Жители села Байцетуй хотят спутниковую связь

14:49, 18 февраля 2008

Что должен уметь выпускник детского сада, чтобы стать школьником.

«Надо ли заранее учить ребенка читать и писать? Вдруг он окажется самым неграмотным в классе», - переживают родители, чьим чадам в ближайшее время предстоит впервые переступить порог школы. Волнение усиливают слухи о собеседованиях, которые педагоги проводят с детьми при зачислении и о сложных образовательных программах, якобы, не рассчитанных на неподготовленных учеников.

Должен ли первоклассник представлять собой «чистый лист», с которым будет работать преподаватель, или ему на всякий случай стоит «припрятать» кусочек гранита науки за пазухой? Об этом «Забмедиа.Ру» рассказала заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, начальник управления общего, дополнительного образования и воспитания Наталия Шибанова.

- Наталия Михайловна, правила приема ребенка в 1 класс по сравнению с советским временем остались прежними?

- Отвечая на этот вопрос, в первую очередь, хотелось бы обратиться к позиции, которая для российского образования является определяющей – «каждый гражданин имеет право на образование, каждому гарантируются общедоступность и бесплатность образования». Так гласит Конституция РФ. В №273-ФЗ «Об образовании в РФ» закреплено, что любой ребенок должен приниматься в общеобразовательное учреждение, то есть в школу, расположенную по месту его проживания. Правила приема определяются учреждениями самостоятельно в соответствии с российским законодательством.

Единственная возможная причина отказа при приеме в общеобразовательную школу – переполненность классов. К сожалению, данный фактор в Чите прослеживается все чаще – создание социальной инфраструктуры производится медленнее, чем строительство новых домов и целых микрорайонов.

В этом же законе указано, что прием ребенка в начальную школу должен осуществляться с 6,5 лет и не позднее достижения им 8 лет. В иных случаях требуется персональное заявление родителей на имя директора. Так что возраст первоклассника тоже не может являться поводом для отказа.

Однако совсем другое дело, если родители хотят отдать своего ребенка в образовательные учреждения, которые работают по программам с углубленным изучением отдельных предметов или реализуют дополнительные предпрофессиональные программы, например, в области спорта, музыки, хореографии и других направлений. Если обучение по таким программам предполагает наличие предрасположенности детей или их способности к определенному виду деятельности, то здесь возможно специальное тестирование, ограничение в приеме по состоянию здоровья или показателям развития.

- Что же изменилось в требованиях приема детей в 1 класс?

- В 2009 году были приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты начального и общего образования, а с 2014 года впервые вступили в силу стандарты дошкольного образования. Данные документы несколько изменили видение учебного процесса и статуса его участников. Но эти корректировки касаются в большей степени технологии работы учителя или педагога дошкольного образования, а не родителей.

Родителям бояться не стоит, они имеют полное право привести в 1 класс ребенка, который не умеет ни читать, ни писать, ни считать и преподаватель будет обязан научить его этому. Главная задача начальной школы – научить ребенка учиться, то есть сформировать у него навыки учебной самостоятельности, включая умение внимательно слушать, наблюдать, понимать, запоминать информацию, осуществлять мыслительные операции и так далее.

В первую очередь готовность к школе – это развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти и мышления. Кроме того необходимо владение базовыми навыками поведения в обществе, достаточный уровень социализации и развитая для беспрепятственного общения речь. Немаловажную роль играет личностная готовность ребенка, состоящая в мотивированном отношении будущего первоклассника к предстоящему переходу из дошкольного учреждения в школу. Проще говоря, ребенок должен хотеть идти в школу и проявлять интерес к новому виду деятельности – учению. Хотя здесь справедливо будет подчеркнуть, что, как правило, у детей интерес связан не с самим учебным процессом, а с тем, что его сопровождает – новая форма, красивый портфель, то есть внешними атрибутами принадлежности к статусу ученика. К сожалению, именно отсутствие личностной готовности к школе подводит первоклассников чаще, чем общее развитие.

- Однако в детских садах реализуются специальные образовательные программы. Воспитанники старших групп занимаются по прописям и выполняют домашние задания. В чем смысл этой работы?

- Занятия по прописям направлены не столько на написание букв, сколько на развитие мелкой моторики рук и на обучение ребенка ориентироваться в пространстве строчки, клетки, на листе в целом. Статистика показывает: к окончанию 1 класса многие дети обладают равными знаниями и навыками вне зависимости от того, пришли они в школу подготовленными или нет. Наоборот, ребятам, которых заранее научили читать и писать, очень быстро становится скучно за партой. Как следствие – теряется учебная мотивация, и вернуть ее потом бывает очень трудно.

- Получается, родители, начиная перед 1 классом интенсивно водить ребенка на подготовительные занятия, «крадут» у него радость познания нового?

- Нет, так говорить нельзя. Развитие ребенка в разумных пределах, без превышения допустимых норм нагрузки всегда полезно. Вопрос больше стоит о допустимости раннего и интенсивного обучения ребенка. Оно не всегда дает положительные эффекты, особенно это связано со здоровьем и эмоциональным состоянием дошкольника.

Вместе с тем предшкольная подготовка – это норма, которую должны обеспечить либо специалисты дошкольного образовательного учреждения, либо родители, найдя наилучший, приемлемый для ребенка вариант – в центре развития, школе, дома…

- Как еще можно подготовить ребенка, который не ходил в детский сад?

- У нас в крае хорошо развита система дошкольного образования, не предполагающая посещение ребенком детского сада. Она представлена как независимыми центрами развития детей, так и группами кратковременного пребывания, которые находятся непосредственно в средних и дошкольных учреждениях.

Если же родители хотят справиться с подготовкой самостоятельно, хочется попросить их «учить грамоте грамотно»: прежде, чем объяснять ребенку даже самые простые вещи, посоветуйтесь со специалистом, тем более что в большинстве дошкольных образовательных учреждений сейчас функционируют консультационные пункты. Иначе велика вероятность оказать малышу «медвежью услугу». Нередко ребята после таких домашних занятий приходят в школу с неправильно сформированным навыком чтения. В результате приходится их переучивать, а это не только трата времени, но и серьезный труд для самого ребенка.

- Куда могут обратиться родители, чтобы убедиться, что их дети готовы к школе?

- Диагностику готовности ребенка к школе проводят специалисты уже названных мною центров развития, дошкольных учреждений, а также центров психолого-педагогического сопровождения и консультирования. Только задаваться этим вопросом желательно не 31 августа, а хотя бы за год до зачисления детей 1 класс, чтобы успеть правильно выстроить программу индивидуального развития будущего ученика и формирования у него готовности к школе.

Особо я бы порекомендовала родителям, чьи дети находятся на семейном обучении, обращать внимание на их социализацию. Вы можете прекрасно развить речь, логическое мышление малыша и насытить его всевозможной информацией, но если ребенок не найдет контакта со сверстниками и не станет правильно воспринимать учителя, ему будет тяжело участвовать в образовательном процессе. Способность свободно общаться, конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми – залог успешного вхождения ребенка в школьную жизнь.

- Если в школе не имеют права отказать при приеме, зачем тогда учителя проводят с детьми собеседования?

- Действительно, подобная практика существует во многих средних общеобразовательных заведениях. Но делается это не с целью убедиться в наличии у ребенка знаний, а чтобы выявить степень его готовности к школе. Сейчас в начальных классах реализуется около 10 учебно-методических комплектов, которые при одинаковых позициях соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, различаются по принципам, технологиям организации учебной деятельности учащихся, приоритетам их развития, характеру взаимодействия педагога и детей. Одни программы предполагают короткий адаптационный период для первоклассников, готовых к процессу обучения, другие построены на постепенном переходе от игры к осознанной учебной деятельности. Собеседования перед зачислением ребенка в тот или иной класс направлены именно на выявление индивидуальных возможностей ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению, оптимальный подбор программы, которая окажется для него более комфортной и развивающей.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности