Наверняка этот объект привлечет внимание туристов. По опыту соседних регионов наличие музея под открытым небом дает прибавку по посещаемости 100-150 тыс. человек в год. Но пока это только проекты. Надо создавать туристический кластер, готовить серьезные документы, доказывать. Кстати, считаю, что ориентация на внешний туризм не совсем правильная: кроме Чингисхана у нас нет брендов, все они региональные. Нам надо делать упор на внутренний туризм и создавать бренды.
- Вернется ли министерство культуры края в свое прежнее здание по улице Ленинградская, которое является памятником архитектуры, или продолжит арендовать помещение в офисном здании на улице Ленина? И какова дальнейшая судьба здания на Ленинградской – в прошлом году оно даже выставлялось на продажу?
- Офис на улице Ленина мне не нравится. Магазин есть магазин. Нонсенс - посетитель идет в министерство мимо чулочно-носочных изделий…
Я люблю работать рано утром: никого нет, телефон молчит, можно работать. А здесь – пульт, охрана, все по часам. И атмосфера совершенно безликого офисного помещения. Считаю, что отсюда надо съезжать как можно скорей.
В здании на Ленинградской, где раньше находилось министерство культуры, нужно сделать частичную реставрацию двух аварийных мест, решить проблему с кровлей и водоотведением, чтобы вода дальше не разрушала фундамент, и вернуться туда. Второй вариант – переехать на Амурскую, 68, где, в связи с сокращением ведомств, освобождаются помещения.
- Чем ваши методы управления министерством будут отличаться от методов предшественницы?
- Я не хочу работать в стиле ручного управления. Вот ушел из руководства музеем, а ни один показатель не упал, потому что «машина отлажена» - нормальная организация труда, которая включает стимулирование и ответственность.
На каждом участке должны работать компетентные работники с необходимыми способностями. Как это сделать здесь, задача сложная. Но от ручного управления, когда в праздники все министерство бегает с флажками и плакатами, вместо того чтобы заниматься аналитикой, прогнозированием, мониторингом, перспективами, помогать учреждениям, в которых нет необходимого аналитического аппарата, надо уходить. Вот задача министерства. А все остальное – надо убирать на аутсорсинг: праздники должны проводить приглашаемые специалисты. Мы этим занимаемся по традиции и от отсутствия необходимых средств.
Я надеюсь, что никогда не стану орать на подчиненных. Надеюсь, что буду относиться равно к субсидированию учреждений, что не будет местечковости и кумовства. Что еще сказать? Громких заявлений на этом посту не сделаешь: это тяжелый и кропотливый труд.
И еще. Очень благодарен посетителям сайта «Забмедиа.Ру», оставившим свои предложения в рубрике «Помоги министру». Очень много интересного, конструктивного, действительно – настоящая программа действий. Спасибо!